Письмо-рецензия


Здравствуйте, Катя!

Пишет Вам человек, который давным-давно (где-то года 2 назад) приходил по поводу материалов о Янке, долго сидел у Вас, листал...

Кое-что было любопытным, но это были раритетные листки, которые раздавать по незнакомым людям не имело смысла. Вот книга - другое дело, любой может посмотреть, почитать, а может и отзыв написать кому-то. Ну, вот, и добрался до отзыва.

Что тут сказать - это великолепное, хорошо откомментированное (хотя не совсем везде), издание. Это поистине громадный труд, и большое спасибо авторам и прочая-прочая... Фотографии - их столько, что не знаешь, есть ли еще какие-то неизвестные. Столько воспоминаний, статей-размышлений, аналитики. но...

И тут появляется "но". "Но" такого свойства, что как-то все гладенько, хотя кое-где проглядывает вовсе не то, что человек, который ее знал, хотел сказать.

Конечно, они все говорят "в общем", какие-то общие слова, дескать "такой ЧЕЛОВЕК (Янка) в ТАКОМ МЕРЗКОМ мире НЕ МОГ ЖИТЬ, но мы в этом тоже виноваты, и виноваты может быть больше чем все, раз ее знали близко". Они вспоминают больше хорошее, согласно старой русской поговорке "про мертвого", но все это остается каким-то липким туманом, за которым ничего не видно. Есть исключения - интервью Древаля, Летова, "Стасика", еще пара-тройка других. В них больше фактов, реальных "живых" событий: как Янка в настольный хоккей играла, как с Летовым на концерт Баша ходили, вообще как они жили такой тусовкой-братством. С одной стороны - это, вроде неинтересно, но с другой - получается как-то более живо, жизнь того времени получается более насыщенной, создается "эффект присутствия". Все, что говорят после ее смерти, все эти обобщения про "ужасную жизнь" и трагичность янкиного существования, в сущности, конечно, правы, но а что это дает кроме скудных черно-белых образов и постоянного психологического ощущения тревоги. Да, это, судари, паранойя какая-то.

Они что, параноиками были?

Еще одна вещь "про мы виноваты" - никто своей "виноватости" не объяснил - ну, кроме опять-таки обобщений, что, де, "не обратили вовремя внимания", "не смог(ла) вытащить", "не был Ее достоин" и проч. Не хотят? Вы не пожелали включить?

Конечно, можно сказать, что о человеке, который погиб на твоих глазах (выражаясь фигурально), говорить очень трудно, и когда говорится, то говорится именно то, что говорится не больше, не меньше. Это, правда, но тогда выходит, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ее знало два-три человека, а остальные - это просто НИКТО, чужие? В интервью Древаля есть БОЛЬ, а в других так, сожаления на тему того, что "ах, да потеряли и мы все сейчас в такой ГЛУБОКОЙ жопе, не потому, что потеряли, а потому что время такое", что-то беззубое, околоискреннее.

Еще одно - про статью "Ангедония", которую хочется назвать "Анафема" (рок-н-роллу в целом и "трагичному" янкиному образу в частности), основанной на интервью с  И. Летяевой. Кстати, правда? Судя по тому, что Вы не берете у Летяевой интервью, возможно, что эта дама из МК не врет, когда цитирует там Летяеву. "Да будь она, такая чертова жизнь проклята", "да они там все там хороши", "да и неудивительно,  что они там все (далее на выбор - принимают наркотики (ведут такую беспорядочную жизнь, специально ищут неприятности на свою голову) и кончают с собой" – весь этот обычный для "завязавшего" рок-н-ролльщика набор инвектив - таких же бессильных, как и его тоска по прежней (беспорядочной) жизни. Ну, да, "кончают", находятся в депрессии и "сами виноваты", "сами хороши" и т.д. Только что это объясняет? То, что Янка - сволочь, не любила "ближнюю свою" Иру Летяеву и вкупе с ней всех остальных (кстати, есть выход - на все на это ее "подсадил" Летов - прим.авт.), хотя пела-говорила о том, что любить надо, но ее слова остались лишь красивыми словами? Да, ни фига не это. Понятно, в Летяевой говорит ее боль (и это на мой взгляд, хорошо), но все это - не более чем, как "мифология" отдельно взятого человека. Янка в этом ворохе полусплетен, щедро высыпанным на наши головы МК-шницей, опять оказывается "никем", этакой полудепрессивной девицей-тусовщицей, в чем-то подлой, в чем-то наивной, в чем-то глупой, из песен которой люди ПОЧЕМУ-ТО черпают силы жить. Такое может быть? В глупости-депрессивности-подлости есть янкина святость? Святость не в смысле, что "молиться надо", а в смысле категории жизненного развития. Зря Вы эту статью не поместили в книжку, я очень пожалел, когда на сайт забрался-прочитал.

Ну, вот, мой такой полуотзыв-полуписьмо, немного ерническое и смешное – ну как же человек ПОСТОРОННИЙ взялся рассуждать о том, что БЫЛО, когда он пешком под стол  ходил. Обсуждает тут Летова, там, "мэтров" всяких. Ну, вот мне кажется, что возможность общения, даже с мертвым человеком через его произведения гораздо важнее, чем незабвенный С2H5ООH, выпитый на какой-то из одной из миллиона тусовок вместе с "мэтром-иконой". Я не говорю, что все люди с бухты-барахты говорили о Янке, ничего о ней не зная - они тоже с ней общались как-то по своему, я скорей отстаиваю свое право говорить о тех временах, когда меня в них не было.

с уважением, ИНГ

Igor Shundalov mailto:inlwar@eu.spb.ru

 


ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД