СЕРГЕЙ ФИРСОВ | 
 ||
| 
   Ко мне как-то Летов
  приезжал. Это давно было, где-то в 85-м году, мы еще почти незнакомы были. А
  потом приехала Янка с Нюрычем*, она тогда и песен, кажется, еще не пела, это
  году в 87-м вроде было. Они ездили стопом по стране, приехали - и она меня
  сразу сразила фразой, она так сказала: «Мы девки мусорны», - это меня убило
  просто, сразу запомнилось... Ну и все, потом они приезжали уже вместе,
  сейшена мы им тут делали, но это году уже в 89-м было все. В 89-м они уже у
  меня просто жили толпой, целое лето - месяца два, наверное - вся ОБОРОНА и
  Янка. Мы даже Джеффа пытались на «Камчатку» устроить, водили его к Начальнику**,
  показывали. Тогда эпопея была - у меня родители уехали на лето, оставили мне
  одну комнату, вторую закрыли, и мы жили на кухне и в моей комнате. Коридор,
  кухня и комната. Спали кто где - и в коридоре, и в кухне... А рядом в
  магазине продавались трехлитровые банки вина какого-то, яблочного,
  прибалтийского - три рубля стоили. Три литра - три рубля. У меня потом весь
  балкон был заставлен этими банками. Отлично просто... Купаться еще ходили на
  пруды. Тогда еще Летов был нормальный, по улицам ходил, не боялся. А сейчас
  попробуй, прогуляйся! Сразу в тачку - и домой! Ужасно боится поклонников, еще
  ни разу я не видел человека, чтобы так боялся: «Ой! Ох! Забери! Забери
  меня!..» Самый нормальный был, конечно, Курёхин, всю жизнь ездил в метро,
  всегда...  Я тогда с ними
  работал - 89-90 годы: в Крым их возил, в Таллинн, здесь были концерты, на наш
  7-й фестиваль я их ставил: ОБОРОНА сначала выступала, потом Янка выходила,
  они ей подыгрывали***. Это было в самом Рок-клубе. Но им не понравился Рок-клуб,
  там на них все смотрели косо - они выделялись, вообще-то, из всех. Не сумели
  они адаптироваться, абсолютно, хотя я все делал, чтоб их со всеми подружить:
  водил, знакомил - но они были сами по себе всегда... Из музыкантов
  практически ни с кем не общались, как-то с музыкантами не очень дружили.
  Только с АУКЦИОНОМ - как раз в 89-м на точке АУКЦИОНА в «НЧ/ВЧ» они записали
  тогда болванки, на которые потом несколько альбомов сделали. С АУКЦЬЮНОМ -
  да, нормально, Лёньку, конечно, очень любили, а с остальными - не сказал бы,
  что они с кем-то дружили, хотя видели они всех, знакомились - я их знакомил
  со всеми абсолютно нашими буграми. Но как-то так - «здрасьте-здрасьте»... И в
  Москве, насколько я знаю, то же самое было, сидели там у Кувырдина, еще
  где-то - и все.  В общем, не
  получилось ничего из этого хорошего. Хотя они одно время числились в
  Рок-клубе. Я для чего это делал? Они ж тогда в воздухе висели, Летов по
  стране бегал: хоть так, чуть-чуть их пристроить, официально... Пытались мы им
  литовки делать, чтоб они могли играть - вот в Симферополь их возили вроде как
  раз от Рок-клуба. В Симферополе был просто замечательный концерт в ДК МВД.
  Это 89-й год был, то ли осень, то ли весна. Скорее всего весна ранняя... да,
  это март месяц был, потому что было уже тепло, но еще Ходили в таких
  джинсовых куртках. А потом ездили мы в Ялту, там был ужасный шторм, холодно
  было достаточно... И там - ты что! - это было целое путешествие! Какой-то
  человек сделал два концерта в Симферополе, а у меня тогда была довольно
  жесткая финансовая политика, как у директора группы: деньги до концерта,
  строго. Это я ввел, потом все начали. Типа утром деньги - вечером стулья. То
  есть группа не выходит на сцену, пока деньги не получены, потому что тогда
  ведь всех динамили, не платили - нормальное такое правило. А, естественно,
  зал был битком просто - ну, не очень большой зал, мест 400 - все орут:
  «ОБОРОНУ давай!», и я говорю: «Все, давайте деньги» - ну, нам заплатили за
  два концерта сразу. А больше половины концерта мы обычно и не играли, то есть
  ни разу не было, чтоб два концерта сыграли! Это очень выгодно было: получаешь
  деньги за два концерта, а играешь половину одного и сматываешься. Ну,
  естественно, за полчаса зрители разгромили все в клочья, ни одного кресла не
  осталось - там были такие деревянные шлепающие кресла, они ломались на раз.
  Все вдребезги разломали сразу, за полчаса, мы закончили, замечательно. А
  поселили нас в «бидонвилле», просто такие мазанки прямо посреди города. Там у
  них ЦК, или как он там, не знаю. Горком - а прямо сразу за ним начинаются
  такие нищие кварталы, мазанки, безумные совершенно, с такими Кручеными
  улочками... И мы там жили. Ну, естественно, тогда выпивали все после
  концертов, нажрались, конечно, в хлам все, и тогда случилось самое такое
  классное, что запомнилось: там их барабанщик был, Аркаша, он первый нажрался,
  упал - все еще прыгали, бегали, костры какие-то жгли... А потом все легли - и
  вдруг Янкин безумный крик. Все вскакивают - а Аркаша, оказывается, просто
  встал и начал ссать вокруг на всех. И Янка оказалась вообще женщиной - супер:
  она его сбила одним ударом, вытащила за ногу во двор, просто села на него и
  двумя руками от...ла так, что рожа была - один синяк! Джефф там ее оттаскивал
  - отличная просто была поездочка у нас!  А потом мы поехали
  еще в Ялту, в Гурзуф, там пару дней, потом вернулись - есть фотография: мы
  сидим все у вокзала Симферопольского - вся ОБОРОНА, Янка у меня на руках, а
  сзади - полная площадь ментов, как декорации. И поехали мы все в Тюмень -
  прямо из Симферополя. Садились на поезд - было лето, а в Тюмени, естественно,
  по пояс снега. Мы приехали в этих джинсовых Курточках, кроссовочках... Купили
  четыре бутылки водки. Летов тогда не пил, а мы каждый вечер в тамбуре бутылку
  водки раскатывали, долго ехали. Приехали в Тюмень, неделю я пожил у них там у
  всех, потом к Летову заехал в Омск, а потом домой поехал, самолетом. Меня
  Аркаша из ИНСТРУКЦИИ на самолет сажал - он в аэропорту работал каким-то
  механиком. Но концертов там не играли нигде.  В Москве база
  ОБОРОНСКАЯ была у Кирилла Кувырдина. В Таллинне у Нас было очень много
  знакомых - братья такие, Саша и Артур... Там мы неделями жили, в Таллинн-то
  мы раза два ездили. С Чернецким они дружили в это время, как раз там РАЗНЫЕ
  ЛЮДИ выступали, ГПД еще назывались. И в Харьков они ездили - фотография еще есть,
  известная, где Летов с Чернецким. С ВВ они были знакомы хорошо, в Киев мы
  ездили в 89-м году, летом, играли большой концерт - созванивались,
  договаривались. Там такой человек был, Коля... Я помню, погода была чудесная,
  мы гуляли целыми ночами. Неделю где то там прожили.  В Кирпичном переулке
  еще сейшена были, в 90-м году, у Филаретовых, мы там много делали - как раз
  последний сейшен был летовский, в 90-м году, после чего мы поняли, что там
  уже нельзя делать ничего, потому что народ просто на лестницу не мог весь
  войти, хотя вообще никакой рекламы не было - чисто через знакомых. Соседи уже
  стали ментов вызывать. Там много мы делали сейшенов: Ревякин играл, Машнин,
  Рома Смирнов, Холкин...  Сейчас такая волна
  пошла, что Янка с СашБашем как-то контактировали - так я могу совершенно
  конкретно рассказать. Они, конечно, от СашБаша все перлись, умирали - все это
  естественно, и как раз в этот момент, когда мы уже закорешились с ними,
  познакомились, они мне звонили - мол, хотим посмотреть. Как раз последний был
  концерт, самый последний, на Петроградской, самый плохой. И они приехали -
  Летов и Янка, я их туда отвел. Баш был никакой совсем, он спел минут
  двадцать, такой весь засыпающий, и все. И ушел. И это последний момент,
  последний раз, когда они его видели, единственный...  А так - слушали они
  все. Ну, Янка Джоплин очень любила, STOOGES. Все, что Летов слушал - все они
  вместе слушали. Приезжали они ко мне - естественно, я им гонял то, что они
  еще не слышали, очень много всего, слушали сутками просто, непрерывно. Ездили
  они к Борщеву - есть у них такой друг, Андрюша Борщев, у него очень большая
  коллекция, рэггей в основном. Это складывалось из всего. У Летова тоже
  менялось - он сперва панк слушал, потом стал 60-е слушать...  А в плане записи...
