Янка. Сборник материалов


Авторы-составители: Екатерина Борисова и Яков Соколов

Когда самолётик летит, огоньки мигают, и пунктирная линия получается,от того, что есть на самом деле

Янка. Из интервью «Контркультуре» №1

Как говорится в одной плоской шутке, есть три вида подарков – хорошие, плохие и книга. Эта книга – отличный подарок. Выполненная, очевидно, с большой любовью и трепетом, строго и красиво оформленная, она должна внушать благоговение всем, кто ещё не разучился читать. Раскрывая такую книгу, ожидаешь прочитать какие-то правильные и нужные слова. Но вот с этим-то как раз и проблема.

Блок «Прижизненных публикаций» о Янке Дягилевой представляет собой, в основном, подборку репортажей с фестивалей и концертов, в которых она участвовала (широкий разброс мнений: от «с панк-роком ничего общего не имеет» и «уральские баллады о тусовочной жизни современной девушки-хиппи» до «баба-панк, к хиппизму отношения не имеет»). На фоне разудалой рок-н-ролльной вакханалии Янка затерялась, как может затеряться алмаз среди кучи блестящих стёклышек. Немногие смогли увидеть и распознать. Ещё меньше тех, кто сумел выразить. В целом ворохе отрывочных и насыщенных информацией репортажей и попыток «экспресс-анализа» статья Екатерины Пригориной «Пять восторгов о Янке» («Контркультура» №1) резко выделяется точностью слов и определений. Пока другие были поглощены своей крутизной и занимались самолюбованием (подбирали красивые и никому не нужные фразы, пустые и бессмысленные), Е. Пригорина совершила свой маленький подвиг – легко и просто, без видимого напряжения, доверила бумаге свои раздумья, мысли и чувства. Лишь один «недостаток» у этой статьи: слишком уж одиноко она смотрится. Даже именитые авторы и герои самиздата не смогли (не захотели) найти подходящих слов. Что ж, наверное, так и должно было быть, времена были весёлые, спешить было некуда, все (почти все) были ещё живы.

Со смертью Янки на страницах прессы, официальной и не очень, начинают твориться безобразия. Сначала это не так заметно, поскольку у всех шок, растерянность – что? как? почему? Сопли и слезы, хорошо ещё, что до истерик не дошло. Не верится мне что-то в искренность некрологов (минута молчания всегда казалась честнее). Есть подозрение, что Янка стала лишь объектом для журналистского самовыражения (Главный редактор однажды сказала мне: «Самовыражение – это что-то вроде рвоты. Самовыразился – как блеванул». Согласен). И даже не объектом, а так,  поводом.

Значительную часть раздела «Посмертные публикации» занимают материалы на уровне школьных сочинений с навязчивыми попытками подобрать цитаты, говорящие о «предчувствии смерти» (это, по-видимому, уже надо принимать как нечто неизбежное, как данность). Другую внушительную долю составляют «научные» труды – высоколобые «учёные» деятели проводят свои исследования («Янка вопленица» М. Кудимовой, «Янка глазами читателя (цветопись)» П. Шилова и прочие). Быть может, на страницах изданий, откуда были взяты эти работы, они смотрелись мило и вполне невинно, но собранные вместе, они производят весьма тягостное впечатление. Ощущение, что кто-то хотел защитить кандидатскую и, возможно, защитил. По творчеству Я. С. Дягилевой. Как это всё...

Лишь немногие смогли достойно встретить известие о смерти Янки и достойно откликнуться на него. С. Гурьев, А. Марков, Д. Десятерик и некоторые другие сумели найти подходящие слова.

Тем не менее, фраза о том, что, «узнав о гибели Янки, журналисты, возможно, создадут... миф», оказалась пророческой. Создали. И если в предыдущем разделе Янка терялась в репортажах среди множества сибирских (и не только) музыкантов, то теперь её почти не видно за нагромождением оплакиваний и «научных трудов», легенд и мифов.

Воспоминания общавшихся с Дягилевой людей высвечивают такие детали, которые позволяют увидеть в ней живого человека, а не набор придуманных журналистами образов. Так Явление очищается от налипших мифов. Главное, не перешагнуть грань, отделяющую воспоминания от смакования подробностей жизни. И так, читая этот раздел, чувствуешь, что как будто подглядываешь в замочную скважину, и чувство это не из приятных. Потому-то меня и не хватило на то, чтобы прочитать раздел «Воспоминания» целиком.

Надо заметить, что все приведённые выше критические замечания, обоснованные и не очень, к собственно книге отношения не имеют. Авторы-составители проделали огромную работу (кто не верит, взгляните на статистику). Единственное, может быть, не стоило повторять некоторые глупости – это я про паршивейший анекдот на странице 201. Но, с другой стороны, если убрать все глупости, то книга была бы раза в два тоньше. Что, наверное, хоть и улучшило бы результат, но целям составителей собрать под одной обложкой материалы о Янке, воспоминания близких, неизданные тексты (это из очевидных целей, из неочевидных же – «стремление хоть как-то, хоть в чём-то «вещественно-материальном» оставить Янку здесь», как у журнала «Штирлиц» №2) – явно не соответствовало бы. Ох, уж эти цели! Человек определяет проблему, ставит цель и начинает действовать. И часто побочный эффект от действия оказывается значительнее результата самого действия. Так и здесь, Е. Борисова и Я. Соколов невольно (хотя кто знает, насколько невольно) явили нам мифы о Янке во всей их «красе». Не зря ведь Гурьев в «Контркультуре» №5 написал, что это страшная книга. Да, тем, кто участвовал в создании мифа, наверное, действительно должно быть страшно. И в этом уж точно авторы-составители не виноваты. Борисова и Соколов сняли с себя всякую ответственность хотя бы уже тем, что предварили основную часть издания неопубликованными стихами Янки, двумя крохотными интервью с ней (в одном из них есть фраза, вынесенная в эпиграф) и письмом к подруге, как бы говоря: вот, есть творчество и есть всё остальное, и этому остальному не всегда стоит верить. Да и завершающий книгу раздел «Дискография» с рецензиями на альбомы напоминает, что лучше послушать записи Дягилевой, нежели читать всякие мнения о ней. И за такой подход авторам-составителям стоит сказать большое спасибо. Они так и останутся: Екатерина Борисова – журналистка, более известная по книге «Янка. Сборник материалов», и Яков «Я-Ха» Соколов, питерский автор-исполнитель, соавтор-составитель книги «про Янку».

Сергей Князев

«Одинокое Солнце» № 8, Волгоград

 


ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД