Янка Дягилева

Из переписки в толк-листе сайта ark.ru

Обсуждение исполнения песен Янки Ольгой Арефьевой:

...Что касается остального содержимого концерта, то мне, признаюсь, очень не покатили песни Янки: по сравнению с другими песнями, ее — слишком пафосны и, я бы сказал, пустопорожни: надуманные тексты, никакая музыка... Нечто среднее между Гражданской обороной и поп-группой «Мираж» (особенно первая вещь). Меня поразило, с каким неоправданным ажиотажем принимали именно песни Янки. Быть может, это из-за того, что ее жизнь так нелепо закончилась? Не знаю, не знаю...

Костя

Милостивые государыни и государи!

Hедавно здесь имела место небольшая дискуссия о песнях Янки Дягилевой.Позволю себе встрять вдогонку.

Сразу оговорюсь, что на последнем концерте, где исполнялись обсуждаемые песни, не был и знатоком творчества Янки не являюсь. Поэтому мои размышлизмы основаны только на известных мне песнях «По перекошенным ртам» и «От большого ума», исполненных понятно кем на концерте 27.02.1999.

Эти песни навели меня на мысль о том, что в России, как мне кажется, действует какой-то фундаментальный закон природы. Суть его заключается в том, что плотность потока насилия, «бессмысленного и беспощадного», творимого на территории нашей страны, не может быть меньше некоторого фиксированного порога. Обычно насилие творится государством. Когда же государство настолько ослабевает, что не способно поддержать достаточный уровень зла, то недостаток насилия с энтузиазмом восполняет самодеятельное население.

Видимо, Янка, подобно альтисту Данилову (вернее, подобно любому нормальному художнику), чувствовала не только свою боль. Поэтому, как мне кажется, рассматриваемые песни есть вполне закономерный вопль боли и протеста против сложившегося положения. Понятно, что такой вопль имеет полное моральное право быть простым и эмоциональным (горячим). Причем простота и горячность являются в данном случае этическим и эстетческим достоинством, но ни в коем случае не недостатком.

В заключение добавлю, что, на мой слух, на том концерте Ольга исполнила упомянутые песни блестяще.

Примите уверения в совершеннейшем к Вам почтении.

А.П.Гуськов

Что ж, я тоже «позволю себе встрять вдогонку».

Видимо, Янка, подобно альтисту Данилову (вернее, подобно любому нормальному художнику), чувствовала не только свою боль.

Мне кажется, немножко не так. ДЕЛАЛА своей чужую боль...

Поэтому, как мне кажется, рассматриваемые песни есть вполне закономерный вопль боли и протеста против сложившегося положения. Понятно, что такой вопль имеет полное моральное право быть простым и эмоциональным (горячим).

Я бы цинично сказала: имеет право на существование. Ведь мир таков, каким мы его воспринимаем... Болеть за других или не болеть — личный выбор каждого. (Или не выбор, или — свойство от рождения????)

Янкин же талант — в частности, в том, чтобы хоть на минуту заронить в сердце СОВЕРШЕННО другого человека собственные ощущения, вы не находите? Я люблю песни Янки, но порой меня передергивает от этого: у меня совершенно иное отношение к миру, к чужой и своей боли; но ПОЧЕМУ, послушав эти песни, я начинаю чувствовать то же самое? как так? Ее песни, позволю себе употребить это слово, «цепляют», каким образом — непонятно. Ведь, если досконально их разобрать, текст — это всего лишь цепочка образов, пусть ярких, но далеко не выдающихся и порой и мало связанных между собой; мелодия же — подъездный примитив. Но — остается ощущение тревоги и боли, порой — тоски.

Кстати. Можете мне привести пример песен, которые при своей кажущейся неказистости, в такой же степени оставляют в сердце слушателя ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ эмоции?

Причем простота и горячность являются в данном случае этическим и эстетческим достоинством, но ни в коем случае не недостатком.

Горячность — да, безусловно. Безусловно. Но о простоте, подумав немного, можно ли тут говорить?

Эти песни навели меня на мысль о том, что в России, как мне кажется, действует какой-то фундаментальный закон природы. Суть его заключается в том, что плотность потока насилия, «бессмысленного и беспощадного», творимого на территории нашей страны, не может быть меньше некоторого фиксированного порога. Обычно насилие творится государством. Когда же государство настолько ослабевает, что не способно поддержать достаточный уровень зла, то недостаток насилия с энтузиазмом восполняет самодеятельное население.

Красивая мысль, но позвольте с ней не согласиться. Вы считаете, что в других странах этого эффекта нет, или он слабее? Простите за буржуазность, но я полагаю, что «уровень зла» находится в прямой зависимости от уровня жизни страны. Представьте себе этот уровень, скажем, в Голландии или США. Представили? А где-нибудь в Никарагуа. Да зачем далеко ходить; вы думаете, этот «уровень зла» ниже у наших ближайших соседей, в Белоруссии, например, или в Югославии? (причем в последнем случае дело даже не в усилиях РОДНОГО государства).

Однако, в благополучных странах начинает действовать другой «фундаментальный закон природы». Знаете, где самый большой процент самоубийств? В благополучной, экономически развитой, стабильной, экологически чистой Скандинавии! Ибо скучно.

Простите за банальность.

Лёля