Мысли по поводу


Лежал я как-то на диване, в гостях у свердловского Дика, а краем уха прислушивался, как одна дама зачитывала отдельные места из статьи о Янке из журнала "Урлайт", и меня странно поразила фраза оттуда, типа: "Альбом по звучанию еще не панк", или "неожиданные пересечения с "Билли Джин" М. Джексона". Не то, чтобы для меня спорна справедливость этих утверждений, они так же верны, как и все, что существует в мире. Мне хотелось бы сказать о другом. Поэтому я взял в руки журнал (6/24, 1989), открыл его на статье "Лирическое отступление о Янке" из Рок-хроники и начал разбирать по порядку некоторые места из нее.

В перечислении музыкантов, помогавших Янке записать альбом Деклассированные Элементы, повергает в недоумение сентенция "последние-то все и испортили", касающаяся Джеффа (Игорь Жевтун - гитара) и Джексона (Евгений Кокорин - ударные).(*) Как мне кажется, она перекликается с нижеследующим заявлением, что "альбом по звучанию - еще не панк". Автору, вероятно, все это видится по-другому, под впечатлением от прослушанной массы профессионально сыгранных западных образцов. Да, как тут не согласиться, "там" все хорошо, "там" законодатели формы!

А не пора ли нам, господа, после стольких лет существования сермяжного русскоязычного рок-н-ролла, взять в толк, что то, что "у них" - это "у них", а "их" форма, поскольку она "там" естественна (исходя из наличия, например, соответствующей аппаратуры и возможности ежедневно экспериментировать на ней), то она и верна для "них". Нам же приходится "делать цветы" из того говна, что мы имеем. Именно в этом наша такая вот, вынужденная сила, и именно эта способность привлекает внимание Запада, как, например, привлекал его внимание тот Левша, делавший удивительно точные вещи, не пользуясь при этом современной ему аппаратурой.

Так вот, по поводу разбирательств "панк - не панк". Отбросив все с завидным упорством наклеиваемые ярлыки (господа советские рок-журналисты! Вы же, надеюсь, надеюсь, читаете своих коллег из "Rolling Stone", "NME" "Sounds", "Melody Maker", "Cream"?), я бы просто сказал, не боясь громких слов (почему-то принято осмеливаться на них только после смерти художников), что Янка несет Свет. При наличии же Света форма, в которую он облачен, складывается из всех физиологических, интеллектуальных, психических, социальных особенностей ее создателя. К сожалению, много людей творческих ударяется в поиски формы покруче, поавангарднее, при этом пригашая себя как источник Света, это, если кто, действительно, таковым является. Большинство же команд играет не рок-н-ролл, а "играют в рок-н-ролл" невесть зачем, одни у себя, в каком-нибудь клубе, другие, хуже того, по ТВ и во дворце "Олимпийском" - назовем их условно "стильными" группами.

Что же касается отсутствия профессионализма у упомянутых Жевтуна и Кокорина, то я не буду рвать себе на жопе волоса, убеждая в обратном. Они - слабы по причине отсутствия необходимой аппаратуры, точки для репетиций (у всех групп формации ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ ее практически никогда не было!) и возможности чаще иметь опыт концертных выступлений. Зато, главное - у этих парней есть свое внутреннее тонкое чувство той "рок-н-ролльной экзистенции", выражаясь языком Сергея Гурьева из того же "Урлайта", а я бы назвал это каким-нибудь более обобщенным философским термином типа "истина" или "Бог", но не буду, ибо любое слово весьма приблизительно передает то чувство. А лучше слушайте альбом Янки и, как говорит поэт Немиров: "Не верь в романы и рассказы, но верь в что видят твои глазы".

Далее, по статье. Весьма вероятно, что Янка слышала "Билли Джин" или видела клип по советскому ТВ. Вещь забористая, своим ритмом особенно. Тогда мне это видится так. Та Божья искра, что есть в этой песне (а искра Божия есть, как известно, абсолютно во всем - если, например, брать музыку, то и в любом МИРАЖЕ есть!), преломляясь через Янкину сущность и смешиваясь с ее личным опытом, вышла в свет своеобразной, только Янке присущей вещью. Это будет справедливо в отношении любых подобных "заимствований", при условии, что делается это по зову сердца, но из желания ума. Выискивания же типа "что на что похоже" или "кто у кого содрал" в таких случаях есть ни что иное, как пустые умствования, и оставим их критикам, разбирающим "творчество" упомянутых выше "стильных" групп.

И, в заключение, об "открытии русского рока". Господа, тешьте себя словами "пост-", "панк", "рок"! Что это - "рок"? Стас Намин - это тоже "рок"? "Нет, - возразит мне друг Шапа, настоящий а-ррок - это совсем другое". И будет тоже прав. А тем временем кому-то это выгодно - сочинять термины типа "неформалы", ибо тут же люди, искавшие выхода из клетки, сами загоняют себя в другую клетку.

А не лучше ли - не играть в чужие игры, жить своим разумом и ждать новых открытий новой русской громкой музыки?!!

  А.Струков, "Контр…Культ…Ура", 2/1990

(*) Столь задевшая А. Струкова сентенция "последние-то все и испортили" относилась сугубо к ударным инструментам, стоявшим в перечне последними. Джеффа никто не трогал - прим. ред. "Контр…Культ…Уры".


ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД