НА УЗКИХ ПЕРЕКРЕСТКАХ МИРОЗДАНЬЯ


 

Свежий ветер избранных пьянил,

С ног сбивал, из мертвых воскрешал...

Потому что если не любил, –

Значит, и не жил, и не дышал.

В. С. Высоцкий

 

НА УЗКИХ ПЕРЕКРЕСТКАХ МИРОЗДАНЬЯ

Все началось с любви, и до сих пор продолжается благодаря ей.

Осенью1997 года, в очень тяжелый в личном плане для меня период, ко мне как-то зашел Яков Соколов – немного журналист, немного музыкант, немного тусовщик, во всех означенных ипостасях предпочитающий называть себя Я-Ха, – и как-то невзначай, с целью отвлечь меня от муторных мыслей, предложил занятие: разобрать и привести в порядок весь имеющийся у нас газетно-журнальный архив по Янке Дягилевой. Надо заметить, что Яков с ранней юности был трепетным ее поклонником; обо мне то же самое сказать было сложно, но, тем не менее, его предложение меня привлекло, и мы стали, не торопясь, сортировать вырезки и делать ксерокопии страниц самиздатовских журналов – без какой-то конкретной цели, а так, «для себя». Помнится, Я-Ха хотел сделать из найденного некий машинописно-ксероксный сборник, – что-то наподобие известного посвященным второго номера журнала «Штирлиц», так и не увидевшего свет...

Однако под Новый год ко мне заехал один московский приятель (назову его А.), имеющий отношение к книгоиздательству, и на наш с Яковом чисто умозрительный вопрос о том, можно ли издать наше архивное собрание официально, неожиданно ответил: «Давайте попробуем». После чего наш труд приобрел осмысленный характер: статьи отправлялись в Москву в набор и верстку, фотографии – на сканирование (у нас самих тогда компьютеров не было и не предвиделось)... Внятная цель концентрировала внимание: неожиданно мы стали находить раритеты. Так, например, вопрос из викторины (!) в провинциальной молодежной газете привел к обнаружению (а позднее и изданию) редчайшей записи – концерта Янки с музыкантами ИПВ в Кургане...

К маю 1998 года Александр Долгов заказал мне для FUZZA большую статью о Янке. Я как раз была, что называется, «в материале», поэтому охотно согласилась. Села писать, – и тут со мной стало происходить нечто странное. Прозаически перебрав заново весь архив, я вдруг каким-то мистическим образом почувствовала Янку, увидела ее внутренним взором, «глазами души», как говорят поляки, – и не просто написала статью, а прожила ее так интенсивно и глубоко, что месяца два еще приходила в себя, выплывая из этого непонятного состояния. И вот тогда, со статьи «Хроника явленой смерти», Янка для меня началась уже всерьез. И работа над книгой – тоже.

Еще после этого я поняла, – и Яков со мной согласился, – что знаем мы пока о Янке очень мало, и, кроме того, простой компиляцией расхожих фактов ее биографии ограничивать наш труд нельзя. Потому что из цифр и дат не складывается реальный образ, а набор мифов, легенд и штампов, кочующий из материала в материал, заслоняет живую, настоящую Янку. Хотелось узнать ее, понять, в какой-то степени вернуть, что ли... Появилась идея брать интервью у друзей и знакомых Янки. Начали с Сергея Фирсова, он рекомендовал нам еще пару людей, те – еще пару... Мы разыскивали их и разговаривали с ними, столкнувшись с удивительным обстоятельством: самые недоверчивые затворники, самые замученные журналистами музыканты при одном упоминании имени Янки теплели лицом и голосом, рассказывая нам об очень тонких, почти интимных своих переживаниях, давая в пользование просто «под честное слово» фотографии и документы из личных архивов... Что двигало ими – любовь к Янке? Наверно. Но еще, наверно, они чувствовали, что она движет и нами. Нас как-то сразу включили в этот круг любящих и знающих, – и до сих пор те из них, с кем у меня завязались дружеские отношения, порой разговаривают со мною так, будто я, подобно им, знала Янку, была ее другом. А ведь в действительности я видела ее всего один раз, – и то издали, не зная даже имени, на концерте в питерском ДК Пищевиков в феврале 1989 года... Но теперь и у меня иногда возникает ощущение, что мы с Янкой знали друг друга. Пили кофе в «Сайгоне», болтали за скудным ужином после квартирников, кочевали по холодным флэтам... Мы и в самом деле обе жили так, почти в одно время, но в параллельных плоскостях, не пересекаясь, – и всё же... всё же теперь мы с ней знакомы. Я уверена в этом.

...В августе 1998 года случился пресловутый «кризис». Мы с Яковом наивно полагали, что уж на чём-чём, а на нашей работе над книгой он никак не отразится. Наша ошибка обнаружилась в декабре, когда мне позвонил Олег Коврига, и на вопрос о том, когда же он все-таки пришлет нам давно обещанные воспоминания о Янке, удивленно ответил: «Зачем? Книга-то уже вышла!» Я бросилась звонить А. Тот долго что-то мямлил, но в результате сообщил, что те самые московские издатели, с которыми он взял на себя труд общаться от нашего имени, испугавшись подорожания бумаги, срочно издали книгу, – вернее, довольно хаотичный набор материалов, не отредактированных и не откомментированных нами. Почему мы узнали об этом в последнюю очередь и через десятые руки, он так и не смог внятно объяснить, – равно как и степень своей личной осведомленности о происшедшем.

Когда мы всё-таки получили на руки свои 20 авторских экз. (какая щедрость со стороны бедного испуганного «Искера», выпустившего книгу тиражом примерно 1500 экземпляров и успешно ее распродавшего!) и рассмотрели их внимательно, то поняли, что в целом не всё так ужасно, как могло бы быть. Но не покидало ощущение, что нас насильственно прервали на самом интересном месте. Поддаваться внешнему насилию люто не хотелось, и на мини-военном совете мы с Яковом решили продолжать работу над книгой. Опять – «для себя». Для души, если выражаться точнее. То, будет ли кем-либо и когда-либо издан результат наших трудов, казалось нам не слишком важным. Важнее было закончить начатое.

Был составлен огромный список нужных нам людей. Были написаны письма по всем известным адресам. Был начат – с помощью девушки, которая ныне занимается сайтом www.yanka.lenin.ru – поиск материалов в Интернете. Были заново перетрясены все доступные нам газетно-журнальные архивы. И, наконец, к осени 1999 года назрела настоятельная необходимость ехать «в фольклорную экспедицию» – в Новосибирск, чтоб пообщаться там с родственниками и ближайшими друзьями Янки.

Новосибирск меня потряс. Трудно сказать, чем конкретно, но общее ощущение спокойного дружелюбия и теплоты этого города меня не покидает до сих пор. Города, где почти нет памятников архитектуры, но зато вдоль парка стоит длинный стенд с надписью «Да здравствует то, благодаря чему мы, несмотря ни на что!», а возле продовольственной базы висит плакат с белым голубем и текстом «Мир, рис, сахар». Где весь наземный транспорт прекращает работу в 11 часов вечера, а на метро невозможно добраться ни в одно нужное место. Где продаются вкуснейшие булочки с прелестным названием «посыпушки». Где не у всех в квартирах есть мебель, но у каждого стоит компьютер. Где абсолютно незнакомые прежде люди чуть ли не с порога приглашали нас переночевать...

 

 

В первый же день мы поехали на Заельцовское кладбище, три часа бродили под моросящим дождем и падающими золотыми листьями, но Янкину могилу так и не нашли. И уже на выходе с кладбища увидели мотоциклиста – молодого парня в черной косухе. Наугад спросили, мол, не знает ли... и тут же получили ответ: «Садитесь, отвезу». Отвез – на полной скорости через все кладбище – и уехал. Было в этом что-то причудливо правильное, как и во всем прочем, что с нами происходило.

Могилка оказалась жалостная – на краю кладбища, возле помойки; этакий солдатский столбик посреди осенней грязи, неприметный и неухоженный. Меня это, помню, ввело в состояние холодной ярости, и когда мы вышли с кладбища, я решила: наизнанку вывернусь, но книгу мы сделаем. Потому что если нормального памятника Янке никто не поставил... пусть будет такой. Из слов и бумаги. Из живых воспоминаний. Из реальной, запечатленной любви.

Сейчас, насколько я знаю, Янкины друзья все-таки привели могилу в порядок, поставили что-то пристойное, – но от своих тогдашних мыслей я не отказываюсь и теперь. В конце концов, «памятник» имеет в корне слово «память», – и она вовсе не исчерпывается камнем, под которым лежит тлеющая человечья плоть.

