Янка Дягилева

Статья о поколении детей: краткий обзор с комментариями и укропом Generation P++

Статья о поколении детей:
краткий обзор с комментариями и укропом Generation P++

(...)

Напомним, что смена поколений — это прежде всего смена акцентов восприятия, и «поколение коллективных движений» не исключает яркой индивидуальности отдельных авторов. Для последних характерно принимать несамостоятельно мыслящую среду как объект деятельности, «поле для нашего посева». В разных вариантах это восходит к стереотипу «командора» (Крапивин) или материнскому чувству (Ахматова). Ключевое слово: ответственность.

В двух известных случаях (что пока не позволяет говорить о системе) импульс к «командорской» деятельности — это особая форма реакции на «смерть поэта»; последовательство — но, подчеркиваю, не в эстетическом, а в этическом смысле (эстетически «ответственные» полностью самостоятельны). Лилию Борисову («Зга) к микрофону привела смерть Высоцкого; Ольгу Лехтонен («Апрель») — смерть Виктора Цоя. В определенном смысле к этому же пласту следует отнести Сергея Калугина.

(...)

Для данной линии характерны глубокая религиозность с сильной этической доминантой, а также внимание к простым (атомарным, неразложимым) образам — «слова, простые, как хлеб и солнце», «вместо клубники и сливок есть только хлеб из печи». Часта стилизация под Бориса Гребенщикова и Янку Дягилеву.

Есть основания полагать, что именно это направление (как наиболее самостоятельное) окажется в мнении позднейших историков доминирующим в русском роке начала века, как это произошло с открывшим его тридцать лет назад Владимиром Высоцким.

(...)

Антисистемщина

(...)

Особой «объединяющей ценностью» этого направления является социальный акцент. В «мягких» случаях это некое Дао между Шевчуком и Летовым. Правый край интервала здесь занимает сам Шевчук, на левом толпятся разного рода радикальные анархисты пополам с нациками, каковые в изобилии доступны на сайтах «евразийского движения» или «Оскольской лиры» имени Александра Непомнящего.

Солидное месторождение панков-анархистов находится в Актюбинске (Казахстан). Оттуда берет начало команда «Адаптация», а также «Белканов-бэнд», «Соломенные еноты» и некоторые другие.

Об «Адаптации» скажем особо. При том, что Ермен Анти часто позволяет себе скатываться до примитивной социальщины — «Жизнь в полицейском государстве», например, отталкивает одним названием — у него предостаточно и рельефного, доступного, пожалуй, только панку восприятия реальности — «Улицы города, в степь уходящие, черный усталый снег, все настоящее...», и характерной городской мистики — «ночью звезды на небе светятся, ночью психи луною маются, провода и столбы шевелятся, даже тени, и те кусаются, ну, а если проснусь, то не выдам себя, втихаря улыбнусь...» Неожиданные для «клона Летова», к которым его некоторые исследователи упорно относят, мелодические ходы, образные находки и живое исполнение (в «Панки хой», в «Мой город будет стоять») позволяют говорить о Ермене как о ярком и убедительном явлении.

Еще более интересен Корней (также персонаж из Актюбинска, некоторое время выступавший с «Адаптацией»). В отличие от «социального бунтаря» Ермена Корней — «бунтарь метафизический». Придает намного меньшее значение подаче, никогда (в отличие от того же Ермена) не прибегает к приему «перегрузки новостной лентой» («Все на свете чепуха» Саши Черного, «Все идет по плану» Егора Летова). Намного более серьезен. Если использует символику и штампы, то не социальные, а субкультурные — «потому что время есть, а денег нету» или усвоенные субкультурой мистические («Много серебряных пуль, но приберегите одну для меня...»).

(...)

Вместо заключения

И все-таки ужасно интересно, как эти люди будут смотреться на радио...

Алексей Романовский
http://lxe.livejournal.com
1999-2000 гг.