Янка Дягилева: «Печаль моя светла»
|
|
Трагическая
судьба талантливого человека всегда привлекает внимание. И получается, что
некоторых людей вспоминают в первую очередь по обстоятельствам их загадочной
смерти, а не по тому, как они жили и творили. И Янка Дягилева среди них.
Пишут о ней все больше весной, потому что в мае 1991 года ее тело нашли в
реке под Новосибирском, официальная версия – самоубийство. К нам
приходят письма с просьбой «напишите о Янке». Но нам бы не хотелось писать
очередной слезливый некролог. Самое главное – ее песни. Сейчас найти записи
Янки Дягилевой не составит особого труда. «Коммерчески
успешно принародно подыхать, О
камни разбивать фотогеничное лицо Просить
по-человечески, заглядывать в глаза Добрым
прохожим». («Продано»,
1989) «Если
мы успеем, мы продолжим путь Ползком
по шпалам, Ты
увидишь небо, Я
увижу землю на твоих подошвах». («По
Трамвайным Рельсам», 1988) Глава
о ее творчестве появилась даже в новой «Энциклопедии для детей», в томе о
русской литературе ХХ века. И все же у нас появилась прекрасная возможность
выполнить ваши пожелания. Совсем недавно вышла уникальная книга «Янка»,
сделанная питерцами: рок-журналисткой Екатериной Борисовой (FUZZ) и
музыкантом Яковом Соколовым. Это
не традиционная биография. Книга состоит из пяти частей: неопубликованные
стихи, прижизненные публикации из официальной прессы и самиздата, посмертные
публикации, воспоминания людей, знавших Янку, и иллюстрированная полная
дискография. Множество фотографий: детские, тусовочные, концертные, редкие и
не очень. Множество субъективных взглядов помогают приблизить объективную
картину. Мы
решили напечатать несколько цитат из книги. Может быть, это позволит лучше
понять Янку и ее творчество. «Я
согласен с рыцарями Янки, что о ней надо писать особо и осторожно. Как о
ранимом подснежнике. И все же эта Джоплин сибирского пост-панка одних
пригвоздила к месту, других сорвала с него. Тянуло к самой колонке, впитать
все до капли, чтобы потом, в автобусе на Москву вспомнить, о чем песня:
леший, девушка, бегство, смятение, горечь, победа? Нет, не то. «Я не люблю
интервью, не наговариваю и не публикую стихи, только пою их», – скажет Янка
потом. Подснежнику едино, кто его раздавит, белка или медведь. Янкин имидж,
Янкин говорок («Эй, чо у меня с монитором такоя?»), расшитая лямка поверх
дождя волос – это уже и не музыка, а что-то от нашего несостоявшегося «я». «Red
Rose», 1990. «Но
как-то так получалось, что не выходило у нее это вот женское счастье. Хотя
Янка детей очень любила. Когда ей было лет одиннадцать, все в детский садик
играла. Может быть, слишком уж много она провела в этой мужской компании. У
нее, кстати, была бабушка, и Янка у нее переняла это: «Я пошёл, я сделал».
Наверное, это наложило какой-то отпечаток. Еще и бытовое неустройство. В
конце 90-го начались какие-то раздраи – я не знаю всех тонкостей. Есть ли
такое выражение «творческий тупик»? Может быть, все шло у нее от этого или
надо было избирать какую-то другую форму подачи себя. Плюс эта вселенская
любовь ко всем, «как бы сделать, чтоб всем было хорошо» – это ее стандартная
фраза. Она всегда любила кошечек, собачек, все это тащила в дом…» Станислав
Иванович Дягилев, отец «До
встречи с Башлачевым она писала всякие глупости – единственное, что
известного осталось, – «Я повторяю десять раз и снова, никто не знает, как же
мне х...во» («Печаль Моя Светла») – это ее хит 85-го года. А «Нюркина Песня»
просто очень возникла: она приехала ко мне. А я, как нормальный человек, с
нормальной женской судьбой, как всегда, страдающая от непонятной любви, начала
ей жаловаться на то, что все не так и не эдак. Она бедная, ходила-ходила, ей
так хотелось мне помочь, – она взяла и песню написала». Анна
«Нюрыч» Волкова, подруга «Все
думают, что это был такой серьезный человек, трагический, что она с собой
покончила. А она и не собиралась, она вообще собиралась альбом писать. Это
был веселейший человек, веселее всех нас вместе взятых. Понимаете?» Егор
Летов Яна
Станиславовна Дягилева родилась 4 сентября 1966 года в Новосибирске. Ее мама
Галина Дементьевна умерла в 1986 году, Яна с отцом Станиславом Ивановичем
тяжело переживали. Первым человеком, повлиявшим на Янку, был рок-бард
Александр Башлачев, с которым она познакомилась осенью 1985 или 1986 года.
Вторым человеком, повлиявшим на Янку, был Егор Летов, они познакомились в
1987 году и вскоре стали друзьями, «соратниками» в панк-экстремистской борьбе
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, какое-то время жили вместе. Янка выступала на фестивалях
и концертах в одной связке с Егором Летовым, пыталась играть на басу в
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ. Ее собственный проект назывался ВЕЛИКИЕ ОКТЯБРИ. Янка
записала шесть альбомов: «Не Положено» (1987), «Деклассированным Элементам»
(1988), «Домой» (1989), «Ангедония» (1989), и акустические «Домой/Продано»
(1989), «Стыд И срам» (1991). Сейчас почти все они реставрированы и изданы,
плюс изданы концертные записи и даже видео. После
выступлений с ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ на концертах памяти Александра Башлачева в
феврале 1990 года в Москве и Питере Янка вернулась домой. У нее
прогрессировала депрессия. Она пропала
9 мая 1991 года. Ушла вечером с дачи в пригороде Новосибирска. Яну нашли 17
мая в реке Иня и похоронили на городском кладбище рядом со сводным братом,
погибшем за три недели до нее. Книга «Придет Вода», вышедшая два года назад, является первым неполным изданием материалов, вошедших в книгу «Янка». Татьяна
Хрипкина «Новое Дело» (Нижний Новгород) 14-20.12.2001 |
|
|