Были еще мысли – нежданные, ясные... Когда мы ехали в маршрутке после неудачной попытки взять интервью у одного близкого Янке человека, вдруг подумалось: что скажут мои друзья тем людям, которые, быть может, станут расспрашивать их после моей смерти? Станут ли откровенничать, раскроют ли какие-то не предназначенные для посторонних секреты, поделятся ли чем-то очень личным, – даже если вопросы будут задаваться не из праздного любопытства, а из такой же любви? Что я сама смогу рассказать о близком мне человеке, если он, не приведи Господь, погибнет, - а чего не смогу? После таких размышлений я перестала обижаться на тех Янкиных знакомых, кто отказывал нам в общении. И даже самые нелепые, с нашей точки зрения, причины отказа для них, очевидно, имели право на существование. Потому что любовь – это таинство. Даже любовь к тому, кто давно уже ушел.

И всё же главное воспоминание о Новосибирске – это отчетливое ощущение присутствия Янки. Даже не в городе, а во мне самой. Гораздо позже, редактируя книгу, я, не сверяясь с оригиналом, всегда узнавала неверно процитированные строчки Янкиных стихов, – притом, что ни одного не помнила наизусть, а ассоциативный ряд в них довольно сложен. Просто сразу понимала: Янка не могла так написать. Вот это – не ёё слово, не её мысль... Там же, в Новосибирске, я осознала, что Янка не покончила с собой. Это было всё, что угодно – несчастный случай, убийство, – но только не суицид. И не потому, что на том участке реки Ини воды, как мне говорили, воробью по колено, и в начале мая она еще очень холодная, и топиться в таких условиях... Это логика, а у меня только ощущения, но они говорят: самоубийства не было. Не могу объяснить. Просто чувствую. Чувствую – Янку.

Сергей Гурьев написал недавно, что книга, которую мы выпустили, – страшна. Может быть, и кому-то еще так кажется, но только не нам. Мы работали над ней с любовью и радостью. Мы сознательно выбрали для ее обложки белый цвет. Белый свет... Я не согласна с теорией того же Гурьева (и некоторых других людей), что поскольку 1991 год был тяжелым и жутким, Янка чуть ли не принесла себя в жертву, этаким агнцем «всю тяжесть с собой унесла». У меня, например, этот год был счастливейшим в жизни, – что ж я, выродок, не почувствовавший «того, что нужно»? Я не считаю Янку фигурой, вокруг которой позволено строить теорию и мифологию суицида. Мне жаль Летова, которого несчастная карма заставляет переживать не только смерть близких, но и обвинения в ней. Все мы живем, как можем, все влияем друг на друга... Коряво и неловко сложившаяся короткая Янкина жизнь всё же, наверно, не была тотально несчастливой. Она любила и была любима, она хохотала и дурачилась... она писала песни, наконец, а уметь писать и петь такие песни – не только крест, но и счастье.

...На приведение всех собранных материалов в порядок у нас ушел почти год. Летом 2000 года мы стали всё же потихоньку искать способ все это издать. Связываться с сомнительными конторами типа «Искера» не хотелось, а к приличным было непонятно, как подступиться. Одно солидное московское издательство, известное по различным толстым книжкам о роке, долго кормило меня завтраками, пока не выдало открытым текстом: «Это некоммерческий проект, он нас не интересует» (забегая вперед, скажу, что первый тираж книги уже давно разошелся, и нас постоянно просят о допечатке, – которая, я надеюсь, вскоре будет). Другие реагировали примерно так же. И тут судьба снова пошла нам навстречу: мой старинный питерский друг, никакой не издатель, но профессиональный полиграфист, узнав о наших мытарствах, предложил помощь. Совершенно бескорыстно: «Если книга окупится, - хорошо, если нет, - то и ладно». Скрупулезно следовал всем нашим (зачастую весьма дилетантским, наверно) указаниям по верстке. Терпеливо ждал, пока мы сделаем 4 вычитки черновых распечаток. Не испугался 600-страничного объема книги (когда я получила сигнальный экземпляр, меня в первую очередь поразила его тяжесть и толщина). Утряс все книгоиздательские формальности. И, наконец, осенью 2001 года пачки книг, удивительно шелковистых и теплых на ощупь, разошлись по музыкальным магазинам...

В предисловии к книге мы с Яковом выразили признательность всем, кто нам так или иначе помог, но я и по сей день испытываю ко всем этим людям чувство горячей благодарности. Счастливый ли случай сводил нас с ними, имя ли Янки открывало нам двери и сердца, – но мы постоянно ощущали доброту и радушие, исходящее ото всех, с кем нам довелось иметь дело. Юля с Димой в Новосибирске, отдавшие нам ключи от своей комнаты на следующий день после знакомства... Черный Лукич, который был просто нашим ангелом-хранителем, добывая нам всевозможные адреса и телефоны, и терпеливо перенося наше ежедневное присутствие на своем рабочем месте... Ира Летяева (я до сих пор не могу понять, через какую гласную нужно писать ее фамилию), с которой мы проговорили всю ночь, – пусть она запретила записывать беседу на диктофон, всё равно это было не зря... Иваныч, Джекл, Нюрка, Древаль, Валерыч, Федяй, Колесов... Мои коллеги, терпеливо сносившие мои долгие «нештатные» переговоры по межгороду и Интернету; Таня, до упаду набиравшая расшифрованные интервью, а потом верставшая набранное; Маша, которая выложила книгу на сайт и постоянно занимается его обновлением, выискивая всё новые материалы... обо всех можно рассказывать очень много, и только хорошее.

Ко всем благодарностям я хочу добавить сейчас еще одну – Александру Долгову, моему Главному редактору, которому принадлежала идея сделать этот номер FUZZA своеобразным дайджестом книги «Янка». Разумеется, его решение мне приятно и даже лестно, но суть вовсе не в этом (тем более что я вовсе не хочу войти в историю отечественной журналистики только как автор «той самой книги»). Суть в том, что многие люди, которые по разным причинам не смогли приобрести книгу, теперь смогут прочесть что-то новое о Янке. И, как знать, – может быть, те, кто не слышал ее песен прежде, захотят их услышать. Полюбят их. Полюбят Янку.

Те подписчики, у которых есть книга, тоже, надеюсь, не будут разочарованы: я включила в этот номер несколько новых фрагментов, найденных или опубликованных уже после ее выхода.* О Янке по-прежнему пишут. Жаль, что не всегда эти статьи оригинальны, – многие просто компилируют материалы книги, ленясь или не считая нужным самостоятельно осмыслить судьбу Янки и ее творчество. Была, к несчастью, и одна омерзительная статейка в популярной газете, где авторша, допустив еще и тьму фактологических ошибок, вывела Янку этакой стервозной и склочной бабищей, всех между собой ссорящей и набиравшей в группу исключительно своих любовников, – причем, «для достоверности», написано все это было на основе интервью, которых (я точно знаю) никто на самом деле не давал. Хочется все же надеяться, что этот позорящий саму профессию журналиста опус – явление единичное. Что и в будущем о Янке станут писать так, как она того заслуживает, – с вниманием, уважением и любовью.

 

Екатерина Борисова

FUZZ №1/2004 (специальный номер только для подписчиков «Янка»)

 

* Все новые фрагменты, вошедшие в этот номер, представлены на сайте (это ряд материалов 2001-2003 годов, рецензии на книгу и несколько архивных рецензий из FUZZА). Принципиально новые материалы – интервью с В. Бутусовым, взятое специально для номера, иные фотографии тех людей, чьи интервью в сокращенном виде вошли в номер (Е. Летов, Черный Лукич,  Кузя Уо, С. Фирсов, А. Чернецкий, Д. Ревякин, В. Чаплыгин, А. Машнин, Л. Федоров, Полковник, К. Комаров, А. Плюснин, Манагер, Ник Рок-н-Ролл), фото авторов книги, а также краткая биография Е. Борисовой и ее фото.

Также к номеру прилагается компакт-диск с альбомом Янки «Продано!» от «Бомбы-Питер»/«Manchester Files» (специальный тираж не для продажи).

 

Краткая биография Е. Борисовой

 

Родилась и выросла в Санкт-Петербурге (Ленинграде). Закончила английское отделение филологического факультета ЛГУ (СПбГУ), защитила диплом по художественному переводу.

Рок-музыкой увлеклась еще в школьные годы. После первых опытов в факультетской стенгазете «Зеркало» решила заняться музыкальной журналистикой профессионально. Первые публикации – 1988-1989 годы, в латвийских и эстонских русскоязычных молодежных газетах. С 1990 по 1994 год («от звонка до звонка») – корреспондент и региональный представитель газеты «ЭНск» (Новосибирск). С 1994 года – постоянный автор (с 2000 – еще и литературный редактор) журнала FUZZ.

Сотрудничала и (продолжает сотрудничать) со многими самиздатовскими и сетевыми проектами. В 1994-1996 гг. вела авторскую программу об отечественном музыкальном андеграунде на петербургском радио «Катюша». Участвовала в организации и была ведущей ряда петербургских рок-фестивалей: «Фестивальрусского акустического андеграунда» (1995), четыре «Лестницы» (1998-1999), «Рок к небу» (2003).

Автор-составитель (совместно с Яковом Соколовым) книг «Янка Дягилева. Придет вода» (1998) и «Янка» (2001, расширенное и дополненное издание). В настоящее время работает над книгой о Юрии Наумове.

 


ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД