Янка. Сборник
материалов Авт.-сост.: Е.
Борисова, Я. Соколов Издательство ЛНПП «Облик», Санкт-Петербург, 2001
|
|
Это расширенное и исправленное издание книги, посвященной
жизни и творчеству Янки. Первое – под названием «Янка Дягилева. Придет вода»
– вышло в 1998 году полупиратским образом, без ведома и согласия авторов, в
московском издательстве «Искер». Авторы-составители
книги – литературный редактор журнала «FUZZ» Екатерина Борисова и рок-музыкант, в прошлом соредактор ряда
неофициальных изданий (журнал «Осколки», газета «Порог») Яков «Я-Ха» Соколов
– поставили перед собой трудоемкую задачу: на основе разного рода источников
показать Янку – человека, музыканта и поэта, разобраться в ее личности,
исправить ошибочные мнения. Книга состоит из пяти разделов. Первый включает тексты и
стихи Янки, не вошедшие в книгу «Русское поле экспериментов», письмо Ирине
Летяевой... Как известно, Янка не любила давать интервью. Все же двум авторам
проинтервьюировать ее удалось (см. с. 12). Раздел «Прижизненные
публикации» удручает своей мозаичностью и малоинформативностью: обилие
газетных сообщений и фестивальных хроник, в которых имя Янки упоминается
вскользь... Множество имен, известных и не очень, за которыми самой Янки
почти не видно... Выдержки из интервью Егора Летова... Все это можно
пробегать глазами по диагонали. Некоторые материалы воспроизводят атмосферу
конца 80 – начала 90-х с таким ее атрибутом, как столкновения рок-музыкантов
с гопниками, комсомольскими работниками и представителями правопорядка. Хочется особо выделить
две статьи, которые лично меня порадовали – «Пять восторгов о Янке» Екатерины
Пригориной (с. 32-35) и «Ракушка-жемчуг» Марины Тимашевой (с. 49-51) –
своеобразные попытки субъективного осмысления Янкиного творчества. Третий раздел, «Посмертные
публикации», оказался более интересным. Некрологи. Скупая (но не более чем
достаточно) информация о фестивалях памяти Янки... И – множество
аналитических материалов, требующих медленного, вдумчивого чтения.
Великолепная статья Марины Тимашевой «Нам остались только сбитые коленки...
или Здесь не кончается война, не начинается весна, не продолжается
детство...» (с. 156-159); работа Марины Кудимовой «Янка-вопленица» (с.
190-201). Отрадно, что творчество Янки становится предметом научных
исследований. В числе таковых – «Исследование о Янке» петербургской
писательницы Елены Хаецкой (с. 215-219), эссе Павла Шилова «Цветопись» о
значении цвета в поэтике Янки (с. 240-252), статья А. С. Мутиной «Выше ноги
от земли, или Ближе к себе» о некоторых особенностях фольклоризма в творчестве
Янки (с. 255-259). Интересно наблюдать, как различные авторы по-разному
интерпретируют содержание одних и тех же Янкиных песен, относя ее творчество
то к панку, то к пост-панку, то к фолку, то к бард-року... Нашлись и люди, пожелавшие
погреться в лучах славы Янки, о чем свидетельствует материал Владимира К.
«Слово покаяния» (с. 226-227). Ну, прямо готовый сюжет для боевика! Что это –
погоня за сенсационностью?.. Самый большой и интересный
раздел книги – «Воспоминания» – содержит интервью и мемуары музыкантов,
журналистов, звукорежиссеров, просто людей, близко общавшихся с Янкой. Особо
хочется выделить воспоминания Станислава Ивановича Дягилева – отца Янки,
который с пониманием относился к творчеству дочери, принимал образ жизни ее
друзей (с. 273-291). Живой интерес вызывают воспоминания независимого
журналиста, в прошлом директора группы БОМЖ Сергея «Джекла» Глазатова, плавно
переходящие в философско-культурологический анализ факторов, которые
определяют популярность Янки, Егора Летова, БГ, отечественного рока в целом
(с. 308-317). Последний раздел,
«Дискография», послужит хорошим подспорьем для коллекционеров-меломанов.
Студийные и концертные записи, квартирники и компиляции (в том числе и не
изданные); подробные аннотации, рецензии и выдержки из статей, опубликованных
в периодической печати... Огромное количество черно-белых
фотографий, большинство которых ранее не публиковались; Янкины автографы и
рисунки... Недостоверная информация
опровергается в примечаниях. Но, как любому энциклопедическому изданию (а
«Янка» принадлежит именно к таковым!), книге не удалось полностью избежать
опечаток и ляпов – пусть незначительных. Например, перепечатывая рецензию на
альбом «Продано!» из «МГ», составители ошибочно прочитали псевдоним ее
шеф-редактора как вопрос «O’K?» (с. 545)... Впрочем, как говорили древние, наши
недостатки есть продолжение наших достоинств. Пытливых исследователей
отечественного рока (к числу коих относится и Ваш покорный слуга) ожидают
интересные находки. Если кто-то, прочитав книгу, захочет отыскать изданные и
неизданные альбомы, концертники и квартирники Янки, – задача книги будет
выполнена процентов на 50. А быть может, кто-то откроет для себя новую Янку,
– и она выйдет из «второго ряда»... Очень хочется на это надеяться. Наиболее полно и точно значение
книги оценил один из ее героев, Ник Рок-н-Ролл: «...она необходима тем, кто
когда-нибудь, возможно, будет писать об этом Слове. Когда Слова не будет, – а
все идет к этому, – когда эмоций не будет, – все еще хорошо вспомнят, что
были такие люди, которые издавали вот это самое. И вот Яна сейчас бы очень
обрадовалась тому факту, что кто-то ее узнаёт и сегодня, это же очень
необходимо. Это можно говорить: «Да ну! Да Яне слава не нужна!» Ни фига
подобного» (с. 527). Подписываюсь под каждым словом! Г. Шостак «Музыкальная газета» (Минск), № 20(317), 21 октября 2003 г. |
|
|