Панночка (Инна Желанная в клубе "Бедные
люди") |
|
В этом городе поклоняются смерти. На главной площади лежит труп вечно
живого мертвеца и скалит в улыбке желтые зубы. Раз в две недели приходят
специальные люди и поправляют ему лицо. Но мертвец все равно продолжает
улыбаться: он знает, что это - его город. Идолы мертвеца стоят на площадях;
по праздникам вокруг них устраивают радения. Жители этого города любят подземелья. "Мы должны уметь за две
секунды зарываться в землю" - это про них. Город перекопан вдоль и
поперек; бывает, что не выдерживает и проваливается земля. В центре города
вырыты огромные катакомбы; в дни отдыха люди приходят туда поесть и выпить в
окружении могил. Это молодая, невысокого роста женщина, коротко стриженая. Скуластое славяно-финское лицо. Поражают ее глаза: не то, чтобы злые, а какие-то яростно-целеустремленные. Такие глаза на фотографиях у Софьи Перовской и Черубины де Габриак. Эта женщина видит цель и знает кратчайший путь к ней. И ничто не сможет остановить ее. После этого группа людей делают свои руки устланной дорогой для
девушки, чтобы девушка, поставив ноги на ладони их рук, прошла на корабль.
Пришли мужи, неся с собою свирели и лютни, а ей подали кубком набиз. Она же
спела над ним и выпила его. И сказал мне переводчик, что этим она прощается
со своими близкими. Потом ей подан был другой кубок, она же взяла его и долго
тянула песню, в то время как женщина, называемая ангел смерти, торопила ее.* Тексты ее песен, написанные на белой бумаге, особого впечатления не производят. Девичья поэзия, сто двадцать пятая вариация на тему гребенщиковского "друзья, давайте все умрем" - не более того. Не в текстах дело, дело в ее голосе. В чистом и сильном голосе, от которого плачут стены древнего московского подземелья. И еще в музыке. Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиной в
два локтя, лютня же их восьмиструнная.* "Их свирели" - это вообще особый разговор. Список духовых
инструментов на афише читается, как учебник по этнографии: калюки, бирбине,
лоувисл, китайский органчик. Играют на всем этом великолепии (и как играют!)
два парня - вылитые гоголевские бурсаки. Философ Хома Брут и ритор Тиберий
Горобець, забредшие на ночь глядя на затерянный хутор и навсегда попавшие под
очарование безжалостных глаз Панночки. Если уж продолжать "по Гоголю", то на "восьмиструнной
лютне" (на шестиструнном басе) увидим пана Сотника, мрачного и сурового.
А из-за шаманского грохота ударных ясно раздастся упырный вой:
"Поднимите мне веки: не вижу!" Итак, они прошли с ней в направлении к кораблю. И она сняла два
браслета, бывшие на ней, и отдала их оба той женщине, называемой ангел
смерти, которая ее убьет. И она сняла бывшие на ней два ножных кольца и
отдала их оба ей же. И я увидел, что это женщина-богатырка, сильная,
мрачная.* Когда я впервые услышал ее песни, мне показалось: она поет не одна, кто-то ей подпевает. И с каждым разом я все яснее видел, как за ее левым плечом встает тень женщины с безнадежной тоской в глазах, тень той, что приговорила себя к смерти в темных водах сибирской реки. Тень Янки. Они похожи даже внешне. Этот сумрачный взгляд из-под челки, эти закрытые глаза во время пения: А голоса? А тексты? Да что тут рассказывать, сравните сами: Закрой мне руками
глаза, если будет восход, Но главное - это таинственный диалог их имен. Инна и Яна. Инь и Янь. Вечное единство и борьба светлого и темного начал. Одна из них пела о том, что за порогом смерти нет ничего, кроме смерти, и, в конце концов, открыла черную дверь, ведущую в небытие. И это был ее выбор. Вторая же - вторая выбрала жизнь и родила сына. Боюсь ошибиться, но кажется мне, что именно здесь и кроется разгадка тайны Инны Желанной. Ее глаза - это глаза беременной. Ее голос - крик роженицы. Инна пытается донести до нас ту истину, что открывается целиком только женщинам, ставшим матерями. Смерть - не конец, поет она, а лишь начало новой жизни, и чтобы войти в жизнь и дать ее, надо пройти через смерть. Узнавший свободу
узнает любовь Примечание: все цитаты, отмеченные *, взяты из книги арабского путешественника Х в. Ибн-Фадлана "Золотые луга". В 921-922 гг. Ибн-Фадлан посетил Волжскую Булгарию (район нынешней Казани), где видел и подробно описал обряд похорон у древних русов. Интересующимся рекомендую следующую литературу: Забелин И. История русской жизни с древнейших времен. Ч.1. М., 1908; Хрестоматия по истории средних веков. Т.1. М., 1949. К.О. Кирилл Ордынцев, 1998 Опубликовано на официальном сайте Инны
Желанной Статья получила премию от группы на конкурсе статей в октябре 1998 года. |
|
|