"Выше ноги
от земли" или ближе к себе |
|
Панк-рок появился в СССР в начале 80-х годов, прежде всего как явление социальное и имел своей целью "борьбу с тоталитаризмом во всех его проявлениях". (1) По словам одного из лидеров русского панка Егора Летова, они стремились разрушить "любой тоталитаризм, как в мышлении, так и в отношении каких-то человеческих связей, тем более, в государственных отношениях, из которых состоит весь цивилизованный Вавилон". Девизом панк-рока можно считать знаковую строчку из песни группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА: "Я всегда буду против". В итоге такая гражданская позиция завела панк-движение в тупик, так как при переходе страны к демократическому пути развития его лидеры вынуждены были примкнуть к тем, с кем раньше боролись - коммунистам и фашистам. Янка Дягилева, формально принадлежавшая к сибирской ветви русского панка, значительно выделялась своими творческими установками, что многократно отмечалось в критических статьях: "Янка сделала невозможное: приняв беспросветность, стала в ней источником света, перевела панковскую остервенелость в состояние трагизма". (2) Основной конфликт в творчестве Янки перерастает социальный уровень и переводится на уровень духовности. Трагедия человеческой личности, по Янке, лишь косвенно связана с недостатками общественной системы, корни ее лежат в самой сути человека. Жить вообще страшно. Неважно, в каком обществе. Основная для панк-рока идея протеста против всех и вся для творчества Янки не приемлема, так как протестовать против себя самого бессмысленно, а государственный строй изменить одному человеку не под силу. Невозможность преобразования окружающего мира
акцентируется мотивом замкнутого пространства: банки ("Про
Паучков"), карусели ("На Черный День"), колеса и -
остановившегося времени: Здесь не кончается война, Изменить миропорядок, общественную систему в
рамках одной человеческой жизни невозможно, но можно вернуться в собственное
детство и попытаться прожить жизнь заново, поэтому Янка часто обращается к
произведениям детской литературы и фольклора. Текст песни предваряет стихотворение, в котором мотив ожидания, назревания, начатого и незаконченного действия, задает эмоциональный тон всему произведению: Ожидало поле ягоды, Обыгрывается значение фразеологизма "ждать у моря погоды - рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным". (6) Пассивная позиция по отношению к окружающей действительности характерна для маленьких детей. И мир, рассматриваемый автором с точки зрения ребенка, находится в пограничном состоянии взросления. Жизненный цикл начат, но не может быть закончен, так как мир статичен, и ни одно действие не завершено. Эта ситуация усугубляется еще и тем, что контакт с другими людьми невозможен: Рассыпалось человечеством Для того, чтобы перейти на качественно новый уровень существования, необходимо оставить свое прошлое. Однако прошлое не отрицается полностью, на что указывает образ ленты нити волоса: "нить - один из древнейших символов (наряду с волосами), означающий сущностную связь между любыми из различных планов - духовным, биологическим, социальным": (7) Обвязала белой ниточкой, Осуществление этого перехода возможно, по мысли автора, только во сне, когда "человек оказывался перед пространством, подобным реальному и, одновременно, реальностью не являвшимся". (8) Таким образом, во сне можно прожить альтернативную жизнь, погрузиться в свой внутренний мир и попытаться изменить себя, но: С огородным горем луковым, Граница между сном и явью, погружение в страшный сон показано сменой стихотворного и музыкального ритма, который становится жестким, рваным. "Поросшее гнильем" "времечко само по себе", болото, рутина существования разрушаются под напором хаотичного движения: Понеслась по кочкам метла, Очищение и перерождение не состоялось, так как сон оказывается еще страшнее реального мира. Единственным способом существования в такой ситуации оказывается детская игра, правила которой в определенной степени организуют действительность:
Мотив потери связи с землей и последующей смерти восходит к мифологическим представлениям, наиболее ярко выраженным в древнегреческом мифе об Антее, великане, который был неуязвим до тех пор, пока прикасался к матери-земле, и был побежден Гераклом, задушившим его в воздухе. (9) Однако в тексте Янки Дягилевой он приобретает противоположную оценку. В абсурдном мире сна смерть воспринимается как выигрыш, удача, а жизнь - как обман. Осознание этого превращает жизнь в неразрешимую проблему:
Гордиев узел, в котором затянуты жизнь и
смерть, не может быть разрублен, (10)
его нужно распутать, чтобы решить проблему. Сон должен был помочь найти выход
из жизненного тупика, но ничего не прояснил, превратился в "глумливое
пророчество", "сказочку хуевую": А глумливое пророчество Правила детской игры, законы развития
сказочного сюжета, которые казались знакомыми и вселяли уверенность,
оборачиваются против игроков. Игра выходит из-под контроля, утрачивая
первоначальную функцию организации реальности. Эта утрата вызывает ощущение
обмана, несправедливости: Только сказочка хуевая, Происходит возвращение в изначальное состояние, но уже на качественно новом уровне. Трагическое мироощущение сменяется спокойным, гармоническим. Человеческая жизнь, заданная координатами "жизнь - сон - пробуждение - смерть", резонирует с природным циклом "весна - декабрь": Озаглавилась весна топором, Законы мироздания не могут измениться по
желанию человека, поэтому протестовать против них бессмысленно, их нужно
принять. Человек приходит к пониманию этого через взросление, которое
показано в тексте как цепочка утрат, разрушение детских иллюзий. Трагизм
этого факта преодолевается обращением к природному ритму жизни: смерти не
существует, есть только бесконечное повторение цикла, подчеркиваемое
кольцевой структурой текста. В этом авторская позиция созвучна архаическим
представлениям, отражающим "общую исходную схему, которая задает некий
общий ритм пространству и времени, создает определенную защищенность,
гарантированность, "уютность", настраивает на ожидание того, что
уже было, предотвращает ужас, неизменно связываемый человеком космологической
эпохи с разомкнутостью, открытостью, особенно с линейностью в чистом
виде". (11) А.С.Мутина (Ижевск) "Русская рок-поэзия: текст и
контекст" |
|
|