Из: «Защита Летова»


...Мы вправе задать вопрос, почему и откуда у Егора, столь рьяно исповедующего идею саморазрушения, появилось вдруг столько явно плотских образов (типа червячков, колбасок, бороды, пизды и т. п.), и какой смысл сокрыт во всех этих аллюзиях на тварность, да и зачем ему отвечать «всегда живой»?

Никакого противоречия на самом деле нет. В доказательство сего положения можно привести слова Элиаса Канетти, писателя, который более полувека раздумывал о том, каковы основные черты психологии человека в тоталитарном социуме. Поразивший нас феномен он, оказывается, уже вычленил и описал очень четко:

«Миг, когда ты пережил других – это миг власти. Ужас перед лицом смерти переходит в удовлетворение от того, что сам ты не мертвец. Мертвец лежит, переживший его стоит. Как будто прошла битва, и ты сам победил тех, кто мертв. Когда речь идет о выживании, каждый враг другого, по сравнению с этим изначальным торжеством всякая боль ничтожна».

В общем, отмеченное это свойство красной нитью проходит через весь альбом, например, в таких строках:

«Введенский в петле плясал, Маяковский пулю сосал» – слабый текст, который следует, увы, сразу после сильного «Красного Смеха». Когда я осознал, что стоит в действительности за призывами к саморазрушению и смакованием темы смерти в творчестве Егора, то поначалу почувствовал себя очень разочарованным. Неужто все объясняется так просто? Но меньше всего следует винить в этом самого Егора Летова. Он просто очень чутко выразил в своих песнях дух нашего времени, которому льстит считать себя свободным. Если он популярен, и его слушают многие, то значит, он хорошо его выразил. А если в этом духе так сильно влияние тоталитарной идеологии, что основные ее структуры накрепко сидят уже в подсознании, то Егор тут совершенно ни при чем.

Когда я уже работал над этим текстом, то включил однажды поздно вечером приемник и почему-то сразу же попал на передачу памяти Янки Дягилевой. Мне показалось интересным это совпадение, там говорилось почти о том же, о чем я в этот вечер думал. Как я понял из передачи, есть люди, которые склонны видеть в философии суицида, которую придумал Егор, причину гибели Янки, да и других. Пожалуй, можно согласиться с ведущим программы (не запомнил его имени), что это едва ли так. В каждом случае должны быть свои причины. Тема рока как выражения идеи саморазрушения обсуждается еще со времен двух Джимов – Моррисона и Хендрикса, Брайана Джонса, и больше, чем было уже сказано, к ней едва ли прибавишь. Все же, если вдруг найдутся люди, готовые всерьез воспринять все то, о чем поет Егор, хотелось бы, чтобы они немного подумали о том, что лежит в основе его призывов, и в каких дураках рискуют они оказаться, если вдруг решатся воспринять их буквально. Тоталитаризм тем и привлекателен, что всегда сначала обещает нечто прекрасное и небывалое, а кончается все карточками на муку. И это в лучшем случае. Кажущееся неприятие Егором жизни, как это ни покажется парадоксальным, ведет именно к утверждению жизни, – только какой? «По-прежнему ползли червячки». Про такую жизнь действительно хочется воскликнуть: «Заберите! Заберите ее на фиг!»

Александр Иньшаков

«Шумелаъ Мышь» №2/1991

Воспроизводится по публикации в газете «Гуманитарный фонд» (Москва) №50(101)/1991

 


ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД