Из книги:
"100 магнитоальбомов советского рока" |
|
Янка не имеет истории. Она не меняла места жительства, стиль, образ. Она записала, по сути, единственный альбом - десятка полтора-два многократно переписываемых потом песен. Плюс выпущенный уже после ее смерти цикл менее известных композиций Стыд И Срам. В принципе, это личное дело каждого: выбирать звенящие гитары на ВЕЛИКИХ ОКТЯБРЯХ, ненавязчивый аккомпанемент на Не Положено или грязное жужжание гитар Летова на Ангедонии и Домой. Кстати, и Летов - человек с гитарой как черный ангел, стоящий сзади - в те времена тоже менялся. Янка - вся в точке, вся в глубине. Она не имеет протяженности. …Первые стихотворения Янки Дягилевой датируются
85-м годом. Общаясь с музыкантами КАЛИНОВА МОСТА, она стала соавтором песни
"Надо Было", но никакого дальнейшего продолжения это сотрудничество
не имело. В то время Янка пела свои песни двум-трем подружкам-хиппи, с
которыми училась в институте. Выносить эти песни на более обширную аудиторию
она стеснялась и не стремилась - до тех пор, пока не познакомилась с
Башлачевым и Летовым. С СашБашем Янка пересеклась на одном из его
Новосибирских квартирников осенью 85-го года. Они бродили по ночному городу,
и когда Башлачев встретился с отцом Янки, то сказал ему: "Ваша дочь
знает о жизни гораздо больше, чем вы можете подумать…". После этих бесед
Янка начала "оформлять" свои стихи, хотя петь по-прежнему не
решалась. В начале июня 88-го года Янка вместе с Летовым
оказалась на панк-фестивале в Тюмени. Поскольку своей команды у нее все еще
не было, она собиралась выступать с музыкантами из ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫЖИВАНИЮ и
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. Это был ее дебют на "большой сцене",
состоявшийся перед переполненным залом - на фоне плаката "В наших песнях
молодость и сила, оттого и песни так красивы". Никакого звукорежиссера во время записи Деклассированным Элементам не было, а сама Янка все технические вопросы решала на удивление просто. Она никогда не знала названия примочек и при необходимости говорила: "Я нажимаю кнопочку - эффект включается. Отжимаю, - он выключается". Во время этой сессии, несмотря на примитивные условия записи, звук все-таки сжалился над ней. В дальнейшем большинство электрических выступлений Янки происходило при чудовищно плохом звучании, когда ее голос сливался с гитарным ревом - из раза в раз, из раза в раз. На роль гитариста в ВЕЛИКИХ ОКТЯБРЯХ первоначально планировался Дмитрий Селиванов (экс-КАЛИНОВ МОСТ), который накануне выступал в составе ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ на II новосибирском рок-фестивале. Но Селиванов не приехал ни на запись, ни на тюменский фестиваль вообще. В результате на гитаре все партии сыграл Джефф, причем в ряде композиций он сделал это просто вдохновенно. "Никаких установок на определенный звук не было, - вспоминает Джефф, который накручивал гитарные пассажи через какую-то супердорогую американскую примочку. - Но все было сыграно на подъеме, живо и радостно". Женя "Джексон" Кокорин (ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ) извлекал из ударной установки "Tokton" кастрюльно-булькающую смесь неуверенных барабанных импровизаций. Хэт у него отобрали, поскольку, с точки зрения Летова, хэт придавал звучанию барабанов ненужную мягкость. Сам Летов исполнял партии баса - взрывные ходы с типичным для панк-рока минимализмом. Янка играла на ритм-гитаре и пела. Аура,
исходившая от ее голоса, напоминала первое признание в любви, которое не
всегда бывает гладким по подбору слов, но всегда прекрасно по исполнению. Ее
песни заполняла бездна боли и трагической печали. Это было одно бесконечное
страдание за всех, кто не может выжить "здесь и сейчас",
оплакивание тех, кто решился встать на извилистую тропинку, заканчивающуюся
"трамваем до ближнего моста". Воплощенный в музыке "детектор
лжи", проверка всех и каждого на человечность, на способность
сопереживать чужому горю, на способность понять и помочь… Подобная жестко-деструктивная трактовка Янке то нравилась, то не нравилась, - но все последующие альбомы она хотела записывать уже самостоятельно. Разговоров об этом велось предостаточно, однако, реального шанса так больше и не представилось. Примерно с конца 90-го года Янка прекращает
выступления и почти перестает писать песни. Ее отец вспоминает, что у Янки
начала прогрессировать депрессия - она все время стремилась уединиться в
своей комнате, отвечая на все вопросы: "Мне не о чем говорить". Те, кого Бог касается своим перстом, сгорают
порой крайне быстро. Трагедия состояла не только в факте самоубийства Янки,
но и в том, что ее бывшие соратники считали (и считают), что другого выбора у
нее, по большому счету, просто не было. “Если не хватает энергии и сил сделать шаг
вперед, нужно умирать, - заявил Летов вскоре после Янкиной гибели. - Либо
человек идет вверх, либо он ломается. Мы не сможем себе позволить быть
стариками». А. Кушнир, Изд. "Леан"/"Аграф", Москва, 1999 |
|
|