В защиту контркультуры
Из: «В защиту контркультуры»
…Далее, в шести пунктах, я хочу показать основные особенности «подпольной поэзии», ее языка и стилистики. Большинство текстов цитирую по памяти, если кто-то обнаружит ошибки — буду рад исправить.
(…)
2. В стихотворениях активно используются цитаты и аллюзии. Причем цитирование имеет своеобразный «гипертекстовой» характер — используются, собственно, не конкретные слова или образы, а все цитируемое произведение как таковое, цитата — это ссылка на некий культурный ресурс, упоминание о чем-то, что читатель (слушатель) должен знать. Забавно, но мне известны несколько человек, которые познакомились с творчеством Леонида Андреева исключительно благодаря песне «Красный Смех» Романа Неумоева. Подозреваю, что немало новых читателей появилось у Г. Г. Маркеса после выхода альбом Егора Летова «Сто Лет Одиночества».
За крестом и нулем черти в стекла глядят.
За дырою в стене — тридесятый острог.
Отойду просто так. Посижу просто так
За огнем и стеклом, священно заплеванным.
(М. Мисак)
В данном случае — очевидная ссылка на песню Яны Дягилевой («Крестом И Нулем»). Это не заимствование, это, скорее, элемент коллективного творчества, — каждый художник помнит всех, кто творил до него, и сознает, что делает частицу общего дела.
(…)
4. «Непесенные» стихи частенько пишутся верлибром или свободным стихом. Тенденция заимствована у англоязычных поэтов и внедрена Егором Летовым. Практически все произведения Максима Мисака этот принцип иллюстрируют. К сожалению, куда-то задевался сборник стихов Яны Дягилевой, а то бы обязательно процитировал.
Алексей Вадимович
ТНА, 1999 (?)