Беседа Александра Верховского с Сергеем Гурьевым
(фрагмент) |
|
- А вот, помнится, в первом номере
«КонтрКультУР'ы» была статья, в которой говорилось, как это будет
неадекватно, если у Янки выйдет пластинка. Как ты относишься к этому
утверждению сейчас, когда пластинка вышла? Гурьев: Тогда - это был сентябрь 1989
года - андеграунд бежал от коммерческой формы демократии и еще иллюзорно демократизированной
коммерции. Все, что было демократическим, покупалось все лучше и лучше. Тогда
казалось, что этот окрашенный в демократию шоу-бизнес - страшное зло.
Андеграунд, который только заявил свою автономность от всех этих ужасных
процессов, должен был от них держаться подальше. А сейчас действительно возникла другая
ситуация: тотальный шоу-бизнес стал реальностью, он потерял в какой-то мере
преемственность со старыми тоталитарными структурами: монополия фирмы
«Мелодия» исчезла. Сейчас фирм масса. Собственно, Янка и ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
выпущены на совершенно независимой фирме «Тау продукт» (это один из осколков
первой независимой фирмы грамзаписи «Эрио»). Когда демократия пришла к власти, она перестала
восприниматься в связке с шоу-бизнесом (это серая масса только сейчас дозрела
до осознания данной связки). Есть экономическая реальность, а бегство от
экономической реальности нарушает органику жизни. Это было бы позерством и
попыткой противостоять историческому процессу, что всегда органики, по
большому счету, лишено. Нормальная взрослая, скажем, несколько стоическая
реакция на движение времени. С другой стороны, в этой ситуации Егор Летов
проявляется как человек, который оперирует своим имиджем. Теперь это просто
бросается в глаза: в свое время он нажил себе славу некоммерческого человека,
который пишет некоммерческий звук любой ценой, лишь бы это не пошло в коммерцию.
И когда миллионы стали перед ним за это преклоняться, он спокойно выпустил
этот некоммерческий звук на виниле. В принципе, в духе Летова было бы
заявить, что он все это не контролировал, что это вышло пиратски, он страшно
зол, все это гнусность. И это не означает, что он гнида или подонок, это
означает, что человек очень талантливо занимается мифотворчеством и
регулировкой обращения своего «Я» в масс-медиа. Это интересно. Мое видение Летова - такое. Для кого-то
оскорбительное по отношению к Летову, а на самом деле совершенно нормальное.
Вот Летов составил пластинку Янки. Там разные кусочки из альбома «Не
положено», из фирсовских записей, мне кажется, из концерта в Череповце. Для
этой пластинки, по-моему, Летов выбирал самое непрофессиональное, самое
искреннее, самое детское исполнение, какое только можно. Шел в этом до конца,
как бы принципиально наперекор идее винила. Концептуальный акт, совершенный
Летовым при впутывании в винил, это как бы очередное проявление его
декоративного нонконформизма квазичеловеческого толка. Статья опубликована в московской газете
«Панорама» (главный редактор - Александр Верховский) в июле 1993 года. Передана в оперативный архив редакции
"Энска" Сергеем Гурьевым. "Энск", 7
(43), 1994 |
|
|