«Я ОСТАВЛЯЮ ЕЩЕ ПОЛКОРОЛЕВСТВА...»


НЕ УСПЕЛА ЕЩЕ РАЗВЕЯТЬСЯ ПЕЧАЛЬ-ТОСКА ПОСЛЕ СМЕРТИ ЦОЯ, КАК НОВЫЙ УДАР НЕТ БОЛЬШЕ ЯНКИ ДЯГИЛЕВОЙ, НОВОСИБИРСКОЙ РОК-ПЕВИЦЫ, НЕЖНОЙ И ТРЕВОЖНОЙ ДУШИ СИБИРСКОГО РОКА. И плачем Ярославны по ней самой зазвучит распевная, лирическая, пронзительная до боли - «Стаи Летят».

Крепкий настой
Плачьте, родные !
Угол, свеча, стол, образа... *

В прессе скупая информация в несколько строк «9 мая ушла погулять. Не вернулась. Утонула в реке. Может, несчастный случай, а может, самоубийство». Вечная судьба русских поэтов. И как предчувствие или, может, заранее решенный шаг в небытие, строчки:

Седьмая вода - седьмая беда
Опять не одна до самого дна
До самого дна по стенам крутым *
На них червяки, у них имена
У края доски застывшей реки
С наклоном руки из красной строки... *

Пресса Янку не баловала своим вниманием, телевидение и радио тем более. Для многих, думаю, это имя совсем ничего не говорит. Но только не для истинных поклонников рока. Янку любили, ее песни знают в самых отдаленных уголках нашей страны, и это несмотря на полное отсутствие рекламы в средствах массовой информации. Только редкие онцерты, участие в рок-фестивалях и, главным образом, магнитофонные записи, блуждающие по стране. Своей стихией Янка выбрала андеграунд, сознательно отвергнув всякую сделку с шоу-бизнесом, а вместе с тем возможность выхода на широкую публику, возможность получать солидные деньги и прочие удобства сытой, но для нее неприемлемой жизни, любой компромисс с собственными представлениями о независимости и свободе творчества был ей противен. Янка была одной из немногих, кто черпал силу и нежную напевность своих мелодий в народных мотивах. Хотя чаще нежность сменялась на ярость, помноженную на боль и отчаяние. Этими песнями она достойно продолжала традиции русского рока, заложенные А. Башлачевым, Д. Ревякиным. Былинная мощь ее текстов наряду с удивительной, проникающей в душу мелодией захватывала сразу. От песен Янки веет безысходностью, но с ними почему-то легче безысходность эту преодолеть. Здесь серость и бесприютность нашей жизни и невозможность смириться с этим. Постоянные поиски выхода из замкнутого круга русского мученичества и постоянное натыкание на новые тупики.

Здесь не кончается война,
Не начинается весна,
Не продолжается детство
Некуда деваться
Нам остались только сбитые коленки...

В этих песнях боль огромного сердца, любовь и сострадание к людям и вместе с тем осознание неизбежной трагичности такого бытия.

Проникший в щели конвой
Заклеит окна травой
Нас поведут на убой
Перекрестится герой,
Шагнет в раздвинутый строй
«Вперед за Родину, в бой»
Всех поведут на убой...

Гордая, вольная птица, бьющаяся в клетке, - это Янка. Сильная и хрупкая одновременно, пляшущая на костре собственной жизни - это тоже она. Предсказания собственной судьбы? Они есть: в любой песне соткан узор из щемящей душу безысходности и печали:

Мне придется променять
Осточертевший обряд
На смертоносный снаряд,
Скрипучий стул за стоком
На детский крик за углом,
Минуты спутанных гроз *
На депрессивный психоз,
Психоделический рай
На три засова в сарай.
Мне все кричат: «Берегись!»...

Саша Башлачев просил: «Поэты идут до конца. И не смейте кричать им: «Не надо!» А крикнуть все же хочется. Хотя знаешь, что не остановить. Княжна русского рока, поэт нищих гурманов, гордых бессребреников и бродячих музыкантов, она оставила нам в наследство несколько потрясающих песен, глубоко уходящих корнями в русскую народную традицию. А кроме того, оставила невосполнимую брешь в том, что принято называть русским роком, отдав себя на костер самосожжения. Но хрупкий ее голос еще будет петь чудесные песни трепетной птицы со звонким именем - Янка.

Я оставляю еще полкоролевства.
Весна за легкомыслие меня накажет.
Я вернусь, чтоб постучать в ворота..
.

    Светлана Кошкарова, «Субботняя Газета», Курган, №25/91 г.

* - так в статье


ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД