РЕЦЕНЗИИ на квартирник "Красногвардейская" (в первом издании - "Акустика")


Собственно, это переиздание вышедшей пару лет назад "Акустики" - квартирного концерта у Олега Ковриги, записанного им в феврале 1989 года, в период частых Янкиных выступлений в обеих столицах; оно чем-то похоже на переписанный начисто черновик - по содержанию все то же, только восстановлена вырезанная из "Акустики" Янкина реплика перед финальной "Ангедонией": "Я сейчас еще одну песню спою... Она новая совсем. Я ее совсем недавно написала, если собьюсь, простите." Не сбилась, конечно (только пропустила строчку про третьеклассаника и щенка), спела и сыграла чисто - чуть подсевшим уже голосом, но с той же внутренней силой, с тем же ровным и злым заводом, что и весь песенный блок, всем известный - и сейчас, и тогда - наизусть; но невозможно утомиться им, пресытиться, наслушаться. И собирание всех возможных переизданий немногих этих песен не есть признак оголтелого фанатства, но желания приобщиться к магическому и простому действу. Даже если расхождения в интонациях, игре малозаметны, даже если вся разница в порядке песен - необходимо услышать все.

Раритеты - добавления к программе - отстраненные "Пауки В Банке" и с кем-то на два голоса спетая и кем-то оборванная полународная "То Не Ветер..." - маленький подарок. Строгая фотосессия Кудрявцева на дигипаке (хотя хотелось бы буклета с полным набором этих межсезонных зябких фотографий) - повод подумать. Даже не о Янке и ее песнях - они всегда рядом. Просто подумать.

   FUZZ №11-12/1998, Екатерина БОРИСОВА


(Продолжение рецензии, см. начало в разделе "Домой!")

…То, какой харизматичный и выразительный голос был у Янки, можно еще лучше ощутить при прослушивании Красногвардейской. Здесь она поет в сопровождении одной только акустической гитары. При первом прослушивании это напоминает нео-фолк и частично развивается в том же направлении. Но при этом излучает такую мощь, которая несет в себе больше панка, чем перегруженные гитары, истошные рычания и лозунги. Эта музыка черпает энергию из чувства глубочайшей убежденности и бескомпромиссной справедливости.

Те же 6 баллов.

Карстен Воллмер. "Ox" (Эссен, Германия), №37/1999
Перевод Олега "Берта" Тарасова


ЯНКА : Krasnogvardeyskaja

In fact it is a reissue of an "Acoustica" album published a couple years ago. Actually it was a home concert recorded in Oleg Kovriga's suite in February of 1989 - a time of Yanka 's frequent shows in both Russian capitals. To some extent it resembles a rewritten fair copy of a rough one. The content is the same, only the remark absent in "Acoustica", forestalling the final song, 'Angedonia', is restored: "There's one more song I'm going to sing... It's brand new. I've written it just recently, so forgive me if I'll go astray." Sure, she did not go astray, just a line was dropped about a junior schooler and a puppy. Played and sung clean, with a voice slightly soaring, but with the same even and wicked steady roll. The same as all the set of the songs, known by everyone - now and then - by heart; but you cannot, however hard you try, have too much of it, overwhelm yourself with listening, get full, it's just never enough. And so collecting of all the issues and reissues possible of those not numerous songs cannot be regarded as a mark of overt fan insanity. It is just the urge to become one with a magic and simple act. The divergence in the mood, in play, in intonation is oblique, you can tell the difference between albums only by the sequence of the songs, - in spite of it, it' necessary to hear it all.

Rarities are added to the whole set: alienated "Spiders in the Can"; and sung duet with someone unknown and dropped off by somebody, semifolk "It's not the wind..." - like a little gift. Strict photo session by Kudriavtsev on digipack (wished it was a whole booklet with the full set of those interseasonal shimmering chilly pictures) is a reason to contemplate. Not just on Yanka and her songs - they are always by the hand. Just to contemplate.

  10.09.1999, перевод Бориса ЛАБКОВСКОГО ( ЗВУКИ РУ )


Сорокаминутный квартирник Янки, прошедший в Москве в феврале 1989 года и записанный небезызвестным Олегом Ковригой. Место, где состоялся концерт, было расположено близ станции метро «Красногвардейская», откуда, видимо, и произошло название записи. "Красногвардейская" включает в себя, за исключением двух последних, 13 песен и один к одному повторяет Янкин альбом "Акустика". Две же последние – «Пауки В Банке» и народная «То Не Ветер Ветку Клонит» – были представлены из коллекции Алексея Маркова (89 г.) и добавлены в альбом.

  Сергей АХМЕТОВ «Темная Лошадка» (Новосибирск) №3(50)/1998


Акустика

Трижды удостоенный
Отзывчатой* дубиной по граненой башке,
Продолжал настойчиво
стучаться в ворота, пока не задохнулся
От собственной дерзости.

Запись сделана в феврале 1989 года и получила возможность увидеть свет благодаря Олегу Ковриге - счастливому обладателю большого количества раритетных записей наших великих "мертвецов", к счастью, сохранившихся и дошедших до нас.** Классический набор известных вещей ("По Трамвайным Рельсам", "Особый Резон", "Домой!", "Ангедония" и др.) представляет собой одну из версий их звучания, на этот раз в акустике. Оформлен сей сборник умело и без излишеств, как и подобает в подобных случаях. Серия архивных фотографий напоминает о том, какой она была, эта "влюбленная Офелия", безвозвратно ушедшая за горизонт.

Многие ли согласятся с тем, что "честному человеку жить негоже!?". Едва ли. Так поступали и поступают лишь те, для кого окружающий мир однажды превратился в спичечный коробок, неспособный вместить в себя все немыслимое сумасшествие, переполняющее и неизбежно ведущее человека к "верному средству от всех неудач". Эсхатологическое настроение всецело охватывает сознание индивида, и он уже не в силах противостоять мощной волне фатализма, захлестывающей и уносящей его страждущую душу в запредельные просторы мирового бытия. Ей говорили: "Берегись" Они - это носители "огнедышащего здравомыслия", "фундаментально-изумительного инстинкта выживания". Ей с ними было не по пути, и потому она продолжала упрямо, стиснув зубы, идти вперед "по трамвайным рельсам", утверждая своими песнями "тотальный стыд и позор человеческого бытия - всей его слюнявой спичечной культуры, его манных благ, рукопашных надежд и червячно-затейливой природы". Но в один прекрасный миг необъятная вселенная страшной лавиной обрушилось на ее подсознание, и что-то сломалось внутри. На место бесстрашия и решимости пришли подавленность и растерянность, короче, ангедония. "В безвременном доме за разумом грохнула дверь", комната стала тесной и душной, оконные дыры слились со стенами, образуя тем самым замкнутое пространство, а бесконечно безумный взгляд так и застыл на "ржавом потолке" одиночной камеры. Личная трагедия, вобравшая в себя боль за все человечество, вылилась в "нешуточные песни про румяные сласти, про пыльные пропасти и прочие напасти". Так что слушайте, внимайте, а вдруг и вам сгодится на "черный день".***

Надя Кашликова, FUZZ, №11-12/1996

*у Летова: "отзывчивой дубиной…"

**двусмысленное толкование данной фразы автором предусмотрено не было.
***рецензия представляет собою вольную компиляцию цитат из поэтического и прозаического наследия Е. Летова.


ЯНКА. Акустика

Когда Янка Дягилева давала свои главные концерты и делала самые известные записи, перестройка была не то что в разгаре - стропила прямо-таки пылали и чадили, крыша ехала, а во всю ивановскую летели щепки и искры. И многие из тех, кто строгал перестройку в пределах отдельно взятого Садового кольца, дивились «А чо так мрачно-то?» А она пела то, что было на самом деле - вне программы «Взгляд» и фильма «Асса».

Янка не делала никакой перестройки и не писала «мрачных песен», она жила и пела. Когда она пропала, обожатели и приятели ее толком и не искали, в Москве накручивал телефон художник Кирилл Кувырдин, а ему отвечали в глухую сибирскую трубку: «Да вернется, с ней это бывает». Но потом журналист Щекочихин, в глаза ее не видавший и песен ее не слыхавший (наверное, до сих пор), по просьбе юных друзей послал какую-то особую телеграмму тамошним начальникам. Через день милиция нашла ее в речке.

Компактный диск "Акустика", только что выпущенный фирмой «Apex Records», запечатлел главные песни Янки в самом чистом, акустическом виде, безо всяких жестяно-«каструльных» псевдопанковских аранжировок Егора Летова. Запись была сделана в феврале 1989 года Олегом Ковригой, известным энтузиастом и специалистом самопальных записей тех лет. Это одна из лучших ее записей, и если кто-то хочет не припомнить смутно и не вычислить из пожелтевших газет, а почувствовать, что было в те годы на самом деле - он обязан купить этот диск.

  Олег Пшеничный, «Новая Газета», Москва, №40, 28.10.1996 г.


Великолепный по своему содержанию и оформлению диск. Из названия нетрудно догадаться, что все песни исполнены без электрического вмешательства, что, впрочем, и хорошо. Хорошо, что записи не коснулась тяжелая лапа Летова. Янка в акустике звучит лучше. Очень понравилось составление, порядок песен. Не нужно улыбаться, читая эту строчку: именно расположение песен на пластинке зачастую портит восприятие альбома. Попробуйте послушать ПИНК ФЛОЙДОВУ The Wall в обратном порядке!

Акустика, начинаясь «Прогулками по трамвайным рельсам», от начала до конца держит слушателя, то сбавляя, то вновь наращивая напряжение. «Особый резон», «Продано», «Полкоролевства». Ближе к развязке песни становятся одна другой тяжелей и трагичней. Я не знаю, что это – случайность или специальный прием, но это действует! Апофеозом этого постепенного нагнетания становится «Ангедония» - мощный взрыв наполненной энергии. Сумасшедшая вещь, послушайте!

Автор и издание не установлены. Новосибирск, 1996 (?)


ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД