Письмо-рецензия
|
|
Здравствуйте, Катя! Пишет Вам человек, который
давным-давно (где-то года 2 назад) приходил по поводу материалов о Янке,
долго сидел у Вас, листал... Кое-что было
любопытным, но это были раритетные листки, которые раздавать по незнакомым
людям не имело смысла. Вот книга - другое дело, любой может посмотреть,
почитать, а может и отзыв написать кому-то. Ну, вот, и добрался до отзыва. Что тут сказать - это
великолепное, хорошо откомментированное (хотя не совсем везде), издание. Это
поистине громадный труд, и большое спасибо авторам и прочая-прочая...
Фотографии - их столько, что не знаешь, есть ли еще какие-то неизвестные.
Столько воспоминаний, статей-размышлений, аналитики. но... И тут появляется
"но". "Но" такого свойства, что как-то все гладенько,
хотя кое-где проглядывает вовсе не то, что человек, который ее знал, хотел
сказать. Конечно, они все
говорят "в общем", какие-то общие слова, дескать "такой
ЧЕЛОВЕК (Янка) в ТАКОМ МЕРЗКОМ мире НЕ МОГ ЖИТЬ, но мы в этом тоже виноваты,
и виноваты может быть больше чем все, раз ее знали близко". Они вспоминают
больше хорошее, согласно старой русской поговорке "про мертвого",
но все это остается каким-то липким туманом, за которым ничего не видно. Есть
исключения - интервью Древаля, Летова, "Стасика", еще пара-тройка
других. В них больше фактов, реальных "живых" событий: как Янка в
настольный хоккей играла, как с Летовым на концерт Баша ходили, вообще как
они жили такой тусовкой-братством. С одной стороны - это, вроде неинтересно,
но с другой - получается как-то более живо, жизнь того времени получается более
насыщенной, создается "эффект присутствия". Все, что говорят после
ее смерти, все эти обобщения про "ужасную жизнь" и трагичность
янкиного существования, в сущности, конечно, правы, но а что это дает кроме
скудных черно-белых образов и постоянного психологического ощущения тревоги.
Да, это, судари, паранойя какая-то. Они что, параноиками
были? Еще одна вещь
"про мы виноваты" - никто своей "виноватости" не объяснил
- ну, кроме опять-таки обобщений, что, де, "не обратили вовремя
внимания", "не смог(ла) вытащить", "не был Ее
достоин" и проч. Не хотят? Вы не пожелали включить? Конечно, можно
сказать, что о человеке, который погиб на твоих глазах (выражаясь
фигурально), говорить очень трудно, и когда говорится, то говорится именно
то, что говорится не больше, не меньше. Это, правда, но тогда выходит, что
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ее знало два-три человека, а остальные - это просто НИКТО,
чужие? В интервью Древаля есть БОЛЬ, а в других так, сожаления на тему того,
что "ах, да потеряли и мы все сейчас в такой ГЛУБОКОЙ жопе, не потому,
что потеряли, а потому что время такое", что-то беззубое,
околоискреннее. Еще одно - про статью
"Ангедония", которую хочется назвать "Анафема"
(рок-н-роллу в целом и "трагичному" янкиному образу в частности),
основанной на интервью с И. Летяевой.
Кстати, правда? Судя по тому, что Вы не берете у Летяевой интервью, возможно,
что эта дама из МК не врет, когда цитирует там Летяеву. "Да будь она,
такая чертова жизнь проклята", "да они там все там хороши",
"да и неудивительно, что они там
все (далее на выбор - принимают наркотики (ведут такую беспорядочную жизнь,
специально ищут неприятности на свою голову) и кончают с собой" – весь
этот обычный для "завязавшего" рок-н-ролльщика набор инвектив -
таких же бессильных, как и его тоска по прежней (беспорядочной) жизни. Ну,
да, "кончают", находятся в депрессии и "сами виноваты",
"сами хороши" и т.д. Только что это объясняет? То, что Янка -
сволочь, не любила "ближнюю свою" Иру Летяеву и вкупе с ней всех
остальных (кстати, есть выход - на все на это ее "подсадил" Летов -
прим.авт.), хотя пела-говорила о том, что любить надо, но ее слова остались
лишь красивыми словами? Да, ни фига не это. Понятно, в Летяевой говорит ее
боль (и это на мой взгляд, хорошо), но все это - не более чем, как
"мифология" отдельно взятого человека. Янка в этом ворохе
полусплетен, щедро высыпанным на наши головы МК-шницей, опять оказывается
"никем", этакой полудепрессивной девицей-тусовщицей, в чем-то
подлой, в чем-то наивной, в чем-то глупой, из песен которой люди ПОЧЕМУ-ТО
черпают силы жить. Такое может быть? В глупости-депрессивности-подлости есть
янкина святость? Святость не в смысле, что "молиться надо", а в
смысле категории жизненного развития. Зря Вы эту статью не поместили в
книжку, я очень пожалел, когда на сайт забрался-прочитал. Ну, вот, мой такой
полуотзыв-полуписьмо, немного ерническое и смешное – ну как же человек
ПОСТОРОННИЙ взялся рассуждать о том, что БЫЛО, когда он пешком под стол ходил. Обсуждает тут Летова, там,
"мэтров" всяких. Ну, вот мне кажется, что возможность общения, даже
с мертвым человеком через его произведения гораздо важнее, чем незабвенный
С2H5ООH, выпитый на какой-то из одной из миллиона тусовок вместе с
"мэтром-иконой". Я не говорю, что все люди с бухты-барахты говорили
о Янке, ничего о ней не зная - они тоже с ней общались как-то по своему, я
скорей отстаиваю свое право говорить о тех временах, когда меня в них не
было. с уважением, ИНГ Igor Shundalov mailto:inlwar@eu.spb.ru |
|
|