  Это у меня дома записано. Был у меня «Akai», бобинник, в который можно было
  втыкать два микрофона и микшировать между собой, а из него выход был, и мы
  писали на бобину и на кассету одновременно. Бобину Летов забрал, а кассета
  мне осталась, то есть два оригинала было. И у АУКЦЫОНщиков был микрофон, как
  молоток, толстый - «JVC», стерео: каждый канал отдельно. Просто вешали этот
  микрофон сверху, здесь Янка сидела, там - Летов, настраивалось все аккуратно,
  эффекты какие-то даже - и писалось все так, не торопясь, с остановками, то
  есть такая полустудийная запись получилась. Потом дубли выбирали, делали
  оригинал. На тот момент это почти весь Янкин материал был - все, что она
  захотела спеть, то и записали. И Летовское Русское Поле... тогда же записали,
  и тогда же Полковника, Волга Да Ока - три альбома так записано было.
  Микрофон был хороший, я через него много чего записал, квартирников
  несколько, круто было: сразу стерео. Потом они его где-то потеряли, похерили,
  судьба его не ясна.  Как с человеком, по
  жизни, с Янкой общаться было просто замечательно, веселющий человек был -
  всегда хохот, смех, прибаутки... Очень просто. Простейший человек в общении -
  просто замечательно. Все постоянно мыла, варила - на удивление хозяйственная
  такая, зашивала всю эту братву, обшивала, заботилась. Они ее, конечно, любили
  безумно все. Называли ее «Яныч» - у них ведь в группе на «вы» все друг друга
  называли. Больше всех, конечно, Джефф - Джефф просто от нее не отходил, чуть
  ли не за ручку ходил... Ну, Джефф вообще человек особенный - он у меня как-то
  жил месяц или два, так все мои женщины были просто в восторге: он все варил,
  выносил ведро, без слова ходил в магазин - просто нарадоваться не могли.
  Потом жил у меня Зеленский месяц... Зеленский знаете, кто такой? Зеленский
  был гитаристом у Янки, только с Янкой играл, с ОБОРОНОЙ не играл. А Кузьма не
  играл с Янкой, он к ней относился чуть-чуть отстранение, но это такой
  наносной момент был... А с Янкой играли, значит, Джефф на басу, Зеленский на
  гитаре, Аркаша и она - вчетвером. Сначала играла как бы ОБОРОНА с ней, а потом
  они такое свое сделали, и она немножко одна ездила, но мало очень. В
  акустике-то поездила куда больше.  А так они практически
  все время вместе ездили, и когда ездили вместе - играла Янка с ОБОРОНОЙ - то
  есть сперва ОБОРОНА поиграет, потом Янка. На этом всегда Летов настаивал.  Жила она в таком
  домике... В 91-м году мы поехали с Кувырдиным на какой-то Новосибирский
  фестиваль в Студгородке, кто-то из наших туда ездили, не упомню - весной
  где-то. И после этого мы заехали к Янке - я первый раз у нее был, то есть я
  посмотрел на этот ее домик безумный, вросший в землю, с окнами на уровне
  асфальта - просто деревянный домичек такой, на углу какой-то улицы. Квартал
  проходишь - самый большой в мире театр, который всю войну строили, чтоб танки
  могли на сцену заезжать... Причем, ужас полный, конечно: город производил
  впечатление такое, словно там недавно закончились уличные бои: есть дом - нет
  дома, какие-то развалины, пустыри. Идешь - жуть просто, страшно, огромный
  город, промышленный... А мы еще Коку**** нашли, ходили втроем: я, Кока и
  Кувырдин. Первый раз пришли, Янки не было, мы пошли, чего-то пожрали, где-то
  через час вернулись - она дома. Мы ее взяли - а у нее уже был этот пессимизм
  полный, повторение башлачевского - мы ее давай веселить, водить, целый день с
  ней гуляли, до вечера, отвели в кабак, накормили-напоили, она развеселилась
  уже, все нормально так... Кока ее вообще видел в первый раз. И в последний,
  представляешь?  Ну и все, как-то
  проводили ее и улетели в этот же день. А через неделю обратно прилетели... А
  этот ее пессимизм... Я понимаю всю эту историю так, что Летов однажды
  встретил Янку, проникся, конечно, всем этим делом и сделал из нее как бы вот
  так «звезду». Она была абсолютно, конечно, этого достойна. На свое разумение,
  конечно, сделал - как все он делал и делает. Вот так, мгновенно, за два-три
  года «звезду» - и у нее просто психика этого не выдержала. То есть тут могут
  быть разные версии - просто он сделал из нее «звезду», она привыкла к
  какой-то такой жизни, очень интенсивной, она уже вросла в эту жизнь - и вдруг
  однажды они все ее бросили. Я не знаю, то ли они разосрались, то ли еще чего
  - но она осталась одна на какое-то время. Вот это, наверное, такое
  впечатление произвело, мне так кажется. Ведь ее несколько месяцев никто из
  ОБОРОНЩИКОВ вообще не видел, как теперь выясняется. Она там жила одна - И
  просто никого не было рядом. А раньше они жили непрерывно вместе,
  коммуной такой годами, переезжали из города в город, туда-сюда. А тут она
  почему-то осталась одна.  Ну, конечно, обвинять
  в том, что случилось Летова - что, мол, он ее на все это подсадил, на суицид
  там... Естественно, все это было, но вот так вот обвинять, кто виноват, кто
  нет... Веревку он ей не мылил, как говорится. Летов - сильная личность, Янка
  слабая была девушка. Хотя характер-то у нее был твердый, если она чего
  решила, не переубедишь никак - такая сибирячка. Но характер-то характером, а
  внутри-то она все равно была женщина, и если для Летова это игра была, то для
  нее - серьезно все, она в это не играла. И не умела играть, так же, как Башлачев
  играть не умел - делал так делал… Мне Нюрыч позвонила
  тогда - там же Нюрыч все это делала, была все же ближайшая подруга. Она все
  там организовывала, потому что все приехали, нажрались просто - и все. Толку
  было мало. Да, мы полетели с Кувырдиным тогда, приехали, пошли на рынок,
  купили хавки, пришли, помянули - как раз в тот день и похороны были. Там
  такое кладбище! Просто лес - такие деревья огромные, сосны, дубы - очень
  красиво…  Тогда это, конечно,
  никто никак идеологически не обосновывал - воспринимали как самоубийство
  однозначно. Они поехали там на дачу с родителями, и она пошла погулять - и
  все, потом нашли. Ни о каких записках предсмертных ничего не слышал, не знаю.   *  Анна Волкова ** Анатолий Соколков *** На 7 ЛРФ Янка не
  выступала **** Николай Катков,
  новосибирский звукооператор, работал с КАЛИНОВЫМ МОСТОМ, Башлачевым и пр.  | 
  
      | 
  
      | 
 
| 
   | 
 ||