Виноградов о Янке
* * *
...В чугунных черепах отчаянный нечистый
считает рычаги начальственных речей…
Вот уже скоро исполнится пять лет со дня трагической гибели Яны Дягилевой — «Янки из Н-ска», поэзия которой — поэзия крика — по силе передаваемой боли ничем не уступает Егору Летову; по «болевому» фольклорному началу и концептуализму — Александру Башлачеву, корнями же своими восходит (ибо такие «корни» растут преимущественно вверх), как мне кажется, к «Стихам о неизвестном солдате» Осипа Мандельштама. Мне думается, что эта часть рок-поэзии, этот вид творчества есть именно диалектика крика, подчас многим, ее не ведущим, кажущейся «истерической». Хочется напомнить таким людям, что любой крик прекрасно резонирует от стен чужого молчания, замалчивания, невежества. Это — не истерика, не издевка, это — та самая — «органная» музыка, претворяющая дурной воздух человеческой беспощадности в поэтические глаголы, минуя общедоступные (сатирические, гротесковые, грубо-панковские и прочие разменные средства). Многие говорят также, что Янка сама повинна в разнообразных психических отклонениях и прочих «несчастных случаях» слушающих, якобы даже в самоубийствах. Но, повторяю, невежественно думать о таком творчестве как о «поэзии нигилизма» или же, наоборот, «поэзии сплочения», поэзии «клуба астральных знакомств». Лично я могу свидетельствовать, что несколько лет назад песни Янки и Летова спасли меня от непоправимого шага, — сам факт их существования утешил меня... Смерть же Янки — самоубийство — говорит (вопиет) о том кровавом невежестве тех, само существование которых вызывает желание смерти... Вспомните «Облако, озеро, башня» Набокова, — это невежество есть сама смерть, от которой бежит герой, еще не зараженный этой всемирной «анестезией-по-человечески». Янка же, всю жизнь носившая ее в своей душе, никогда не забывала о том, что язва эта смертельна. Вот, как мне кажется, истинный источник ее болезненно прекрасного творчества.
Денис Виноградов
1996
http://yankaforever.by.ru