ЯНКА


Яна Станиславовна Дягилева, известная всем больше как Янка, родилась 4 сентября 1969* года в Новосибирске. Родилась в простой семье с достатком ниже среднего. Отец, Станислав Иванович, по профессии теплоэнергетик, а мать, Галина Дементьевна – инженер промышленной вентиляции. Несмотря на всю простоту положения, родители постарались, чтобы их дочь попала учиться в лучшую школу города.
Во время учебы Янки в школе родители заметили ее склонность к стихосложению, да и к искусству вообще. Уже тогда она писала стихи, которые, к сожалению, не сохранились. Отец хотел, чтобы после окончания школы Яна поступила в Институт Культуры, но ее собственный выбор был совсем другой. Она поступила в институт, профилирующийся по строительству объектов водоснабжения. Там она стала членом ансамбля политической песни. С этим ансамблем она объездила с концертами всю область. Это был ее первый концертный опыт.

Через 2,5 года Янка оставила институт и серьезно занялась музыкой. Примерно тогда она и встретила Егора Летова, при содействии которого был создан проект ВЕЛИКИЕ ОКТЯБРИ. Отец все время очень удивлялся способности Янки «командовать» парнями. И очень интересовался, чем все-таки занимается Янка. Он был на двух концертах Яны, и ему очень понравилось, так как он поимел возможность узнать, чем живет его дочь, ведь в семье она была очень скрытная.

Скрытность, но нежность и доброта – вот, пожалуй, основные Янкины черты. Она очень любила зверюшек, все время приносила в дом всякую живность, которая болела, и сама лечила. «Вот если б можно было всем помочь!» – все время говорила Янка. Еще она очень любила мягкие игрушки, особенно мишек (отсюда и песня Егора Летова «Плюшевый Мишутка», посвященная Янке). Они и сейчас до сих пор стоят на полке длинным рядом.

В 1986 году, после 6-ти летней болезни умирает мать Янки. Это был большой удар, но Янка продолжает свою музыкальную деятельность.
17 февраля 1990 года в Москве состоялся исторический концерт памяти Саши Башлачева, в котором, кроме ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ и Ника Рок-Н-Ролла, принимала участие и Янка с ВЕЛИКИМИ ОКТЯБРЯМИ. Именно после возвращения из Москвы, после этого концерта у Янки начала прогрессировать депрессия. Она все время уединялась в своей комнате, говоря: «Мне не о чем говорить».

Отец Янки женился и вместе со своей новой женой, Аллой Викторовной, начал отхаживать Яну. Она сильно увлеклась российским фольклором, разучивала массу народных песен, читала много книг. В общем, постепенно отходила.

Тем временем наступил май 1991 года. Семья выехала на дачу на первомайские праздники, а потом и на День Победы. Вот тут-то и свершилось то, чего никто не ждал. Янка очень стеснялась курить при родителях и все время уходила в лесок неподалеку от дома. После ужина, примерно в 8 часов, она опять ушла в лесок и долго не возвращалась. Ее пошли искать, но не нашли. Решили, что она уехала в город, как часто бывало. Утром отец, приехав в город, обзвонил всех Янкиных знакомых, обошел все места, где могла быть Янка, но поиски результатов не дали. Тогда был объявлен розыск через милицию.

Янку нашли только 17 мая. Нашли в реке Иня возле станции «Издревая». Похоронили ее на городском кладбище Новосибирска рядом с сыном Аллы Викторовны, погибшем за три недели до гибели Янки.

О чем она пела? Да, наверное, как и все – о жизни и о любви. Только вот была ли у нее эта любовь, и считала ли она свою жизнь за Жизнь, большую и светлую? В принципе ничего нового Янка не сказала. Сколько существовало искусство, – были жизнерадостные творцы и творцы-депрессионисты. Но другое дело, как она это делала!

Вот это «как» и переворачивает все с ног на голову. «Как» она это делала, – не хватит жизни описать. Да что там жизни, она сама была как жизнь. Некоторые жизнь проживают, а некоторые ею сами являются: пшик! – и нету. Но само по себе слово «жизнь» – радостное слово. И от Янки, несмотря на всю ее печаль, шел неизмеримо яркий свет. А на яркий свет слетаются всякие…

Янки.

Просто кто-то взял и приписал ее творчество к движению «панк-рок». Просто взяли и оббили узкой рамочкой «тусовочных законов». Может быть, пела бы себе и пела, пережила бы, и все обошлось. Но нет, не дали – «связали» поездками, концертами, группами да записями. Никто не помог по-настоящему.

Вот и думал я, присутствуя на концертном мемориале (9 мая в клубе «Sexton Fo. Z. D»), какое отношение имеют все эти люди к Янке. Ведь никто из них не знал, что это за человек. Может, просто захотелось в очередной раз засветиться в свете чужой звезды, натянуть на себя хоть небольшой кусочек чужого одеяла! Да и, по-моему, за пьяным угаром, уже все и забыли, чье было одеяло. Иначе как объяснить исполнение Игорем Сукачевым песен Жанны Агузаровой (уж Агузарова-то каким здесь боком?). А те, кто действительно знали Янку, стояли в стороне. Один из них, московский поэт Алексей «Хоббит» Бекетов написал три года назад:

«Мы как грязь Меж пальцев На Янкиных ногах…»**

Янка ушла 9 мая 1991 года, в День Победы. Может, это была ее победа над собой, а может быть, над нами… Что на самом деле случилось с Янкой Дягилевой в этот день, знают только воды реки Иня. Но разве у них спросишь? Где они теперь, в каких океанах растворились?…


* - Так в тексте статьи.

** - «Где теперя Макаревич и БГ? Между пальцами на Янкиной ноге!»
(из стихотворения А. «Хоббита» Бекетова «Этот Год (Рок-Обозрение-89)»)

Джулиан, «Этажи» (Москва) .№4/1991

 

  

 

Новый (измененный и дополненный) вариант статьи, а также альбом "Столетний дождь" и некоторые раритеты (см. ниже).

В новом варианте статьи выброшен абзац о концерте памяти Янки, и добавлен следующий фрагмент:

 

В 1990 году, Лев Гончаров написал в "КонтрКультУр"-е:

"Если вдруг выйдет пластинка Янка, то это будет уже не Янка, а пятьдесят, скажем, тысяч одинаково бездушных кусков пластмассы, которые можно продавать на "балке" по "чирику", или запихнуть на магазинную полку между АВГУСТОМ и Ротару, или, вообще, выкинуть на помойку. И мы будем выбирать их в "Мелодии" на Калининском, наступая фарце на ноги, и просить "Девушка, эта Янка какая-то кривая, поменяйте мне ее на другую Янку". А сама она будет смотреть на нас с десятков типографских обложек на полках, такая какой она была раньше, до размножения путем деления на пятьдесят (или сколько там) тысяч, и какой она уже никогда не будет".

Янку, конечно же, издавали. А потом и переиздавали. Сейчас достать ее записи - не проблема. Хочешь - на кассетах, хочешь - на CD. Альбомы, бутлеги, концерты...

Только один альбом был покрыт мраком тайны - "Столетний дождь".
Дело в том, что этот альбом никогда не фигурировал в официальной Янкиной дискографии. Собственно он и не является Янкиным. Это уже посмертная запись. На голос и гитару Янки наложены новые инструменты. Все песни звучат по-разному. От "противно" до "забавно". Запись была сделана московской группой ДАР в 1993 году и нигде не распространялась. Сегодня у вас есть возможность послушать этот альбом - все 30 песен.

Концертная же запись была сделана на легендарном совместном концерте Янки, Ника Рок-н-ролла и Егора Летова в Москве в 1990-м году. Она вошла в какой-то альбом, но запись там отвратная, несмотря не запись с пульта и последующую реставрацию. А трек, который вы можете скачать у нас, был сделал непосредственно на сцене, на диктофон. То есть у вас есть возможность послушать концерт не так, как бы вы слышали его в зале, а так, как слышат музыканты сами себя, стоя на сцене. Надо сказать что он намного лучше. Правда вместо четырех песен записанных на том концерте у нас сохранилось только две.

Последний же трек - это уже ремейк. То есть и поет там не Янка и играет не она, а все та же группа ДАР.

Как мы и обещали - у нас одни редкости.


ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД