Янка Дягилева

Я прорвался на этот концерт...

Мемориальный концерт памяти Саши Башлачева, или ?

Место проведения: г. Ленинград, БКЗ «Октябрьский».
Время проведения: 20.02.90, 19-00.
Организаторы: БКЗ + Ленрокклуб.
Участники:

  1. Задерий и Силя
  2. Полковник
  3. Андрей Машнин
  4. Инна Желанная
  5. Юрий Ильченко
  6. Андрей Дворин
  7. Рыженко + Сергей Быков + Файнштейн
  8. Олег Гаркуша
  9. Егор Летов
  10. Янка Дягилева
  11. Макаревич
  12. Дюша Романов + Файнштейн
  13. Шахрин + Бегунов
  14. Шевчук + Никита Зайцев + Михаил Чернов

А ну от винта! Все, все, все – от винта!..

А. Башлачев

Концерт, посвященный двум годам со дня гибели Саши, открыли кадры кинохроники, запечатлевшие Сашу в кругу его друзей, на концерте были показаны и эпизоды похорон Саши, – в общем, все то, что уже было продемонстрировано на аналогичном концерте-мемориале год назад в ДК Пищевиков. Но в отличие от того, памятного многим плохой организацией концерта, на этом «мемориале» (?) оргкомитет, видимо, учтя гневную статью в журнале «ЗЗЗ» N2, сообразил-таки вынести на сцену огромный портрет Башлачева. А ведущий концерта Анатолий «Джордж» Гуницкий постоянно выходил на сцену и успокаивал публику или призывал ее встать...

Джордж поведал почти пятитысячной аудитории о том, что такие мероприятия, своеобразные фестивали, должны проходить каждый год... Да, должны... Но немного на другом уровне и в другом месте. Конечно, БКЗ – это весьма шикарно и масштабно, но это слишком уже не рок-н-ролльный зал (и уж, тем более – не то место, где могут собираться лидеры андерграунда).

Концертом «за кулисами» (?) правила Оля Слободская с присущими ей, как всегда, энергией и гордостью (?). В связи с тем, естественно, были организованы полчища ментуры на редкость удивительной жестокости. Они безо всякой совести и жалости (?) могли спокойно свинтить какую-нибудь беззащитную тусовщицу, послать подальше музыканта или журналиста, а то и посадить последнего в свою «мусорку» (как это случилось, например, с Сережей Степановым, пытавшимся провести на концерт свою жену). Менты находились также и в зале, причем эти были в касках и жилетах (зачем? неужели люди, пришедшие на концерт с благородной целью, могли бы устроить дебош?), они отталкивали от сцены тусовку и выводили из зала «поджигателей», т. е. тех, кто зажигал огни... К чему весь этот маскарад, Оля?..

Теперь – непосредственно об участниках. Да, были отличные выступления (да почти все!), но, как говорится, и в семье не без...

Все выступавшие как бы делились на три команды: «старая гвардия» или «страперы», «новая гвардия» («Молодая ...»?) или «нью-андерграунд» и исполнители, находившиеся где-то между этими двумя легионами. К последним я бы отнес выступления Задерия, Инны Желанной, Гаркуши, Полковника, ЧАЙФА и – как это ни странно – ТРИЛИСТНИКА.

Задерий открыл программу. Вышел на сцену и спел новые (или уже не новые?) песни, одна из которых и доказала, что Слава принадлежит именно к категории «между старыми и новыми». Так что не состарился Слава, нет... А на последней песне Славке помог Силя, сыграв на клавишах.

Гаркуша за неумением играть, как обычно, прочитал лишь два стиха.

ЧАЙФЫ в миниатюре (Шахрин + Бегунов) на высоком (профессиональном?) уровне отлабали свои хиты. Спели и «Поплачь О Нем», и «Солдатов Рок-Н-Ролла»... Вторая вещь, правда, написана как посвящение Славе Задерию, но на этом концерте она была спета как раз кстати (?).

Обалденное впечатление произвел на меня Дюша Романов с подстукивающим почти всегда не в такт Мишей Васильевым (тире Файнштейном). Они назвали свой дуэт «маленьким ТРИЛИСТНИКОМ», оправдываясь тем, что «все еще впереди» (все – это что?)... Митек Дюша поразил, по-моему, всех сидящих в зале колоссальным голосом и красивыми распевами. А перкашн Фана вдруг перестала быть ненужной и подлила масла (?) в дюшинский вулкан, извергающий кайф...

А Инну не захавали. И она, спев пару вещей и уходя со сцены, с обидой процедила «Спасибо...»

«Старичков» на концерте представил Макаревич, Братья КАРАМАЗОВЫ (проект С.Рыженко), Юрий Ильченко и ДДТ.

Макар с (видимо, очень большим) трудом, но все же вписался в тусовку концерта в основном за счет своих «острых» текстов.

Рыженко энд компани (в компании нашлось место и для Фана), «инвалиды рока», кроме одноименной темы, спели еще три, среди которых была и песня про Красную Шапочку (Волк: «Я тебя ... шуба-дуба... съем!..»).

А про ДДТ (за исключением классных зайцевских партий на скрипке) как-то особо и говорить-то не хочется. Обычное такое «шефское» выступление – не больше. Да, между делом Шевчук под бурные аплодисменты зрителей пожелал всем, чтобы 1990 год стал «последним годом этой дурацкой власти»... (?)

К «нью-андерграунду» я отнес Янку и Егора (с одной стороны) и Машнина с Двориным (с другой).

Машнин запомнился мне этаким молодым человеком с не совсем окрепшим (по молодости?) голосом и, как заметил Артем Троицкий, с «неким налетом отчаяния»...

Через некоторое время тов. Троицкий был шокирован, услышав со сцены от Егора Летова следующие слова в его адрес: «Я приветствую всех интеллигентов типа Троицкого, превративших весь наш рок-н-ролл в большую жопу!..». Егор спел три свои сравнительно последних хита: «Веселое Время», «Неба Синь...» и еще что-то...

На картинке – Красная Морковь
Поезд вскрикнул, дернулась бровь...

Он будто провел лезвием по только что родившемуся ребенку, будто прошелся тяжелыми ботинками по еще не застывшему цементу... Такие вот ассоциации... Сильно и мощно! Не зря же Джордж Гуницкий, предваряя выступление Егора, сказал о Сибири громкие слова!..

Вслед за Летовым вышла Янка Дягилева. Для меня эта девушка сейчас – N1 на советской рок-сцене. В ее мелодиях присутствует некий кайф, своеобразный симбиоз старинных русских распевов и песен хиппи. Ей-Богу, дрожь по спине, когда ее слышишь, особенно – когда она исполняет все эти фишки: «а-аа-ааа...» ит. д.

Дом горит, – козел не видит
Дом горит, – козел не знает,
Что козлом на свет родился
За козла не отвечает...*

или

Иду я на веревочке, вздыхаю на ходу
Доска моя кончается – сейчас я упаду
Под ноги, под колеса, под тяжелый потолок...**
Все – с молотка... А-а-аа...
О, продана смерть моя!..

После выступления Янки и Егора к рок-клубовцам пошла администрация БКЗ и возмутилась: «Вам больше делать нечего?! Кто эти гопники, выступавшие сейчас – тощий парень и толстая (?) девушка?! Не могли пригласить певцов получше?! Еще мата со сцены и не хватало!..»

А тем временем концерт подходил к концу. Опомнившийся, видать, сам, Джордж немедленно призвал толпу в зале встать и почтить память Саши. Врубили «Некому Березу Заломати», вышли почти все участники шоу (?). Лишь Егора не удалось уговорить выйти на сцену... Вышли и запели «Бей, Колокол!» из одноименного последнего альбома группы МИФЫ. Это и было финалом концерта. Затем (как кстати – ?) последовало его продолжение: просто Макар и Ильченко чуть поиграли вместе... Эх, давненько не играли!..

P. S.: This наброски написаны не для прикола – именно такое вот ощущение у меня осталось, когда я летел из Питера назад в Сыктывкар... Одним словом, – ?

* У Янки: за козла и отвечать.

** У Янки: ...под тяжелый молоток

Борис СУРАНОВ, 21.02.1990. Ленинград-Сыктывкар, «Кукиш» №7/1990