| 
   Свежий ветер
  избранных пьянил, 
  С ног сбивал, из
  мертвых воскрешал... 
  Потому что если не
  любил, –  
  Значит, и не жил,
  и не дышал. 
  В. С. Высоцкий 
    
  НА УЗКИХ ПЕРЕКРЕСТКАХ МИРОЗДАНЬЯ
  Все началось с любви, и до сих
  пор продолжается благодаря ей. 
  Осенью1997
  года, в очень тяжелый в личном плане для меня период, ко мне как-то зашел
  Яков Соколов – немного журналист, немного музыкант, немного тусовщик, во всех означенных ипостасях предпочитающий
  называть себя Я-Ха, – и как-то невзначай, с целью
  отвлечь меня от муторных мыслей, предложил занятие: разобрать и привести в
  порядок весь имеющийся у нас газетно-журнальный архив по Янке Дягилевой.
  Надо заметить, что Яков с ранней юности был трепетным ее поклонником; обо мне
  то же самое сказать было сложно, но, тем не менее, его предложение меня
  привлекло, и мы стали, не торопясь, сортировать вырезки и делать ксерокопии
  страниц самиздатовских журналов – без какой-то конкретной цели, а так, «для
  себя». Помнится, Я-Ха хотел
  сделать из найденного некий машинописно-ксероксный
  сборник, – что-то наподобие известного посвященным второго номера журнала
  «Штирлиц», так и не увидевшего свет... 
  Однако под Новый год ко мне
  заехал один московский приятель (назову его А.), имеющий отношение к
  книгоиздательству, и на наш с Яковом чисто умозрительный вопрос о том, можно
  ли издать наше архивное собрание официально, неожиданно ответил: «Давайте
  попробуем». После чего наш труд приобрел осмысленный характер: статьи
  отправлялись в Москву в набор и верстку, фотографии – на сканирование (у нас
  самих тогда компьютеров не было и не предвиделось)... Внятная цель
  концентрировала внимание: неожиданно мы стали находить раритеты. Так,
  например, вопрос из викторины (!) в провинциальной молодежной газете привел к
  обнаружению (а позднее и изданию) редчайшей записи – концерта Янки с
  музыкантами ИПВ в Кургане... 
  К маю 1998 года Александр
  Долгов заказал мне для FUZZA
  большую статью о Янке. Я как раз была, что называется, «в материале», поэтому
  охотно согласилась. Села писать, – и тут со мной стало происходить нечто
  странное. Прозаически перебрав заново весь архив, я вдруг каким-то
  мистическим образом почувствовала Янку, увидела ее внутренним взором,
  «глазами души», как говорят поляки, – и не просто написала статью, а прожила
  ее так интенсивно и глубоко, что месяца два еще приходила в себя, выплывая из
  этого непонятного состояния. И вот тогда, со статьи «Хроника явленой смерти», Янка для меня началась уже всерьез. И
  работа над книгой – тоже. 
  Еще после этого я поняла, – и
  Яков со мной согласился, – что знаем мы пока о Янке очень мало, и, кроме
  того, простой компиляцией расхожих фактов ее
  биографии ограничивать наш труд нельзя. Потому что из цифр и дат не
  складывается реальный образ, а набор мифов, легенд и штампов, кочующий из
  материала в материал, заслоняет живую, настоящую
  Янку. Хотелось узнать ее, понять, в какой-то степени вернуть, что ли...
  Появилась идея брать интервью у друзей и знакомых Янки. Начали с Сергея
  Фирсова, он рекомендовал нам еще пару людей, те – еще пару... Мы разыскивали
  их и разговаривали с ними, столкнувшись с удивительным обстоятельством: самые
  недоверчивые затворники, самые замученные журналистами музыканты при одном
  упоминании имени Янки теплели лицом и голосом, рассказывая нам об очень
  тонких, почти интимных своих переживаниях, давая в пользование просто «под
  честное слово» фотографии и документы из личных архивов... Что двигало ими –
  любовь к Янке? Наверно. Но еще, наверно, они чувствовали, что она движет и
  нами. Нас как-то сразу включили в этот круг любящих и знающих, – и до
  сих пор те из них, с кем у меня завязались дружеские отношения, порой
  разговаривают со мною так, будто я, подобно им, знала Янку, была ее другом. А ведь в действительности я видела ее всего один раз, – и то
  издали, не зная даже имени, на концерте в питерском ДК Пищевиков в феврале
  1989 года... Но теперь и у меня иногда возникает ощущение, что мы с
  Янкой знали друг друга. Пили кофе в «Сайгоне», болтали за скудным ужином после
  квартирников, кочевали по холодным флэтам... Мы и в самом деле обе жили так, почти в одно
  время, но в параллельных плоскостях, не пересекаясь, – и всё же... всё же теперь
  мы с ней знакомы. Я уверена в этом. 
  ...В августе 1998 года случился
  пресловутый «кризис». Мы с Яковом наивно полагали, что уж на чём-чём, а на
  нашей работе над книгой он никак не отразится. Наша ошибка обнаружилась в
  декабре, когда мне позвонил Олег Коврига, и на вопрос о том, когда же он
  все-таки пришлет нам давно обещанные воспоминания о Янке,
  удивленно ответил: «Зачем? Книга-то уже вышла!» Я бросилась
  звонить А. Тот долго что-то мямлил, но в результате сообщил, что те
  самые московские издатели, с которыми он взял на себя труд общаться от нашего
  имени, испугавшись подорожания бумаги, срочно издали книгу, – вернее,
  довольно хаотичный набор материалов, не отредактированных и не откомментированных нами. Почему мы узнали об этом в
  последнюю очередь и через десятые руки, он так и не смог внятно объяснить, –
  равно как и степень своей личной осведомленности о происшедшем. 
  Когда мы всё-таки получили на
  руки свои 20 авторских экз. (какая щедрость со стороны бедного испуганного «Искера», выпустившего книгу тиражом примерно 1500
  экземпляров и успешно ее распродавшего!) и рассмотрели их внимательно, то
  поняли, что в целом не всё так ужасно, как могло бы быть. Но не покидало
  ощущение, что нас насильственно прервали на самом интересном месте.
  Поддаваться внешнему насилию люто не хотелось, и на мини-военном совете мы с
  Яковом решили продолжать работу над книгой. Опять – «для себя». Для души,
  если выражаться точнее. То, будет ли кем-либо и когда-либо издан результат
  наших трудов, казалось нам не слишком важным. Важнее было закончить начатое. 
  Был составлен огромный список
  нужных нам людей. Были написаны письма по всем известным адресам. Был начат –
  с помощью девушки, которая ныне занимается сайтом www.yanka.lenin.ru
  – поиск материалов в Интернете. Были заново перетрясены все доступные нам
  газетно-журнальные архивы. И, наконец, к осени 1999 года назрела настоятельная
  необходимость ехать «в фольклорную экспедицию» – в Новосибирск, чтоб
  пообщаться там с родственниками и ближайшими друзьями Янки. 
  Новосибирск меня потряс. Трудно
  сказать, чем конкретно, но общее ощущение спокойного дружелюбия и теплоты
  этого города меня не покидает до сих пор. Города, где почти нет памятников
  архитектуры, но зато вдоль парка стоит длинный стенд с надписью «Да
  здравствует то, благодаря чему мы, несмотря ни на что!», а возле
  продовольственной базы висит плакат с белым голубем и текстом «Мир, рис,
  сахар». Где весь наземный транспорт прекращает работу в 11 часов вечера, а на
  метро невозможно добраться ни в одно нужное место. Где продаются вкуснейшие
  булочки с прелестным названием «посыпушки». Где не
  у всех в квартирах есть мебель, но у каждого стоит компьютер. Где абсолютно
  незнакомые прежде люди чуть ли не с порога приглашали нас переночевать... 
    
    
    
  В первый же день мы поехали на Заельцовское кладбище, три часа бродили под моросящим
  дождем и падающими золотыми листьями, но Янкину
  могилу так и не нашли. И уже на выходе с кладбища увидели мотоциклиста –
  молодого парня в черной косухе. Наугад спросили, мол, не знает ли... и тут же
  получили ответ: «Садитесь, отвезу». Отвез – на полной скорости через все
  кладбище – и уехал. Было в этом что-то причудливо правильное, как и во всем
  прочем, что с нами происходило.  
  Могилка оказалась жалостная –
  на краю кладбища, возле помойки; этакий солдатский
  столбик посреди осенней грязи, неприметный и неухоженный. Меня это, помню,
  ввело в состояние холодной ярости, и когда мы вышли с кладбища, я решила:
  наизнанку вывернусь, но книгу мы сделаем. Потому что если нормального
  памятника Янке никто не поставил... пусть будет такой. Из слов и бумаги. Из
  живых воспоминаний. Из реальной, запечатленной любви. 
  Сейчас, насколько я знаю, Янкины друзья все-таки привели могилу в порядок,
  поставили что-то пристойное, – но от своих тогдашних мыслей я не отказываюсь
  и теперь. В конце концов, «памятник» имеет в корне слово «память», – и она
  вовсе не исчерпывается камнем, под которым лежит тлеющая человечья плоть. 
  Были еще мысли – нежданные,
  ясные... Когда мы ехали в маршрутке после неудачной попытки взять интервью у
  одного близкого Янке человека, вдруг подумалось: что скажут мои друзья
  тем людям, которые, быть может, станут расспрашивать их после моей смерти?
  Станут ли откровенничать, раскроют ли какие-то не предназначенные для
  посторонних секреты, поделятся ли чем-то очень личным,
  – даже если вопросы будут задаваться не из праздного любопытства, а из такой
  же любви? Что я сама смогу рассказать о близком мне человеке, если он, не
  приведи Господь, погибнет, - а чего не смогу? После таких размышлений я
  перестала обижаться на тех Янкиных знакомых, кто
  отказывал нам в общении. И даже самые нелепые, с нашей точки зрения, причины
  отказа для них, очевидно, имели право на существование. Потому что любовь –
  это таинство. Даже любовь к тому, кто давно уже ушел. 
  И всё же главное воспоминание о
  Новосибирске – это отчетливое ощущение присутствия Янки. Даже не в городе,
  а во мне самой. Гораздо позже, редактируя книгу, я, не сверяясь с оригиналом,
  всегда узнавала неверно процитированные строчки Янкиных
  стихов, – притом, что ни одного не помнила наизусть, а ассоциативный ряд в
  них довольно сложен. Просто сразу понимала: Янка не могла так написать. Вот
  это – не ёё слово, не её мысль... Там же, в Новосибирске, я осознала, что
  Янка не покончила с собой. Это было всё, что угодно – несчастный случай,
  убийство, – но только не суицид. И не потому, что на том участке реки Ини воды, как мне говорили, воробью по колено, и в начале
  мая она еще очень холодная, и топиться в таких условиях... Это логика, а у
  меня только ощущения, но они говорят: самоубийства не было. Не могу
  объяснить. Просто чувствую. Чувствую – Янку. 
  Сергей Гурьев написал недавно,
  что книга, которую мы выпустили, – страшна. Может быть, и кому-то еще так
  кажется, но только не нам. Мы работали над ней с любовью и радостью. Мы
  сознательно выбрали для ее обложки белый цвет. Белый свет... Я не согласна с
  теорией того же Гурьева (и некоторых других людей), что поскольку 1991 год
  был тяжелым и жутким, Янка чуть ли не принесла себя в жертву, этаким агнцем «всю тяжесть с собой унесла». У меня,
  например, этот год был счастливейшим в жизни, – что ж я, выродок,
  не почувствовавший «того, что нужно»? Я не считаю Янку фигурой, вокруг
  которой позволено строить теорию и мифологию суицида. Мне жаль Летова, которого несчастная карма заставляет переживать
  не только смерть близких, но и обвинения в ней. Все
  мы живем, как можем, все влияем друг на друга... Коряво и неловко сложившаяся
  короткая Янкина жизнь всё же, наверно, не была
  тотально несчастливой. Она любила и была любима, она хохотала и дурачилась...
  она писала песни, наконец, а уметь писать и петь такие песни – не
  только крест, но и счастье. 
  ...На приведение всех собранных
  материалов в порядок у нас ушел почти год. Летом 2000 года мы стали всё же
  потихоньку искать способ все это издать. Связываться с сомнительными
  конторами типа «Искера» не хотелось, а к приличным было непонятно, как подступиться. Одно
  солидное московское издательство, известное по различным толстым книжкам о
  роке, долго кормило меня завтраками, пока не выдало открытым текстом: «Это
  некоммерческий проект, он нас не интересует» (забегая вперед, скажу, что
  первый тираж книги уже давно разошелся, и нас постоянно просят о допечатке, –
  которая, я надеюсь, вскоре будет). Другие реагировали примерно так же. И тут
  судьба снова пошла нам навстречу: мой старинный питерский друг, никакой не
  издатель, но профессиональный полиграфист, узнав о наших мытарствах,
  предложил помощь. Совершенно бескорыстно: «Если книга окупится, - хорошо,
  если нет, - то и ладно». Скрупулезно следовал всем нашим (зачастую весьма
  дилетантским, наверно) указаниям по верстке. Терпеливо ждал, пока мы сделаем
  4 вычитки черновых распечаток. Не испугался 600-страничного объема книги
  (когда я получила сигнальный экземпляр, меня в первую очередь поразила его
  тяжесть и толщина). Утряс все книгоиздательские формальности. И, наконец,
  осенью 2001 года пачки книг, удивительно шелковистых и теплых на ощупь,
  разошлись по музыкальным магазинам... 
  В предисловии к книге мы с
  Яковом выразили признательность всем, кто нам так или иначе помог, но я и по
  сей день испытываю ко всем этим людям чувство горячей благодарности. Счастливый
  ли случай сводил нас с ними, имя ли Янки открывало нам двери и сердца, – но
  мы постоянно ощущали доброту и радушие, исходящее ото всех, с кем нам
  довелось иметь дело. Юля с Димой в Новосибирске, отдавшие нам ключи от своей
  комнаты на следующий день после знакомства... Черный Лукич, который был
  просто нашим ангелом-хранителем, добывая нам всевозможные адреса и телефоны,
  и терпеливо перенося наше ежедневное присутствие на своем рабочем месте...
  Ира Летяева (я до сих пор не могу понять, через
  какую гласную нужно писать ее фамилию), с которой мы проговорили всю ночь, –
  пусть она запретила записывать беседу на диктофон, всё равно это было не
  зря... Иваныч, Джекл, Нюрка, Древаль, Валерыч, Федяй, Колесов... Мои коллеги, терпеливо сносившие мои долгие «нештатные»
  переговоры по межгороду и Интернету; Таня, до упаду набиравшая расшифрованные
  интервью, а потом верставшая набранное; Маша, которая выложила книгу на сайт
  и постоянно занимается его обновлением, выискивая всё новые материалы... обо
  всех можно рассказывать очень много, и только хорошее.  
  Ко всем благодарностям я хочу
  добавить сейчас еще одну – Александру Долгову, моему Главному редактору,
  которому принадлежала идея сделать этот номер FUZZA своеобразным дайджестом книги
  «Янка». Разумеется, его решение мне приятно и даже лестно, но суть вовсе не в
  этом (тем более что я вовсе не хочу войти в историю отечественной
  журналистики только как автор «той самой книги»). Суть в том, что многие
  люди, которые по разным причинам не смогли приобрести книгу, теперь смогут прочесть
  что-то новое о Янке. И, как знать, – может быть, те,
  кто не слышал ее песен прежде, захотят их услышать. Полюбят их. Полюбят Янку. 
  Те подписчики, у которых есть
  книга, тоже, надеюсь, не будут разочарованы: я включила в этот номер
  несколько новых фрагментов, найденных или опубликованных уже после ее
  выхода.* О Янке по-прежнему пишут. Жаль, что не всегда эти статьи
  оригинальны, – многие просто компилируют материалы книги, ленясь или не
  считая нужным самостоятельно осмыслить судьбу Янки и ее творчество. Была, к несчастью, и одна омерзительная статейка в популярной
  газете, где авторша, допустив еще и тьму фактологических
  ошибок, вывела Янку этакой стервозной и склочной бабищей, всех между собой
  ссорящей и набиравшей в группу исключительно своих любовников, – причем, «для
  достоверности», написано все это было на основе интервью, которых (я точно
  знаю) никто на самом деле не давал. Хочется все же надеяться, что этот
  позорящий саму профессию журналиста опус – явление единичное. Что и в будущем
  о Янке станут писать так, как она того заслуживает, – с
  вниманием, уважением и любовью. 
    
  Екатерина Борисова 
  FUZZ №1/2004 (специальный номер только
  для подписчиков «Янка») 
    
  * Все новые фрагменты, вошедшие
  в этот номер, представлены на сайте (это ряд материалов 2001-2003 годов,
  рецензии на книгу и несколько архивных рецензий из FUZZА). Принципиально новые материалы – интервью с В. Бутусовым,
  взятое специально для номера, иные фотографии тех людей, чьи интервью в
  сокращенном виде вошли в номер (Е. Летов, Черный
  Лукич,  Кузя Уо,
  С. Фирсов, А. Чернецкий, Д. Ревякин, В. Чаплыгин,
  А. Машнин, Л. Федоров, Полковник, К. Комаров, А. Плюснин, Манагер, Ник Рок-н-Ролл), фото авторов книги, а также краткая
  биография Е. Борисовой и ее фото. 
  Также к номеру прилагается
  компакт-диск с альбомом Янки «Продано!» от «Бомбы-Питер»/«Manchester Files» (специальный тираж не для
  продажи). 
    
  Краткая биография Е. Борисовой 
    
   
  Родилась и выросла в Санкт-Петербурге (Ленинграде). Закончила английское отделение
  филологического факультета ЛГУ (СПбГУ), защитила диплом по художественному
  переводу. 
  Рок-музыкой увлеклась еще в
  школьные годы. После первых опытов в факультетской стенгазете «Зеркало»
  решила заняться музыкальной журналистикой профессионально. Первые публикации
  – 1988-1989 годы, в латвийских и эстонских русскоязычных молодежных газетах.
  С 1990 по 1994 год («от звонка до звонка») – корреспондент и региональный
  представитель газеты «ЭНск» (Новосибирск). С 1994
  года – постоянный автор (с 2000 – еще и литературный редактор) журнала FUZZ. 
  Сотрудничала и (продолжает
  сотрудничать) со многими самиздатовскими и сетевыми проектами. В 1994-1996
  гг. вела авторскую программу об отечественном музыкальном андеграунде на
  петербургском радио «Катюша». Участвовала в организации и была ведущей ряда
  петербургских рок-фестивалей: «Фестивальрусского
  акустического андеграунда» (1995), четыре «Лестницы» (1998-1999), «Рок к
  небу» (2003). 
  Автор-составитель (совместно с
  Яковом Соколовым) книг «Янка Дягилева. Придет вода» (1998) и «Янка» (2001,
  расширенное и дополненное издание). В настоящее время работает над книгой о
  Юрии Наумове. 
   | 
     |