НАДО БЫЛО БЫТЬ ПОЖЕСТЧЕ...
|
|
Если лет десять назад книги, посвященные
жизни и творчеству ведущих отечественных и зарубежных рок-музыкантов,
выходили настолько редко, что любая из них, независимо от качества, неминуемо
становилась бестселлером, то в наши дни подобной литературы издается вполне
достаточно, вот только большую ее часть читать совершенно не хочется. Все
больше становится откровенно халтурных изданий, сделанных, как говорится,
"без божества, без вдохновенья": залез человек в Интернет, вытащил
некоторое количество материалов на заданную тему, не особенно вчитываясь,
даже не проверяя наличие орфографических ошибок, сверстал брошюру... Книги,
претендующие на серьезное исследование той или иной личности, до сих пор
остаются, скорее, исключением из общего правила. Вот еще одно яркое событие в
российской рок-литературе: совсем недавно в Питере вышел 600-страничный том о
Янке Дягилевой. Для тех, кто, быть может, забыл или считает, будто русский
рок - это только то, что звучит на волнах "Нашего радио",
напоминаю: Янка - одна из самых светлых и трагических фигур в нашей
рок-поэзии рубежа 80-90 гг., ушедшая из жизни в неполных 25 лет, но успевшая
сделать так много, что ее влияния хватит еще на несколько поколений
последовательниц, вплоть до модной ныне Земфиры. (Сравните хотя бы земфирино
«Ариведерчи» с янкиным «Полкоролевством» - и вы поймете, насколько
неоригинальны открываемые сегодняшним шоу-бизнесом «звезды»!) Янка - не "звезда" и не
"легенда", она - просто одна из немногих авторов, чьи песни могут
заставить человека взглянуть на окружающий мир по-новому. Ощущение
предельной пронзительности и исповедальности ее творчества с годами не
притупляется, интерес к фактам ее биографии не ослабевает, и необходимость
в книге назревала уже давно. Но взяться за подобную работу долгое время никто
не решался по одной причине: для того, чтобы писать о Янке, мало просто
любить ее песни и стихи - надо хоть какое-то время ЖИТЬ ею, - словно объект
исследования проверяет исследователя на искренность, и "чужих" в
свой мир не допускает. Три года назад вышел в свет
сборник статей "Янка Дягилева. Придет вода...", собравший под своей
обложкой все газетные и журнальные статьи о Янке за период с 1988 по 1998
год. Издание получило широкую известность, однако составители - Екатерина
Борисова и Яков Соколов — остались недовольны. Еще три года ушло на доработку
и поиск новых материалов. В результате объем книги увеличился втрое, включив
в себя, помимо перепечаток из официальной и самиздатовской прессы, около 200
редких фотографий из частных архивов и множество интервью с музыкантами,
журналистами и прочими деятелями андеграундной тусовки. И теперь всякий
читатель, одолевший этот том, вправе считать, что знает о Янке все, что хотел
знать и даже немного больше, ибо количество полученной им информации воистину
энциклопедично. Самым интересным разделом книги
мне показался тот, в котором собраны воспоминания людей, знавших Янку лично.
Их встречи происходили при разных обстоятельствах: кто-то жил с ней бок о бок
в течение нескольких лет и проследил весь ее путь - от первых творческих
опытов до последних дней жизни, кто-то видел ее мельком за кулисами
каких-нибудь рядовых концертов или помпезных фестивалей - любое
свидетельство сейчас кажется ценным. Наверное, наиболее ярким и позволяющим
увидеть все события с недоступной стороннему наблюдателю стороны стал
рассказ отца - Станислава Ивановича Дягилева. Это не просто эпизоды из
детства и юности, это голос человека другого поколения, имевшего за спиной
совсем другой жизненнный опыт, но сумевшего понять - видимо, все-таки не с
опозданием, в своей дочери главное: "Я понимаю, почему Янку слушают
подростки. Почему вот эти ребята, как их называют - "потерянное поколение"
- почему они к ней приклонились? Да потому, что она сама из этого поколения,
она отразила его мысли, чаяния, проблемы..." У других мемуаристов взгляд и на
рок-культуру, и на Янку в частности, уже не отстраненный, ведь они сами представляют
эту культуру. Среди тех, кто решил поделиться своими воспоминаниями, много
известных рок-музыкантов - таких, как Александр Чернецкий, Дмитрий Ревякин,
Андрей Машнин, Ник Рок-н-ролл, Егор Летов, Манагер, Кузя Уо. Читая их, не без
радости отмечаешь, что лучшие представители музыкального андеграунда при
всем своем "звездном" статусе, еще не заразились той болезнью,
которой страдают многие люди из артистической или писательской богемы -
рассказывать не столько о своих покойных коллегах, сколько о себе на фоне
коллег. Разве что Летов как всегда, чем больше говорит, тем больше
недоговаривает – и это при том, что с некоторых пор на рахных
пресс-конференциях Егор регулярно поругивает предыдущее издание книги: «Вот
эту книжку про Янку я читал – меня такой смех разобрал, я сидел и хохотал до
слез». (Журнал «Эклер», № 17/1999). Спасибо уж и на том, что вообще словечко
замолвил – некоторые янкины друзья и знакомые вообще устранились от участия в
сборнике, словно не от них зависело, будет или не будет наконец сказана вся
правда… Значительную часть книжной территории
занимают статьи из прессы, публиковавшиеся как при жизни Янки Дягилевой,
так и после ее гибели. Наверное, наиболее светлые чувства вызывает раздел
прижизненных публикаций - несмотря на некоторую противоречивость трактовки
мелких деталей, большинство авторов пишет о том, что видели собственными
глазами. Рецензии на крупнейшие рок-мероприятия конца 80-х (концерт памяти
Башлачева, череповецкий фестиваль "Рок-акустика") прекрасно
воссоздают атмосферу того времени со
всеми его иллюзиями и тревогами, - странного переломного времени, когда ещё
Летов, Шевчук и Макаревич могли выступать в одной программе, не выясняя, кто
из них круче. Видно, что Янку заметили, выделили из общей массы "молодых
дарований" и оценили по достоинству сразу - как идеологи
"радикальной контркультуры", так и критики из достаточно нерасторопных
официозных комсомольских газет. Тем сильнее был всеобщий шок после того, как
стало известно, что Янки больше нет. А посмертная пресса очень разнородна.
Большая часть писавших, как правило, эксплуатировала наиболее расхожие
мифологемы сибирского панка, самими же сибиряками придуманные и высказанные
в свое время Лотовым в многочисленных интервью. Такие статьи не несут
никакой принципиально новой информации, для их авторов Янка - прежде всего
"та самая талантливая девушка, которая несколько лет тому назад
покончила с собой", и только в последнюю очередь - создатель самобытных
песен. Встречаются и вовсе курьезные вещи - как, например, откровения
некоего анонимного сотрудника КГБ, якобы допрашивавшего янкиных убийц, а
попутно умудрившегося пообщаться и с янкиной матерью ... задолго до дочери
покинувшей сей мир. Впрочем, творений откровенно
"желтой" прессы здесь немного - не ее это героиня. Чаще всего
фактические "нестыковки" в газетных материалах объясняются тем,
что достоверной информации изначально было немного. Янка принципиально
никогда не давала интервью, на концертах если и отвечала на записки из зала,
то сухо и односложно, и вообще казалась человеком настолько закрытым, что
вряд ли самые близкие люди понимали ее до конца. О ней писали то, что знали
со слов таких же неинформированных журналистов. Несколько иным путём шли
исследователи, решившие подойти к теме с точки зрения большого искусства,
показавшие творчество Янки не просто как явление рок-культуры, а как
продолжение многовековой русской поэтической и песенной традиции. Может быть
фактов из жизни своей героини они знали не больше других, но зато умели внимательно
вчитываться и вслушиваться. В результате можно в частностях не соглашаться
со статьями Сергея Гурьева, Марины Тимашевой или Юрия Доманского, но почитать
их стоит - работы эти очень серьезные и глубокие. Завершается книга подробной дискографией Янки Дягилевой,
включающей в себя и наиболее известные бутлеги. Каждый альбом снабжен кратким
комментарием или рецензией из прессы. Эта информация особенно ценна тем, что
при нынешнем активном переиздании студийных и концертных записей еще больше
записей сибирского панка до сих пор остается достоянием самиздата, где
всегда было много путаницы и разночтений, в которых не так-то просто
разобраться. А еще в книге читатель может найти несколько текстов Янки, о
существовании которых еще совсем недавно никто не подозревал, поскольку они
никогда не публиковались и не исполнялись в виде песен - даже подборка в
знаменитом сборнике "Русское поле экспериментов" оказалась далеко
не полной. И еще - две очень известных песни, соавтором которых оказалась
Янка: летовская "В каждом доме", слушая которую в альбоме "Как
закалялась сталь" (1988) я всегда удивлялся: как-то непривычно было
слышать от Егора такую вот лирическую, даже чуточку сентиментальную вещицу, и
один из первых хитов "Калинова моста" - "Надо было". Надо было быть
пожестче, Целеустремленней и злей. К внутренним запросам попроще - На ноги вставать
побыстрей. Надо было не распыляться, В суете себя не искать, Надо было в суть углубляться, А не по верхушкам скакать. Надо было быть прозорливым, Силы рассчитать на года. Мог бы быть сегодня счастливым, Кабы не сломался тогда… Наверное, если бы этот текст был
написан для себя, а не для Ревякина, если бы все эти компромиссные
"надо было" уже в самом начале пути определили дальнейший стиль
янкиного творчества - как знать, может быть и жизнь ее сложилась бы
несколько иначе, и кризисный 1991 год она бы миновала без потерь – смогли же,
в конце концов, многие рок-оппозиционеры начала 90-s[ вписаться в новое
жесткое время благодаря циничной «целеустремленности»? Но Янка была слишком
далека как от цинизма попсовиков нового времени, так и от пещерной злобы
нового андеграунда. Как справедливо заметил один из мемуаристов, она была
абсолютно беззащитна - и в этом была ее трагедия... Хотя, может быть, другие читатели
сделают другие выводы. Ведь эта книга – лишь информация к размышлению,
полученная из первых рук. А Янка все равно будет для каждого своя. P.S. Всем, желающим получить книгу, необходимо отправить почтовым
переводом 150 руб. по адресу: 198215, г. Санкт-Петербург, п/о 215, до востребования,
Борисовой Екатерине Сергеевне, в графе "для текста" указав свой
адрес и ФИО. Кстати, по этому же адресу можно посылать материалы о
знаменитом рок-барде Юрии Наумове, подготовка книги о котором еще только
начинается. О. ГАЛЬЧЕНКО, «Петрозаводский Университет». (В газете опубликован сокращенный вариант статьи. Данный, полный
текст прислан нам автором). |
|
|