Янка
|
|
"А в тихий омут буйной головой, И колесо вращается быстрей" Янка "На черный день" Насколько мне известно, ровно тридцать шесть лет назад, четвертого сентября 1966 года, родилась Яна Станиславовна Дягилева. Янка. Ее нельзя назвать эпохой, ее нельзя назвать суперзвездой, ее нельзя назвать кумиром поколения. Ее можно назвать Янкой. Дело в том, что тем, кто ее слушает, не нужны приставки "супер", "гипер" и "мега" к имени, им, как и ей самой, наплевать на общественное мнение, им не нужно ни статуса, ни признания. Нужно просто жить. Да, невозможно жить, не контактируя с окружающим миром, и далеко не всегда этот мир нравится. Но Янка, в отличие от остальных наших рокеров, не стремится встать в оппозицию к миру, власти, людям. Да, она - другая, она не очень вписывается и так далее. Из-за соприкосновений с миром бывает больно, но в песнях выплескивается боль, а не обида на ее причины. Вообще явление несколько необычное и стоящее в стороне от мейнстрима русского рока. По-моему, и рок ей был несколько побоку. Были, конечно, контакты с Летовым, с Ником Рок-н-Роллом, но в целом отношение такое же, как и к окружающему миру. Как деталь пейзажа за окном. Хотя еще неизвестно, кто в данной ситуации эгоцентричнее - те, кто поет про окружающий мир, который, по их мнению, плохой, потому что делает ИМ больно, или та, которая открыто поет про себя и не пытается навязать свое мнение остальным. Я не пытаюсь критиковать русский рок, Янка не лучше его и не хуже. Она - другая. Попытки привязать ее к панку... да, панки ее слушают некоторые. Она сама тоже панк слушала. Но все равно, даже если ей и нравилась эта музыка, сама она стоит особняком. Попробуйте найти панк с похожими на Янку текстами. После нее могло такое появиться (в честь нее же), но тогда ничего подобного не было, имхо. Песни - драйв, и доказывают, что для драйва не обязательно орать громче других или ставить больше аккордов за единицу времени. Песни, пронизывающие насквозь. Песни, проходящие... Драйв - это когда не пересказываешь текст под музыку, а болеешь им и во время музыки, кроме нее, ничего не существует. Янка умудрялась делать такими даже не самые, на первый взгляд, подходящие для этого вещи. Я не могу найти подобного драйва в других. Взять какой-нибудь Therion - громко, тяжело, жестко, а вот драйва нет, один вопль. Вопль - он может от голосовых связок идти, а может из души... Вообще-то я ни разу не слышал ее песен в оригинале. Только под гитару от друзей, зато много. Сегодня попытался купить mp3шник - нет нигде, хотя точно помню, что он выходил в серии "Русский рок". Я же говорю - не мейнстрим... Но я не особенно стыжусь того, что в оригинале ничего не слышал. Эти песни так и должны исполняться - вживую. В записи многое теряется. Думаю, что пилотовская версия песни "На черный день" тоже звучит лучше не на альбоме. Смерть Янки... так уж у нас повелось, что кто первый умер, того и тапочки. Вы можете себе представить, какой была бы Янка сейчас, в тридцать шесть? А еще через несколько лет? "Вечером читать свои стихи в сорок лет кому-то - шаг отважный" (Ночные Снайперы "До востребования"). Такая музыка может бы только до двадцати с чем-нибудь (тут уже порог индивидуальный). Потом драйв уходит. На Zемфиру посмотрите, например. Я Z желаю здоровья и долгих лет жизни, но если бы она погибла, как Янка, причем записав только первый альбом, то это была бы легенда. Но так у нас повелось, что либо человек умирает, а легенда живет, либо человек остается жить, но убивает этим легенду. Третьего не дано. "Когда умирает богиня...". Причем чем загадочнее смерть, тем лучше. Будут вестись бесконечные споры. Понимала ли это она сама? Не знаю. По-моему, ей вообще было наплевать на то, что о ней будут думать после смерти. Она была несколько не от мира сего с самого начала. И ни в коем случае не хотела показухи. Просто если делала что-то - то до конца. "Тонуть - так тонуть, виват, и разве кто спорит?" (Зимовье Зверей. "Плывущему - море". Жить на полную катушку, и умирать точно так же, оставив после себя хвостом кометы песни. В тихий омут буйной головой... |
|
|