Панк-звезда из глухой Сибири |
|
Музыка, как времена года. Стоит бывшим ребятам с
клубных подмостков отправиться в супертурне на Маракану или на
"МТВ", как с самого низа поднимаются все новые и новые с гитарами
наперевес. И им есть, что сказать. Именно поэтому сегодня мы рассказываем о
Янке Дягилевой - не вписанной в cynepбизнес певице нового рок-поколения. От большого ума - лишь сума да тюрьма Нехитрая народная мудрость, этот хрупкий голос - это Янка. Вне стадионов и теленастырных хит-парадов эта
сибирская певица-поэт-композитор знакома каждому, кто следит за сгоранием
Феникса советской рок-музыки. От Урала до Камчатки ее боготворят, и на каждом
фестивале все задают друг другу один вопрос: "А Янка приехала?"
Если да - все нормально. Потому, что живые концерты - это единственный шанс
послушать… Ну, кроме плохоньких записей. Собирайся, народ, на бессмысленный сход Русской культуре везло, - ее умудрились сохранить Юлий Ким, Анатолий Ким и Виктор Цой. Теперь вот пришла сибирская девчонка Янка, и стало ясно, что второй этап развития русской рок-музыки без огромной страны "Сайберии" не обойдется. Ближайший аналог на Западе Янке - Патти Смит - она так же неконформна, и так же ее творчество связано с глубинными корнями народной традиции. Янка заполнила собой разрыв между роком и русской культурой, когда эту брешь оставили после себя Виктор Цой и Дима Ревякин. После двадцати лет экспериментов России с рок-н-роллом наконец-то начала проклевываться естественная, не вымученная связь этой музыки с древней народной культурой. Порядком пришибленной. О чем поет Янка? В отличие от групп "социального рока", которые потерпели поражение в зрительских симпатиях, в песнях Янки нет социального протеста. Ну, так же, как нет его в никудышных грязных дорогах, в зоне Припяти, в наших несчастных матерях, которые всю жизнь мечтали, что хоть мы-то будем жить лучше. И не надо жать на педаль, когда можно сказать просто: Здесь не кончается война В отличие от Патти Смит, которую у нас знают просвещенные круги меломанов, у Янки нет своего Ленни Кейя - классного музыканта. Поначалу с ней играли ребята из ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫЖИВАНИЮ, где сама Янка числится менеджером. (Талант многогранен?). Клубная любительская команда. Нет у нее и продюсера. Требовательного. Западного толка. Эту роль пытается взять на себя русский панк в обличье хиппи Егор Летов (ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА). Но его ненависть настолько губительна для музыки, что сквозь нее слушатель продирается с трудом. И он убивает искусство Янки. (Извини, Егор!).
Пример - все записанные вместе песни, за исключением, пожалуй,
"Деклассированным Элементам". Легкая отстраненность в исполнении и потрясающая мелодичность. Даже неподготовленного слушателя, когда он слышит этот мальчишеский ломкий голос, "цепляет" сразу: А мы пойдем с тобою И вдруг будничная констатация: "Нас убьют за то, что мы гуляли по трамвайным рельсам". Рок-Оруэлл такой. "1984"-1990. Но никаких жалоб. И в этом ее сила. Только мне всегда было интересно, - в какой сибирской деревушке она слышала столько народных песен? ** И. Мальцев,
"Комсомольская Правда" (Москва) 23.09.1990 * Так процитировано в статье ** См. интервью с С.И. Дягилевым и некоторые другие *** См. также статью "От большого ума???" |
|
|