ЯНКА


Сборник материалов. Авторы-составители: Екатерина Борисова, Яков Соколов.
Санкт-Петербург, 2001 год, - 607 стр.

Для большинства из нас вторая, закрывающая, скобка в надписи на могильной плите тоже самое, что сама плита: за ней нет ничего. В каком-то смысле это верно и для гражданки СССР Дягилевой, 24 лет от роду, образование среднее, не работавшей нигде и никогда. Но для многих знакомство с творчеством поэта и музыканта Янки началось в мае 1991 года, с заметки в «Комсомольской правде», своего рода такой вот скобки.

При жизни Янка не жаловала журналистов. За несколько лет концертной деятельности и настоящей всесоюзной славы она не дала ни одного полновесного интервью, а все упоминания о ней в статьях о феномене «Сибирской волны панка» так или иначе связаны с именем Егора Летова – и уж, конечно, его фигура затмевала Янку.

И до сих пор, - хотя прошло уже десять лет со дня её трагической гибели, - она остается загадкой. В прямом смысле этого слова. Она не вписывается нив какие ряды поэтическое наследственности, хотя почти все, знавшие её, в голос говорят и об огромном влиянии, которое оказании на неё Александр Башлачев и Егор Летов, и о её увлечении поэзией с детства. Она не вписывается в музыкальные направления и стили – одинаково легко (правда, опираясь на разные записи) доказывают её принадлежность а авторской песне, панк-року, пост-панку, «настоящему» рок-н-роллу… У неё есть подражатели, но нет последователей – нельзя следовать за стихией (а в том, что это была именно стихия, вихрь, - после прочтения книги нет никаких сомнений». О ней вообще немногие знают хоть что-то достоверное.

Книга «Янка» - это сборник материалов, вобравший в себя немногие прижизненные публикации, посмертные статьи (коих набралось уже на небольшую книжку), воспоминания родных, друзей и знакомых, несколько стихотворений, не вошедших в сборники, дискография (также разделенная на прижизненную и посмертную). И бесчисленные фотографии. Составители книги Екатерина Борисова и Яков Соколов потратили на эту книгу более трех лет жизни. Первое издание проекта вышло без санкции составителей под названием «Янка Дягилева. Придет вода» в конце 1998 года. Сырое, не выверенное издание вызвало массу нареканий, но сами авторы пишут во вступлении, что не жалеют сейчас о той книжке – зато стало понятно, в каком направлении следует двигаться. Новое издание не просто расширенный вариант – это самостоятельный продукт то, что было задумано с самого начала.

За последние годы книги о «звездах» (в том числе и посмертные) стали привычным и понятным родом литературы. Как правило, люди, пишущие их, достаточно честные профессионалы, иногда даже лично знающие или знавшие своих героев. И, как профессионалы, они стараются пригладить, отлакировать свое произведение. Ничего подобного в книге Екатерины (профессионального журналиста, литературного редактора журнала FUZZ) и Якова (музыканта, самиздатского журналиста, сотрудника журнала «Осколки» и газеты «Порог») нет. Они не правили воспоминания – они только деликатно, в сносках поправляли неточно цитирующих Янку журналистов. Они не создали образ «непризнанного гения» - Янка откровенно не стремилась к общественному признанию, и есть даже легенда о том, что она отказалась записываться на студии фирмы «Мелодия». Она, похоже, не стремилась «сделать карьеру» даже в андеграундном понимании этого слова. Не искала студию для записи, играла со случайными музыкантами, не занималась распространением уже сделанных записей – вообще не особо интересовалась судьбой записанного, только однажды отказалась от авторства составленного Летовым бутлега.

Эта книга не только о Янке, эта книга о времени. О тех золотых годах – 1988 – 1991, когда в нашей стране люди верили в собственные силы и в других людей, когда еще можно было в единый рок-н-ролльный фронт и прочие милые вещи. То было необычайное время, когда идеологический диктат уже прекратился, а диктат денег еще не чувствовался. Когда музыкой, творчеством можно было заработать. Не «сделать деньги», а честно заработать на то немногое, что действительно нужно музыканту: гитара, сигареты, немного еды и билет на поезд. В книге есть несколько историй о том как Янка ехала за сотни километров, в чужой город, к мало- или вовсе незнакомым людям – играть, петь, слушать, разговаривать, выпивать (если было. Екатерина и Яков не резали истории об алкогольных эксцессах, иначе пришлось бы резать практически всех собеседников).

Самые активные годы своей жизни Янка моталась по стране – от Иркутска до Вильнюса, и везде её принимали, кормили, устраивали концерты, водили по местным достопримечательностям. Эта книга и об этих гостеприимных людях. Её запоминали все, кто так или иначе соприкоснулся. То, что они рассказывают, немного отличается от рассказов близких друзей, но книга – беспощадная в чем-то книга! – показывает, что иной раз близкие видят и понимают меньше, чем случайные знакомые. Даже близкая подруга не знала, что Янка училась в музыкальной школе.

Трудно назвать это окончательной книгой о жизни. Сейчас разве что отец может сказать, как начиналось формирование её характера – но и он не знает, как он сложился. Он не видел тюменские, новосибирские, московские, питерские квартиры и общаги, где она жила и где иногда пела, не видел трассу и тех водителей, что подвозили Янку и Летова во время их скитаний по стране, он не видал институтские актовые залы, залы ДК, библиотек, не слышал, как она пела для людей.

А друзья – чувствуется, что многих уже не в первый раз спрашивают о ней, и они отработали свои ответы, заучили их. Создались целые апокрифы – например, о последнем концерте Башлачева, после которого она будто бы и написала свои самые главные песни.

Есть свой канон и в рассказах о её смерти. Никто не может пройти мимо и – кто-то говорит, что все знал и чувствовал задолго до, а кто-то не может поверить и до сих пор. Сравнивают, вспоминают о Башлачеве, Селиванове. Ник Рок-н-ролл прямо обвинял в свое время Летова в – выражаясь языком протоколов – «доведении до самоубийства». Трудно сказать, кто прав, да и вовсе не хочется об этом говорить.

Лучше почтить её память другим способом – найти уникальную квартирную запись, редкую фотографию, автограф неизвестного публике стихотворения, дать послушать записи тому, кто еще не слышал. Принципы Янки – не ввязываться в попсдали свои плоды: она не стала коммерчески успешной, и её смерть не продана (как могла бы быть). Мифа не возникло – и хорошо. Друзья – в широком смысле слова – позаботятся о том, чтобы её не забывали.

Нам бы всем так.

"Сибирский тракт" (Иркутск) 6/2002
Владимир
Скращук

 


ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД