Вадим «Черный Лукич» Кузьмин
|
Янка
– это был человек, достаточно мало приспособленный к нашей жизни, ужасно
неуклюжий: она очень любила вомбатов, всяких каких-то медвежат, они как-то присутствуют
в ее творчестве, – и сама она была как медвежонок: такой очень милый,
неуклюжий и по-своему достаточно вредный и ленивый ужасно. Причем, поскольку
в нашем кругу, среди друзей, как к женщине, в общем-то, к ней никто не
относился, и она, в общем-то, и рада была этому, – то она всячески
подчеркивала свою равность с нами в положении. И нам это, в общем-то,
оборачивалось боком, потому что, если мы были в мужской компании, где кроме
нас была еще Янка, – то она не считала должным даже чайку поставить. Мы ей:
«Иди, чайку поставь, по-женски» – «Иди сам поставь!» – и иногда это все
смешно было, но иногда очень сильно доставало. Был такой случай, сразу после
Нового года... Новый год с 87-го на 88-й мы праздновали у Игоря Федорыча:
Янка, Игорь Федорыч, я и моя первая жена Оксанка. Я приехал записывать свои
первые альбомы, мы стали праздновать Новый год, и праздновали его с такой
силой, что просто – ой! Была очень большая проблема купить водку в то время.
И уж 31-е число, часа четыре после обеда, а у нас еще ничего нету, – бутылки
пива купить не можем! Все, народ обезумевший носится… А у Егора был такой
одноклассник, Сережа Домой,* и он работал очень блатным человеком: он
принимал посуду пустую, рядом с пивной точкой. И мы поехали к нему, – может,
чем-то поможет. Приехали туда, в этот частный сектор, и он нам действительно
помог, мы купили пару литровых бутылок водки и чуть ли не ящик
«Адмиралтейского» пива питерского, каким образом его в то время занесло в
Омск – непонятно. И так мы навстречали Новый год, что – я помню, Игорь
Федорыч очень дорожил пластинкой «Never Mind The Bollocks» и мы все под нее плясали-танцевали, но в конце вечера
ею уже просто кидались, как таким диском летающим. Потом ночью Янка решила
проколоть нам уши, и у меня до сих пор эта дырка, – причем, очень криво так
проколота, – не снизу, а чуть в бок, потому что Янка тоже была немножко в
подпитии, и толстой сережкой, с толстым цевьем, без наркоза, с хрустом
проделала дырки. И мы потом с Егором ходили, – у нас было по серьге с таким
дешевым блестящим камнем, с алмазом таким. А
новогодний подарок Янки представлял собой… Там был такой магазин в Омске,
«Юный Техник», где кроме всяких юных технических причиндалов продавались
разные отходы производств, не кондиция всякая. И какая-то фабрика, которая
выпускала искусственные шубы, стала из отходов от этих шуб делать маленьких
Чебурашек – совершенно жутких, они были всяких разных цветов, какие обрезки
меха были, – из таких и шили. И вот Янка подарила мне такого Чебурашку,
ядовито-синего цвета и с красными глазами. Его, монстра такого, дарить надо
было неожиданно, подсовывая жертве под нос – можно было фильм ужасов снимать
с этими Чебурашками. Она долго выбирала подарок, коварно улыбаясь. Ну, и
вскоре после этого Нового года мы приступили к записи альбома. Распорядок был
такой: с утра просыпаемся, завтракаем рано утром достаточно и начинаем
работать. Потом только ужинали, часов в десять-одиннадцать, когда соседи уже
начинали колотиться. К этому времени жутко голодные уже, дело к концу идет,
мы, значит: «Янка, давай на кухню, чего-нибудь там сотвори…» – «А я есть не
хочу!» – «Ну ладно, ты не хочешь, – мы хотим есть!» – «Ну, хотите – идите,
готовьте» Ну, думаем, собака! Заканчиваем записывать через часок: «Значит, ты
есть не хочешь?» Она: «Нет-нет, не хочу...» А ясно, что тоже голодная, только
ленивая. Мы идем на кухню, берем, режем колбасу, жарим целую сковородку этой
колбасы с яичницей, такой роскошной, душистой: «Ну, Янка, то есть ты точно
есть не будешь?» – а та уже сглатывает слюну, но – «Нет, не буду». Мы
садимся, громко похваливаем нашу еду, типа: «Зря ты, Янка, отказалась! Еле
влезает, – а что делать? Не выкидывать же!» Кое-как умяли эту сковородку: «Ну
а чаек-то будешь?» «Чаек буду» – мрачно так. Приходит на кухню, мы так, сыто
отрыгивая, сидим, чайник поставили… А там такая картина: сбоку окно, стол
стоит, здесь сидит Егор, здесь я, а тут, с торца, Янка села и наливает себе
такого крутого кипятку. Сидит, глаз не поднимает, видно, что все у нее
клокочет, и она так, ложечкой чай мешая, и говорит: «В Америке есть такие
люди, – ковбои называются...» Мы с Егором переглянулись, думаем: ну, с
голодухи-то у бабы крыша поехала! А она сидит: «Есть такие люди, ковбои
называются. Так вот, они делают так!»
– хватает кружку и плещет нам кипяток в лицо! Но в лицо не попадает, а
выплескивает это все на шторы, – а на нас не попало ни капли! И мы просто с
диким хохотом падаем под стол. Потому что она долго думала, как отомстить
этим двум наглым харям, и, увидев кружку кипятка, поняла, какова будет месть,
и смаковала ее, не торопясь, и просто так плескать она не хотела, она хотела
еще и со вступлением с красивым, – все должно было быть классно, но она
просто в нас не попала! И это был такой удар, что она даже чай пить не стала,
а ушла просто спать. И вот в этом – вся Янка, в таком вот умении. Янка
вообще всегда ходила в феньках до локтя, и это тоже, по-своему, забавно был,
потому что феньки, как правило, дареные: очень часто во время концерта
человеку хочется сделать певцу приятное, – и он что-нибудь дарит. Раньше, как
правило, дарили чего-то такое – кто феньку, кто кассету, кто еще чего-нибудь.
Так всегда было и есть, мне, правда, последнее время стали дарить цветы
почему-то, меня это настораживает, наверное, дело уже к возрасту идет, как
Кобзон какой-то получаюсь. А раньше, помимо того, что просто приятно, когда
тебе феньку дарят, но еще и такое значение они имели, что когда встречаешься
с незнакомым человеком, смотришь на руки: «О! Да ты Юльку Шерстобитову
знаешь!» – виден же ее стиль, можно просто так опознавать. А Янка отличалась
тем, что, благодаря лени, в блюдце с бисером ей всегда было лень искать
бусинки даже не то, что одного цвета – одного размера. И она плела феньки,
как Бог на руку положит – какие бусины попадались, те и брала. И поэтому они
получались у нее ужасно кривые: там и здоровые бисеринки, и мелкие, и все
вместе. А человек не носит же свои феньки, он их дарит. И я вот плел, как мне
кажется, очень красиво, Юлька вообще классно плела. И получалось, что Янка
ходит сама в классных, красивых феньках, которые мы ей подарили, а нам она от
всей души, очень долго и кропотливо плетет такого уродца, совершенно кривого,
немыслимых цветов, и мы, из уважения к ней, из любви должны были это все
носить. Сейчас это трудно представить, конечно, я думаю, таких «мастеров» как
она, уже не осталось, поэтому кажется, что – ну вот насколько может быть
ужасной фенька? А там прям страшно было! Вот такой был даже в этом у нее
подход… Она,
насколько я помню, не красилась никогда вообще. Как-то раз попыталась
подкраситься к празднику какому-то, но все посмотрели и сказали типа «смой».
Как-то не владела она этим, парняга такой был по жизни. Я видел ее
одноклассниц – она жила в частном секторе, но в центре, и в школу ходила
поэтому в 42-ю, одну из самых престижных до сих пор, – так у нее, понятно,
все одноклассницы такие были мадонны-примадонны, а она с ними и не общалась
совсем. С Ольгой Глушковой дружила и с Нюрычем. А я на Ольгу вышел вообще по
другому: у меня была любовь большая, но женщина была замужем, а они с Ольгой
жили на одной площадке, и я, чтобы иметь доступ к этому дому, вычислил Ольгу,
познакомился с ней, а потом оказалось, что она тоже Янку знает –
одноклассница. А как
мы с ней познакомились, – я уже даже и не помню, это было где-то в 86-м году,
когда мы все стали общаться – Женька Епископ, Ирка Летяева, Янка, Анька
Волкова. У Ирки Летяевой квартира была улетная – в самом центре, на первом
этаже, окнами во двор-колодец, такой, как в Питере, там солнца вообще никогда
не бывало, мрачная такая. «Забудь надежду всяк, сюда входящий» было написано
над дверью. Там всякие Юры Наумовы бывали, Майки – Ирка тогда была такая
центровая рок-мама… Янка у нее, собственно, с Башлачевым познакомились. Был
такой момент, когда Саша Башлачев был здесь, в Новосибирске, они и
познакомились, и он произвел на нее очень большое впечатление. Она прямо была
счастлива, и мы все, как мне кажется, немножко с ревностью к этому
относилась: «А чё Башлачев? Вон, сколько тут нас, всяких Башлачевых! Мы сами
как Башлачев!» – а она очень сильно его ценила, это было очень большое для
нее событие. А потом, как-то во время одного из первых визитов в Питер она с
ним пересеклась – и очень сильно обломалась. Я подробностей не помню, да и не
знаю особо-то, поскольку не был свидетелем, но то ли он ее не узнал, то ли
еще что-то… Насколько я знаю, там был квартирник его, и она шла на эту
встречу как к старому другу, соскучившись по нему и радуясь, а он, как я
понимаю, достаточно холодно – без всяких обид – то ли не признал, то л
настроение у него было неподходящее. И, я помню, ее это задело очень сильно,
потому что она-то к нему была всей душой, а тут такой поворот. И, по-моему,
довольно скоро после этого он и погиб – может, просто у него была депрессия
уже. Но
это потом было, а в 86-м году мы как-то вот все так дружненько жили вместе. А
потом уже прослышали про ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ от БОМЖЕЙ, и на какой-то
фестиваль, в 87-м году, по-моему, они приехали в гости. И тогда мы с ними
перезнакомились и уж потом поехали большой тусовкой к ним, туда, в Омск. Когда
говорят, что у Янки в конце самом тяжелейшая депрессия случилась – и что Егор
этому немало поспособствовал, – я всегда вспоминаю… Вообще был период, еще до
того, как мы с Егором познакомились, когда у нее были не то что депрессии, а
я бы даже каким-нибудь более страшным словом назвал. Я тогда впервые увидел,
что означает слово «ангедония», настолько у человека было отсутствие радости – и это было днями,
неделями – без минутного просвета. Человек ходит, – а поскольку она все-таки
девчонка, причем, может быть, не самая крепкая, то она еще и, грубо говоря,
ноет, и это было очень тяжело выносить многим людям. И были моменты, когда
даже у меня терпения не хватало, доставало, – потому что вообще видимых
причин просто нет! Настоящее отсутствие радости. Я не знаю, сейчас трудно
понять причины этого, потому что, как мы сейчас понимаем, в то время жизнь
была достаточно веселая, по сравнению с тем, что сейчас. И растормошить
удавалось очень редко и с большим трудом. Как-то Ирка Летяева это лучше
понимала, она в такие моменты, чисто по-бабски больше ее принимала. А она
сама по себе такой человек-моторчик, я ее сколько лет знаю, – она вообще не
меняется, всегда энергичная, веселая, с ней Янке было лучше всего, в эти вот
периоды, не знаю, как назвать – «черной меланхолии», что ли. Но это все было тогда,
когда она еще песен не писала – в осознанном смысле этого слова. Как только у
нее пошел этот вот выход творческий, – по-моему, ей стало легче. Мне
трудно проследить все это, всю ее судьбу, потому что у нас в 89-м году отношения,
практически, закончились. Там была одна достаточно некрасивая история, я о
ней рассказывать не буду, и поэтому сказать, почему это все пришло к смерти,
– не смогу. Но
это ладно, а тогда мы вот так классно познакомились с омичами, и как-то резко
подорвались и поехали стопом на юга. Мы не очень много болтались по стране,
так получилось, что тогда поехали с Оксанкой, Эжен Лищенко с Лекой Сергеевой,
своей будущей женой – с будущей вдовой, – а позже уже выехали Егор с Янкой.
То есть нас было шестеро. Причем мы поехали автостопом через Питер и Эстонию
на Гаую,** в Ригу, и там жили, а Егор с Янкой добрались до Москвы, там
тормознулись и оттуда сразу поехали на юг, в Крым, в Коктебель. А мы из Риги
поехали, и никак не могли их застать: мы приезжаем в Киев, – они за несколько
дней до нас там были, мы приехали в Коктебель, – они только оттуда уехали… Мы
несколько дней пожили в Коктебеле, и уже в Симферополе только все
пересеклись. Там Ник Рок-Н-Ролл оказался и вся тусовка, был фестиваль, где
выступали всякие и Цои, и Шевчуки, и Мамоновы, был ТЕЛЕВИЗОР – большой такой
фестиваль. Первое время нас Ник Рок-Н-Ролл устраивал жить, а потом оказалось
так, что местные власти начали проводить всякие репрессии, – и стало просто
негде жить. И я тогда вычислил, опытным путем, логически, что можно жить на
междугородном переговорном пункте, на почтамте – он же круглосуточно открыт.
И мы пришли так робко, в первый вечер, сели, посидели, – никто не гонит.
Прилегли, – никто не гонит. На второй день мы уже составили кушеточки такие
из банкеточек – такой большой квадрат и там вчетвером – я, Оксанка, Егор и
Янка – прямо укладывались спать, с одеялами, со своими делами… Напротив этого
Главпочтамта был общественный туалет, мы туда ходили умываться, зубы чистить,
очень культурный у нас был досуг: ложимся – Егор на подоконничек, как на
полочку очки кладет, фляжечку с водой ставит – вот так вот очень цивильно
все. Часов в шесть приходили какие-то негритосы звонить на родину к себе, они
нас будили, мы вставали достаточно рано, шли завтракать – так и жили. Дня
три-четыре мы так проночевали, а однажды приходим, – а у нас девчонки
заболели, все-таки постоянно на улице, дело к осени, прохладно – и
температура и у Оксанки, и у Янки. Ни лекарств, ничего нету. Пришли, стали
укладываться – подходит женщина: «Ребята, я за вами давно наблюдаю,–
давайте-ка вымётывайтесь. Уматывайте отсюда» – а на улице прохладно, и ночь,
уже часов одиннадцать, и, главное, дождь льет, – и идти некуда. Мы и так, и
сяк, и по-плохому и по-хорошему – она вызывает милицию. Те приходят,
проверяют документы, у них претензий нет, они уходят. Ушел патруль – она
снова: «Все равно я вам житья не дам – в райотдел позвоню, и вас заберут». Мы
начинаем ей объяснять, что так и так, девчонки болеют, с температурой. Я
говорю: «Я могу сейчас заказать переговоры с Новосибирском и до утра сидеть
ждать?» «Можете» «Ну зачем, – спрашиваю, – ведь мы можем здесь находиться?
Ну, давайте мы не будем лежать, посидим просто» – Нет, вот на принцип пошла,
«вон отсюда» и все. Я тогда говорю: «Все, ребята, собираемся» Подошел к ней,
говорю: «Вот у вас, женщина, есть дочь?» Она: «Ну, есть» Я говорю: «Вот, я
желаю вам, чтобы, когда ваша дочь подрастет, с ней кто-нибудь обошелся так
же, как вы с нашими девчонками обращаетесь» И пошли. И через минуту она нас догоняет
на улице: «Что-то я погорячилась», – говорит… В общем, нас вернули, и мы
как-то так и прожили на этом Главпочтамте дальше, нормально уже. Это в
августе 87-го было. Там
еще такой случай смешной был, когда мы из Симферополя в Киев ехали
автостопом. Мы тогда разделились, Егор поехал с Янкой, а я один. Договорились
встретиться в Харькове, на вокзале, у мужского туалета в 12 ночи. Я приехал,
пошел, как дурак, к туалету, стою, жду, – и нету никого. Постоял, подождал –
и тут до меня доходит, что они, скорее всего, поймали машину прямую до Киева
– грех же такой шанс упускать, и поехали. А я тут, в Харькове, у меня в
Харькове нету никого, ночь, куда деваться – не знаю, денег, естественно, нету
тоже. И подходит ко мне како-то паренек и спрашивает: «А вы хиппи, да?» Мы-то
себя вообще панками считали, но у нас в Сибири панки с волосами, как у хиппи
ходили – «Да, говорю, хиппи я». Он обрадовался: «Вам, говорит, ночевать
негде?» «Не-а, негде» – говорю. «А пойдемте ко мне». И вот три дня мы с ним
квасили, потом у него деньги кончились, а он так подрубился на идею
панковскую, которую я ему все это время втулял, что решил со мной поехать.
Поехали на электричке «зайцами» до Полтавы, в сортире, старые такие
электрички, с туалетом еще – вот в нем и заперлись. В Полтаве сошли и дальше
– стопом. А голодные, денег нет, купили какой-то одинокий пирожок на двоих,
парень уже притух немного, поостыл. И тут я вижу кафе какое-то, захожу, – а
там борщами всякими пахнет, курицами, – и старушка-повариха. Я к ней подошел,
говорю: «Бабушка, накорми, денег у нас нету» – она смотрит, а у нас вид такой
– чистые путники. «Ой, – говорит, – да вы голодные?» Хохлушка такая. Налила
нам по тарелке борща, а пока ели – собрала нам котомку такую, дорожную, с
едой. В Киев приехали, там уже Егор с Янкой живут, отъелись, Древаль-то
по-украински принимал – ходят, пузо чешут. И вот там парнишку этого мы так
загрузили, что он всерьез всеми этими вещами проникся, идеями анархическими.
Глаза горят, будит ночью как-то: «Я прокламацию написал!». В голове – одни
листовки да акции. Нам-то сначала интересно было, а потом как-то утомлять он
начал своей активностью. Наконец как-то Янка меня в уголок отвела, говорит:
«Достал он уже! Ты его приволок, – ты и сделай так, чтобы его не было». А как
от него избавиться – непонятно, потому как прикипел парень крепко. И вот
однажды мы ему таки говорим: «Все, Игорек, пора ехать». Он: «Ну как же? Я же
только-только… Вот, акции, листовки...». Мы так серьезно: «А все, теперь надо
действовать уже каждому у себя. Ты идею уже понял, все нужное узнал – езжай в
Харьков, а мы к себе в Сибирь поедем». И чуть ли не на билет ему денег
насобирали, – спровадили, короче, вздохнули спокойно. Вот как человек
проникся. Был еще такой интересный случай, когда
мы жили на квартире у Древаля в Киеве, летом 87-го, после Симферополя. И,
когда мы там отогрелись, отъелись, был нам такой хохлячий прием классный, – в
один из вечеров мы решили устроить конкурс на лучшего автора. Потому что
сидим, песни сочиняем, у одного краше, чем у другого. Вроде и не спорили, но
все равно, висит же вопрос – кто же круче всех? И решили: а давайте вот
сегодня вечером каждый сочинит песню. И у кого лучше окажется, по общему
признанию, тот и будет самым-самым. Я, к сожалению, подробностей этого
«конкурса» не помню: если не ошибаюсь, Егор написал в тот вечер «Я сяду на
колеса, – ты сядешь на иглу...» в качестве «конкурсной программы». Что
написала Янка, я не помню. Помню, какую я написал, – но я ее упоминать не
буду, хотя тогда посчиталось, что мы все выступили более-менее ровно. Сейчас
мне так уже не кажется, я считаю, что у меня слабая песенка получилась… Но
настолько вот это творчество перло, что мне казалось: любую свободную минуту,
если человек замирал с гитарой руках, – он мог сочинить очень хорошую песню.
Мне кажется, сейчас у многих из нас проблемы. Я не думаю, что это из-за того,
что мы исписались – скорее, это что-то возрастное, эмоциональные какие-то
проблемы, внешние факторы. А тогда писалось очень легко и не натужно:
буквально садимся, и каждый начинает записывать… У нас была, кстати, с Янкой даже
песня, которую мы вдвоем, можно сказать написали… Потом, когда уже записали
СПИНКИ МЕНТА… Янке нравились некоторые мои песни очень сильно, и вот Егора не
было что-то, и она говорит: «Давай сочиним вместе песню». Мне очень нравились
ее стихи, а ей – мои мелодии, и она говорит: «Давай вот я тебе свое
стихотворение отдам, самое любимое, а ты сочини вот прямо мелодию красивую»…
И самое печальное, что мы вот все это сделали, записать по каким-то причинам
не записали – так это все и кануло. Так эти стихи песней, по-моему, и не
стали, а стихи были эти: «Нарисовал икону, и под дождем забыли…» Главное, я
уже и сам мелодию не помню, но факт тот, что был у нас небольшой такой опыт
совместного творчества, только результат не сохранился. Мы
стопом ездили, наверное, по разным причинам, – конечно, какой-то маленький
запас денег, на крайний, самый крайний случай был. Но он такой был, – иногда
в карманчик джинсов десятку зашивали прямо уж совсем на черный день. Я,
обычно, стопом до Москвы не ездил, доезжал на поезде, на это денег хватало.
Мы когда вот в 87-м году ездили, Оксанка, как потом оказалось, была на
третьем месяце беременности. Народ-то был бесшабашный, на такой нюанс не
обратили внимания… И когда она стала себя уже плохо чувствовать, и надо было
ее отправлять домой – денег не было, собирали с миру по нитке на поезд. Так
что от безденежья, конечно, в основном. Ну а откуда деньги? Никто не работал
же. Янка никогда нигде не работала. Я не знаю, как в те периоды, когда она
стала какие-то концерты давать, а в то время – все жили общим котлом. Она же
когда в Новосибирске жила, – мы здесь все вместе тусовались и, все-таки,
здесь отец, дом. В Омске – у Игоря Федорыча. А он же у нас был главный
портретист Лукичей, все стенгазеты рисовал, в ЖЭУ работал художником, рисовал
наглядную агитацию, и с гордостью потом заявлял, что так, как он, Ленина
никто не нарисует, «так – мало, кто может». Не знаю, как сейчас – школа
потеряна или нет. А тогда он ведь этим какую-то копейку зарабатывал. Ну,
тогда, в принципе, жизнь дешевая была, человек, работая сторожем, на 80
рублей мог нормально жить. А Янка и сторожем не работала. Иногда был период,
когда мы все работали, – ее попрекали куском хлеба, был грех. Говорили: «Иди,
трудись!» на что было сказано: «А я песни пишу!», на что в свою очередь, было
отвечено: «Все песни пишут, а работать надо!». В отличие от столиц, у нас не
было практики платных квартирников, больше того, сейчас эта ситуация может
показаться дикой, но тогда получать деньги за рок-н-ролл – это просто
являлось прям страшным преступлением. Я помню, мы ездили в Свердловск, на
фестиваль 87-м году. Не уверен, что Янка тогда ездила, а мы с Егором там
познакомились с ЧАЙФОМ, они тогда были андерграунды, и из всех свердловских
команд, естественно, показались нам наиболее близкими, по крайней мере,
достаточно теплые чувства вызывали. И потом, через год или два, в конце 80-х
кто-то позвонил то ли из Магадана, то ли из Норильска, откуда-то с севера, и
сказали, что, вроде, пригласили ЧАЙФ, а те запросили 400 рублей за концерт, –
я помню, это вызвало у нас всех такой шок! Ну, как же так, братья – и такая
лажа. Просто после этого отношение сразу изменились. Были какие-то люди,
которые зарабатывали чуть больше, чем остальные – они, обычно, помогали с
деньгами на билеты, когда надо было куда-то ехать. А тогда ведь ездили общим
вагоном, и билет от Новосибирска до Омска стоил 6 рублей, – поэтому стопом
даже добираться смысла не было, очень дешево. А там Игорь Федорович залезал в
холодильник к родителям, благо, они люди очень хорошие, матушка замечательный
человек была, Царствие небесное, – и вот так и выживали все вместе. У нас не
было, практически, слушателей посторонних – обычно все свои: либо музыканты,
либо совсем близкие друзья. В 85-м году первый раз первым поехал в Омск Димка
Селиванов из ПРОМЫШЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ с Димой Радкевичем, который до сих пор
никак не может нормально альбом записать – и вот тогда ребята омские
организовали что-то типа концерта в каком-то подвале в детском клубе. А когда
мы стали ездить, в 86-87-м, – тогда уже были практически только друзья, на
своих квартирах. Я вот не знаю, много ли было у Янки концертов в
Новосибирске; у нее был период, когда она достаточно долго и часто бывала в
Академгородке, а я с академовскими тогда мало общался, но они, вроде,
устраивали что-то в университетских общагах. Я не знаю, есть ли какие-то
записи новосибирских концертов Янкиных, их вообще-то не слишком много,
насколько я знаю, потому что, как правило, все это откладывалось до каких-то
«серьезных» записей. Сейчас
как-то удивительно, весь народ какой-то стал кто пьющий, кто еще какой-то… А
тогда вообще очень мало пили, настолько наслаждались творчеством, общением
друг с другом, что просто – приезжаем в Омск, собираемся вечером толпой
человек в пятнадцать – и Бэбик,*** и Женя, и все-все-все, садимся – и все
поют песни, кто какие сочинил. Встречались часто, раз в два месяца
пересекались точно. И, как, правило, кто-то все это записывал. Очень часто
это Юлька Шерстобитова была, у нее был маленький магнитофон с микрофоном– она
записывала, и кое-что благодаря ей сохранилось, записи этих вот
междусобойчиков. А альбомы – тут у нас, конечно, Игорь Федорович был главный,
он звукорежиссер: как соизволит, – так и будет. Есть такой факт комичный, что
вот эти вот, допустим, мои альбомы – первые три ранних – они записаны с той
же ритм-секцией, что и Все Идет По
Плану, потому что Егор замучился стучать каждый раз под песню, и он
записал, по-моему шесть наиболее характерных ритмов на катушку, и потом – я,
может быть, тайну какую-то страшную открою – играл под эти записанные
барабаны. И вот он только закончил эти три альбома свои, а через несколько
дней приезжаем мы записывать СПИНКИ МЕНТА, а он говорит: «Что колошматить-то?
Все равно я так же и буду колошматить, – давай просто под это» – и у нас
абсолютно одинаковые барабаны, из этих вот шести вариантов. Причем есть
песни, где Игорь Федорович через пару минут начинал замедлять темп – и эти
места есть во всех альбомах того раза, что в ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ и у меня,
если посмотреть внимательно, потому что использовалась одна и та же катушка с
ритмами. Под
эти же дело, кстати, планировалась тогда запись первого Янкиного альбома Не Положено, который тоже должен был
быть электрическим. Игорь Федорович болванки заготовил, все как надо, но только
эта запись – она нами с Янкой была фактически сорвана, потому что мы уже
больно много дурачились и веселились, так что Егор, в конце концов, вспылил и
все потер на фиг, и, в результате, получилась только маленькая акустика.
Вообще «музыкальные» отношения у Янки с Егором были довольно понятные: ну с
кем же Игорь Федорович равноправно в музыке общается! Это, по-моему, заметно
вообще во всех проектах, где он принимает участие: его только пусти в группу
– хоть кем, хоть барабанщиком, хоть флейтистом – это в итоге получится
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. Все проекты, кончая последними сольниками Женьки Махно –
все. Насколько я знаю, Женька практически всю музыку сделал сам, все сочинил,
наиграл, сам записал – и пустил Егора с Кузей по соляку сыграть в какой-то
песне. Я послушал результат – это нормальный альбом, но все, все ясно:
откуда, где это писалось, и кто принимал участие. И поэтому я не знаю, нужно
ли было Янке вообще электрические проекты делать, но, мне кажется, что если и
нужно – то не такие. Мне ее акустика, просто под гитару ближе гораздо: это
очень яркий, самобытный человек, к ней не надо было подходить с общими
мерками. Дело в том, у меня сложилось такое впечатление, что ее музыкальные
вкусы складывались во многом благодаря Егору, – как и у многих из нас в то
время. Потому что это был просто архивариус, человек энциклопедических знаний
в музыке, обладатель огромной коллекции, и, естественно, мы во многом слушали
именно то, что он ставил. И его интерпретации, скажем, с точки зрения критики
этой музыки, – невольно он влиял на наш музыкальный вкус, и, как следствие,
на то, что выходило из-под нашего пера. Я не знаю, насколько это было жестким
диктатом, но дело в том, что Егор – у него бывает ощущение типа «я знаю, как
надо сделать». А у Янки и у меня, пожалуй, было так, что мне, скажем,
кажется, что это не совсем то, но раз у меня уверенности никакой нету, а
человек говорит: «Я просто знаю» –
ну, доверимся тому, кто знает. Я бы не назвал это давлением, просто Егор
лидер ярко выраженный… И
вот, кстати, касательно влияния кого-либо на что-либо: если посмотреть, то
Егор и Янка – я уж не буду говорить про свою скромную персону – это такие
отцы «сибирского панка». И когда смотришь на этих, извиняюсь за выражение,
подонков на концертах, которые и на мои приходят, и на Егоровские особенно
обильно, когда смотришь на этих уродов – трудно вообще себе представить, что…
Мы что – отцы всего этого ужаса, что ли? Было ведь как: жили крайне скудно. У
Егора было, конечно, много всяких пластинок, всякой музыки, – но жили очень
бедно. Но сами отношения были очень чистыми: очень мало бухалось, достаточно
мало курилось, отношения с девчонками – со всеми, которые были, и Янка, и
Юлька, и Оксанка моя, и Ленка – там блядства вообще в помине не было, были
очень чистые отношения. Это действительно было как коммуна, это было
братство. Когда слушаешь Янкины песни – это и так понятно, но это на самом деле так было. И очень
странно, что это вот чистое начало в такое уродство переросло. Это проблема.
У меня это в меньшей степени, я сейчас начал выступать маленько – и ко мне
приходят люди, которые, по большей части, знают, на что они идут. А вот
приехал в Ижевск первый раз – то же самое: панки, которые орут: «Про жидов
спой!» – интересно, что «про жидов?» «Мы Из Кронштадта» что ли? Сейчас, когда
вспоминаешь – это было очень красивое время. Мы тогда этого не понимали,
конечно, потому что это было буднично, и то, что песен получалось много, и
хороших, и у всех – даже это воспринималось как должное. Дни-то были какие-то
серые, постоянно какая-то гопота кругом, и на улицу выйти страшно, и менты –
в общем, полный пресс. И при этом – а может, и из-за этого, – все друг за
друга держались. Я помню, была чудесная традиция: когда мы приезжали из
Новосибирска – Янка жила уже у Егора – нас встречали, несмотря на то, что
самый дешевый поезд приходил рано, часов в семь утра. Зимой, мороз за 30° – все приезжают, с разных концов Омска человек восемь,
мы все садимся в троллейбус промерзший, несемся к Егору, чаи пьем, песни
поем... Это
сейчас народ стал менее консервативным, а тогда сам факт – рваные джинсы или
серьги какие-то, феньки – он сразу агрессию вызывал, и все поэтому были
ужасно дружные. И, я помню, уезжаем из Омска – и все едем на вокзал, и хотя
знаем, что увидимся через месяц – вот мы живем,
только пока вместе. И буквально перед поездом садимся: «Давай, Егор, нашу,
«Мы Уйдем Из Зоопарка» – все хором поют, эта песня – она для нас была
действительно, гимном, песня, которая полностью про нас, всегда все ее пели.
Тогда это была просто главная песня. Я
понимаю, что-то, что я сейчас говорю, звучит несколько пафосно, а на самом
деле – это удивительное время было, я очень счастлив, что мне посчастливилось
быть участником этого всего, потому что никогда больше такого не было. У меня
были потом работы с музыкантами, которые мне были и более интересны, и,
скажем, что-то другое появлялось, но такого искреннего подхода и такого
братского отношения уже не было. Я почему-то был уверен, что это никогда не
пропадет, мы, наверное, все так думали. Это была настоящая «революция цветов»
в 60-х – у нас в 80-х было то же самое, просто еще, может быть,
концентрированнее, ярче. Тогда слухи бродили о том, что кто-то смог купить
какой-то хутор в Эстонии и жить вдалеке ото всех, коммуной – и все загорелись
этой идеей, стали думать, как заработать денег, чтобы всем сложиться и купить
какую-нибудь заброшенную деревеньку, домишки, и всем вот этим колхозом там
жить. Такое
вот время, удивительное – очень жалко, что у нас это все уже – в прошлом. 7.10.1999,
Новосибирск. *Сергей
Шашков. **Национальный
парк в Латвии, на реке Гауя, где, неподалеку от местечка Лиласте, много лет
был «всесоюзный летний лагерь» хиппи. ***Олег Лищенко, младший брат Евгения «Эжена» Лищенко. |
|