«ДОСКА МОЯ КОНЧАЕТСЯ...» |
Когда
умерла Янка, думалось: сейчас аукнется, как после смерти Башлачева. Как после
катастрофы с Цоем. И ничего не произошло. Выяснилось, что ее песни (и вообще
о ней) совсем мало кто слышал. «Кто умерла? » - Яна Дягилева, певица такая. Я
не смогу, наверное, объяснить, почему к правильным и обыкновенным чувствам -
боли, жалости, недоумению - примешивается ощущение какой-то угрозы,
обессилевшей воли, нарушенного слова. Редко
когда гибель одного человека излучает в будущее густую струю немоты без
вариации, без «продолжение следует». Вычеркнут еще один мир обещанных
возможностей. По этой улице, сколько теперь ни иди, жить негде: нумерованные
пустыри, немота, ступор XXI век приветствует наше приближение снайперскими
выстрелами, девяностые годы - последние годы - разборчиво опустошают русскую
жизнь. Смерть гурманствует, из писателей взяв Венедикта Ерофеева, из
режиссеров - Сергея Параджанова, из священнического чина - отца Александра,
из певцов - Виктора Цоя, из молодых актеров - Никиту Михайловского. Из людей
- на круг Андрея Сахарова. Я не сравниваю «масштабы индивидуальности» (хотя
бы потому, что смысл слова «индивидуальность» не признает никаких
сравнительных масштабов), я говорю о простом, за каждым открывался путь -
сделался пустырь, вновь сузилось обживаемое пространство будущего. Умерла
Янка, и что говорить, опять то же самое. Малый, темный уголок жизни, но в нем
была душа - вынули душу. Янка
- имя, голос, кассета ВЕЛИКИХ ОКТЯБРЕЙ - возникла, когда от русского
рок-движения уже остались рожки да бабки. Абсолютная ее неподдельность и
необходимость были очевидны. Пленку передавали послушать с оглядкой, не кому
попало: до пронырливых коммерсантов (как раньше - до бдительных гебистов)
доводить сведения о ней никто не хотел: «Знаешь Янку - и молчи». Очень
пугало, что ее рабочим полем стал панк-рок: мрачный, грязный, одержимый
манией самоубийства (всерьез или напоказ - нужно еще подумать, что хуже). Но
именно через панк, по нынешним временам, проходит граница между искусством и
неискусством, именно здесь - зона максимального напряжения для «нижних чинов»
культуры. Панк-рок открыл, вернее сказать, перепроверил на себе (дело не
новое), что изо всех общечеловеческих ценностей нижнего регистра лишь одно не
поддается утруске: отчаяние парии. То самое гумилевское «холодное,
презрительное горе», разменянное на тысячи и тысячи заурядных жизней,
дегениализированное, опустившееся в клоаку и преисподнюю массового сознания. «Всего
два выхода для честных ребят. Схватить автомат и убивать всех подряд или
покончить с собой - с собой, с собой, с собой, Если
всерьез воспринимать этот мир» (Е
Летов). Янка сделала невозможное, Приняв беспросветность, стала в ней источником света, перевела панковскую остервенелость в состояние трагизма. Все, о чем философствовал Егор Летов, Шива русского рока, о чем бесновался Ник Рок-н-Ролл (если Егор, Шива, Ник, пожалуй, будет Арджуной), - в Янке обретало живой голос, человеческий облик: прорастало из тезиса и крика в песню. Косную музыку панка Янка делала тайным заклятием - не проклятием. Такой незащищенной серьезности, такой чистоты и открытости вслушивания в отчаяние - ни у кого, никогда в «нижнем царстве» мировой культуры. Великая Дженис Джоплин глушила эту же боль экстазом саморазрушения и поисками транса - Янка работала без болеутоляющих. Фальшивый крест на мосту сгорел,
Рядом бежать на
поводке...
Коммерчески
успешно принародно подыхать
Параллельно пути
черный спутник летит Александр Соколянский, «Литературная газета» (Москва), 30/1991г. |