Переписка с интернет-форума о Янке


Маленькое предисловие.

Усилиями нескольких людей, разбросанных по всей России, и связанных только Интернетом, выпускается самиздатовская газета «Голос» http://www.rusf.ru/tc/golos, посвященная творчеству известного писателя В. П. Крапивина http://www.rusf.ru/vk. Многие знают его, как детского писателя, многие – как фантаста. В любом случае книги его привлекают не только детей и любителей фантастики.

Заметки для газеты присылают сами читатели. Их тематика уже давно вышла за рамки обсуждения творчества писателя. Пишут обо всем, – о любимых книгах, о музыке, о себе, присылают различные размышления о «вечном». Около года назад нам пришла заметка от Тани Яналиной. После некоторых споров мы решили ее не печатать, – слишком уж спорные суждения выдвигаются в статье. Слишком уж легковесно и стебно она написана.

И именно недостатки статьи заставили меня написать Татьяне ответ. К сожалению, ответ был написан спустя год после получения заметки, да и автору так и не был отправлен.

Зато недавно я, блуждая по Сети, набрела на сайт иермонаха Григория, который, помимо своих церковных занятий, большой любитель русского рока, изучает его. Пишет статьи. Надо сказать, очень умные статьи. Рекомендую почитать на сайте http://hgr.narod.ru

В форуме этого сайта в тот момент велись дискуссии о творчестве Янки. Говорили и о суициидальной тематике в ее текстах. И вот, как-то все связалось у меня в голове – статья Яналиной (между прочим, поклонницы Янки, а в прошлом рок-музыканта), обсуждения на форуме, Янкина поэзия. И получилось то, что я написала. Но для начала сама статья Татьяны. Далее – мой текст. В конце – фрагменты из переписки с отцом Григорием по поводу моих заметок. Переписку по поводу статьи Яналиной я опустила, скажу лишь, что сочли ее слабой и неубедительной.

 

Жить или не жить? Вот в чем вопрос!

 

Жизнь ужасна и удавительна. Так кажется всем, кого заели проблемы. И вот тут возникает Оно. Искушение. Жгучее желание разрубить гордиев узел раз и навсегда. Выйти в чисто поле, найти дерево повыше, да веревку покрепче с собой прихватить... помучаются, гады, когда поймут, что потеряли! Знакомо, правда? Однако тут есть несколько нюансов.

Если вы решили отравиться (ну там, таблетки в огромном количестве заглотить, дихлофосом остограммиться) – знайте, что организм просто так не сдастся, и, прежде чем вы отойдете в мир иной, вас будет тошнить. Сильно. Долго. И все эти злобные, кого вы хотели достать своей смертью, найдут не просто хладный труп, но хладный труп в луже полупереваренных продуктов. Никакой красоты и благородства в смерти. Оно вам надо?

Петля... Звучит довольно многообещающе, но, опять-таки, есть одно «но», а именно: вы не умрете сразу. Вы добрых несколько секунд будете дергаться на веревке как паяц на ниточке, страдая от удушья. Агония, без нее никак. Глаза вылезут из орбит, язык вывалится до пояса, а в довершение всех бед запросто может произойти непроизвольное испускание мочи и кала. Кому хочется умирать засранцем?

Что тогда остается? Вскрыть вены. Ну, тут простора для фантазии хоть отбавляй. Хотя тоже есть свои нюансы. Во-первых, после потери некоторого количества крови вас начнет тошнить. Во-вторых, вы испачкаетесь ей по самые уши и испачкаете все вокруг себя. Можно, конечно, спускать кровь в ванную, присев на табуретку (на бортике сидеть неудобно), но ждать придется долго. В третьих, вскрывать вены больно. Очень. Вы когда-нибудь палец себе резали? Ну, когда там лук чистили, или еще что? Так вот, резать вены еще больнее, а чтобы кровь потекла ручьем, – одним надрезом не обойдешься. Так стоит ли? К тому же вероятность того, что вас спасут, очень велика и придется вам, отлежав свое в больнице, возвращаться домой, и все это кровавое безобразие за собой убирать.

Выброситься из окна... Тоже не идеальный вариант. Снегу возле домов навалом и вероятность летального исхода составит процентов 60. Остальные 40% идут на то, что в результате своих прыжковых упражнений вы получите инвалидность.

Отсюда вывод: играть в суицид не стоит. Неблагодарное это занятие и, с точки зрения любой религии, весьма и весьма греховное. А что до неприятностей: Они пройдут. Все проходит. Знаете, есть такая притча. У царя Соломона, известного своей мудростью, был перстень, на внешней стороне которого была выгравирована надпись «Все пройдет». Но однажды неприятности окончательно достали мудреца. В порыве ярости он сорвал кольцо с пальца и совсем уже было собрался швырнуть его на пол, но увидел на внутренней стороне еще одну надпись: «Пройдет и это».

Татьяна Яналина (Новый Уренгой)

 

 

Пособие для начинающих самоубийц

Способы

Рассмотренные в статье Татьяны Яналиной:

1.      Отравиться

2.      Повеситься

3.      Вскрыть вены

4. Броситься с высоты

Прочие способы (до которых уважаемый автор не додумалась, либо не пробовала):

5.      Застрелиться

6.      Утопиться

7.      Самосожжение

8.      Броситься под поезд

9.      Электрический ток

10.  Свариться в кипятке

11.  Замерзнуть

12.  СПИД

 

Аллюзии в творчестве Янки Дягилевой

 

Общие цитаты (без привязки к какому-либо способу):

 

Так иди и твори, что надо, не бойся, никто не накажет. Теперь ничего не свято… (1985)

Люди забыли Бога, люди плечами жали (1986)

Наивные созвездия за медицинской ширмою накроют покрывалом мой безвременный уход (1987)

А наше время истекло! (1987)

Кто не простился с собой, кто не покончил с собой. Всех поведут на убой (1987)

И я хожу по струнке вверх и вниз

Помножив зов Туда на зов Оттуда

…А кто-то растворился во Вселенной и Богом стал

Но кто же вам сказал, что всем туда же? (1989)

 

Далее по пунктам:

1. Крепкий настой, кукиш у носа…

В горло глоток – может, простят… (08.1987)

На счастье – понимание (на здоровье)

Глотаем яд в таблетках пожелтевших (1989)

Безболезненный укол, кол осиновый в песок… (1989)

2. Ждем с небес перемен, – видим петли взамен (1987)

На перебитых фонарях обрывки петель (нач. 1988)

Украсить интерьеры и повиснуть на стене (01.1989)

3. Рваная рана, кривая железка (06.1987)

Вены дрожат – все налегке (08.1987)

4. С башни вниз полетишь, если ветер внутри

Если нет, – будешь камнем лежать под горой (06.1987)

Темный пролет, шире глаза (08.1987)

Коммерчески успешно принародно подыхать,

О камни разбивать фотогеничное лицо (01.1989)

А я почему-то стою и смотрю до сих пор,

Как многоэтажный полет зарывается в снег (01.1989)

По шершавому бетону на коленях вниз

Разлететься, разогнаться – высота, карниз (1989)

Многоэтажная радость – очень много света,

Очень много яркого света (1989)

5. Два глаза мелкого калибра целятся насквозь (1987)

Мне придется променять осточертевший обряд на смертоносный снаряд (1987)

Озаглавилась весна топором, успокоилась река декабрем,

Утро одиноким выстрелом (1990)

6. В тихий омут буйной головой (1987)

К сердцу платок, камень на шею (08.1987)

Нелепая гармония пустого шара заполнит промежутки мертвой водой (1988)

Седьмая вода, седьмая беда…

До самого дна по стенам крюки (01.1989)

Придет вода. Я буду спать (1990)

7. Уголек упал на дощатый пол, опрокинулась лампа яркая, занялась огнем занавесочка (09.1987)

8. Чтоб остаться там лежать, когда по нам поедут серые машины,

Увозя с собою тех, кто не хотел в грязи валяться (нач. 1988)

Под ноги, под колеса, под тяжелый молоток (01.1989)

8-9. На провода из-под колес, да на три буквы с-под асфальта (1987)

10. Мы под струей крутого кипятка (08.1987)

11. Слабо до утра заблудиться в лесу и заснуть (01.1989)

12. Извините, этого способа у Янки не описано, не было это так актуально при ее жизни…

(Анализ проведен по книге «Русское поле экспериментов»)

 

 

Переписка с форума

 

На перебитых фонарях обрывки петель (нач. 1988)

– Не уверен, что здесь о самоубийстве: м. б., о насильственной смерти (обычно на фонарях «вешают», а не вешаются; или это у меня такое восприятие – вследствие детской (дохристианской) мечты когда-нибудь перевешать так коммунистов?..) Эту песню надо как-то внимательнее проанализировать.

– Да, песня очень многоплановая, единственный подробный анализ я встречала в статье Елены Хаецкой (см. «Придет вода») – после него уже трудно сказать что-то новое. Но понимать фразу можно и как убийство, и как самоубийство. В любом случае, она о неизбежности смерти и о стремлении к ней.

 

Коммерчески успешно принародно подыхать,

О камни разбивать фотогеничное лицо (01.1989)

– Это о самоубийстве Башлачева, и неодобрительно (хорошо, мне кажется, разобрано в книжке Ю. Доманского «Тексты смерти» русского рока», Тверь, 2000).

– Не вполне согласна. В этой песне Янка размышляет не только о Башлачеве, но и о себе, примеряет его судьбу на себя. И вовсе не с осуждением говорит она о Башлачеве. Он-то как раз не был всенародным любимцем публики, а таким же андеграундным человеком, как и Янка. В песне боль за всех наших поэтов с трагической судьбой, и плач по себе самой, предвидение собственной судьбы, а, может, и уже решенный вопрос выхода из тупика. В конце концов, в этой песне «рассмотрено» несколько способов смерти, не только «о камни разбивать».

 

А я почему-то стою и смотрю до сих пор,

Как многоэтажный полет зарывается в снег (01.1989)

– И это, кажется, о Башлачеве, – но тут совсем по-другому, с явной примеркой на себя (т. к. здесь уже нету «принародности» и др. атрибутов самоубийства поэта, – особый жанр самоубийств, от которого Янку, должно быть, тошнило; см. «Продано»).

– Согласна. Только опять же, не думаю, что Янка считала самоубийство Башлачева каким-то неправильным, показным.

 

Два глаза мелкого калибра целятся насквозь (1987)

– Это ведь тоже внешняя опасность, а не суицид (См. Ваши же слова на форуме об этой песне «Медведь Выходит»)

– Знаете, это тоже род суицида – сознательно напороться на неприятности, после которых уже не остается иного выхода. Самому себя загнать в угол, из которого выход уже только один. А по-другому Янка, видимо, жить не умела, или считала недостойным для себя.

 

Мне придется променять осточертевший обряд на смертоносный снаряд (1987)

Это тоже не прямо о самоубийстве. Здесь более общая (мне кажется) мысль: вместо бессмысленного времяпрепровождения, – т. н. «жизни», – придется иметь дело с ее реальностью, т. е. с собственной смертью...)

– То же самое. Сознательный путь в тупик. «Придется променять». Не очень-то и хочется, но придется.

 

Озаглавилась весна топором, успокоилась река декабрем,

Утро одиноким выстрелом (1990)

– Да, это точно. Странное дело, одна юная специалистка по фольклору, которая делала в Твери доклад по этой песне («Выше ноги от земли»), хорошо разобрав игровой background, совершенно не поняла смысл финальной строки (усмотрела в ней happy end какой-то).

– А так и есть. Для Янки смерть – это успокоение, выход, решение всех вопросов. Оттого и кажущееся умиротворение в последней строчке, несмотря на страшный, по сути, смысл. Это же прямое описание смерти: топор, выстрел. Сон зимней реки подо льдом– тоже метафора смерти. Вывод я бы сделала другой: пытались жить, – не получилось, искали выхода во сне, – сон оказался еще страшнее, чем явь. Возвращение в детство тоже не принесло желанного успокоения, потому что оно искусственно, да и от прошлого отречься полностью невозможно. Остается один выход: смерть. Только она и принесла истинное успокоение и разрешила все противоречия. Собственно, такой вывод делается практически во всех Янкиных песнях, в этом смысле она очень целостный поэт – все время говорит об одном и том же, что ее больше всего волновало, видимо.

 

Нелепая гармония пустого шара заполнит промежутки мертвой водой (1988)

– Не могу с Вами поспорить, но и не уверен, что здесь именно о самоутоплении. М. б., что-то более архетипическое: заполнение всего водой – это образ смерти (тем более, «мертвой водой»); ср. «Придет Вода».

– Тем не менее, «Домой» – одна из самых душераздирающих и суициидальных песен – апогей ее поэзии, концентрация всего, что она сказала в других своих творениях. Хотя насчет приведенной мною метафоры можно действительно спорить.

 

Седьмая вода, седьмая беда…

…До самого дна по стенам крюки (01.1989)

Придет вода. Я буду спать (1990)

«Придет вода» – это не обязательно та вода, в которой топятся. Мне тут, скорее, видится вода, заполняющая могилу. У Янки есть песни, спетые как бы из могилы («Reggae», «Особый Резон»). Могила, заполняющаяся водой, – это, мне кажется, новая картина из той же галереи.

– «Reggae», действительно, спето как бы с той стороны. «Особый Резон» – все-таки еще с этой. «Придет вода» – опять же, понимать можно по-разному, но почему-то ассоциируется однозначно с ее реальной смертью. Может быть, если бы Янка погибла по-другому, и песня бы воспринималась чуть иначе. А так – ну, как бы Янка всю свою творческую жизнь сознательно шла к смерти, и смерть шла к ней. И, наконец, они встретились. Смерть нашла ее в образе воды. Пришла вода к Янке. Пришла и забрала ее к себе.

http://yanka.narod.ru.

http://yanka.lenin.ru

 


ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД