Янка. Сборник
материалов |
|
Авторы-составители:
Екатерина Борисова и Яков Соколов Когда самолётик
летит, огоньки мигают, и пунктирная линия получается, – от того, что есть на самом деле Янка. Из интервью «Контркультуре» №1 Как говорится в одной
плоской шутке, есть три вида подарков – хорошие, плохие и книга. Эта книга –
отличный подарок. Выполненная, очевидно, с большой любовью и трепетом, строго
и красиво оформленная, она должна внушать благоговение всем, кто ещё не
разучился читать. Раскрывая такую книгу, ожидаешь прочитать какие-то
правильные и нужные слова. Но вот с этим-то как раз и проблема. Блок «Прижизненных
публикаций» о Янке Дягилевой представляет собой, в основном, подборку
репортажей с фестивалей и концертов, в которых она участвовала (широкий разброс
мнений: от «с панк-роком ничего общего не имеет» и «уральские баллады о
тусовочной жизни современной девушки-хиппи» до «баба-панк, к хиппизму
отношения не имеет»). На фоне разудалой рок-н-ролльной вакханалии Янка
затерялась, как может затеряться алмаз среди кучи блестящих стёклышек.
Немногие смогли увидеть и распознать. Ещё меньше тех, кто сумел выразить. В
целом ворохе отрывочных и насыщенных информацией репортажей и попыток
«экспресс-анализа» статья Екатерины Пригориной «Пять восторгов о Янке» («Контркультура»
№1) резко выделяется точностью слов и определений. Пока другие были поглощены
своей крутизной и занимались самолюбованием (подбирали красивые и никому не
нужные фразы, пустые и бессмысленные), Е. Пригорина совершила свой маленький
подвиг – легко и просто, без видимого напряжения, доверила бумаге свои
раздумья, мысли и чувства. Лишь один «недостаток» у этой статьи: слишком уж одиноко она смотрится. Даже
именитые авторы и герои самиздата не смогли (не захотели) найти подходящих
слов. Что ж, наверное, так и должно было быть, времена были весёлые, спешить
было некуда, все (почти все) были ещё живы. Со смертью Янки на страницах прессы,
официальной и не очень, начинают твориться безобразия. Сначала это не так
заметно, поскольку у всех шок, растерянность – что? как? почему? Сопли и
слезы, хорошо ещё, что до истерик не дошло. Не верится мне что-то в
искренность некрологов (минута молчания всегда казалась честнее). Есть
подозрение, что Янка стала лишь объектом для журналистского самовыражения
(Главный редактор однажды сказала мне: «Самовыражение – это что-то вроде
рвоты. Самовыразился – как блеванул». Согласен). И даже не объектом, а
так, поводом. Значительную часть раздела «Посмертные
публикации» занимают материалы на уровне школьных сочинений с навязчивыми попытками
подобрать цитаты, говорящие о «предчувствии смерти» (это, по-видимому, уже
надо принимать как нечто неизбежное, как данность). Другую внушительную долю
составляют «научные» труды – высоколобые «учёные» деятели проводят свои
исследования («Янка вопленица» М. Кудимовой, «Янка глазами читателя
(цветопись)» П. Шилова и прочие). Быть может, на страницах изданий, откуда
были взяты эти работы, они смотрелись мило и вполне невинно, но собранные
вместе, они производят весьма тягостное впечатление. Ощущение, что кто-то
хотел защитить кандидатскую и, возможно, защитил. По творчеству Я. С.
Дягилевой. Как это всё... Лишь немногие смогли достойно встретить
известие о смерти Янки и достойно откликнуться на него. С. Гурьев, А. Марков,
Д. Десятерик и некоторые другие сумели найти подходящие слова. Тем не менее, фраза о том, что, «узнав о
гибели Янки, журналисты, возможно, создадут... миф», оказалась пророческой.
Создали. И если в предыдущем разделе Янка терялась в репортажах среди
множества сибирских (и не только) музыкантов, то теперь её почти не видно за нагромождением
оплакиваний и «научных трудов», легенд и мифов. Воспоминания общавшихся с Дягилевой людей
высвечивают такие детали, которые позволяют увидеть в ней живого человека, а
не набор придуманных журналистами образов. Так Явление очищается от налипших
мифов. Главное, не перешагнуть грань, отделяющую воспоминания от смакования
подробностей жизни. И так, читая этот раздел, чувствуешь, что как будто
подглядываешь в замочную скважину, и чувство это не из приятных. Потому-то
меня и не хватило на то, чтобы прочитать раздел «Воспоминания» целиком. Надо заметить, что все приведённые выше
критические замечания, обоснованные и не очень, к собственно книге отношения
не имеют. Авторы-составители проделали огромную работу (кто не верит,
взгляните на статистику). Единственное, может быть, не стоило повторять
некоторые глупости – это я про паршивейший анекдот на странице 201. Но, с
другой стороны, если убрать все глупости, то книга была бы раза в два тоньше.
Что, наверное, хоть и улучшило бы результат, но целям составителей собрать
под одной обложкой материалы о Янке, воспоминания близких, неизданные тексты
(это из очевидных целей, из неочевидных же – «стремление хоть как-то, хоть в
чём-то «вещественно-материальном» оставить Янку здесь», как у журнала
«Штирлиц» №2) – явно не соответствовало бы. Ох, уж эти цели! Человек
определяет проблему, ставит цель и начинает действовать. И часто побочный
эффект от действия оказывается значительнее результата самого действия. Так и
здесь, Е. Борисова и Я. Соколов невольно (хотя кто знает, насколько невольно)
явили нам мифы о Янке во всей их «красе». Не зря ведь Гурьев в
«Контркультуре» №5 написал, что это страшная книга. Да, тем, кто участвовал в
создании мифа, наверное, действительно должно быть страшно. И в этом уж точно
авторы-составители не виноваты. Борисова и Соколов сняли с себя всякую
ответственность хотя бы уже тем, что предварили основную часть издания
неопубликованными стихами Янки, двумя крохотными интервью с ней (в одном из
них есть фраза, вынесенная в эпиграф) и письмом к подруге, как бы говоря:
вот, есть творчество и есть всё остальное, и этому остальному не всегда стоит
верить. Да и завершающий книгу раздел «Дискография» с рецензиями на альбомы
напоминает, что лучше послушать записи Дягилевой, нежели читать всякие мнения
о ней. И за такой подход авторам-составителям стоит сказать большое спасибо.
Они так и останутся: Екатерина Борисова – журналистка, более известная по
книге «Янка. Сборник материалов», и Яков «Я-Ха» Соколов, питерский
автор-исполнитель, соавтор-составитель книги «про Янку». Сергей
Князев «Одинокое Солнце» № 8, Волгоград |
|
|