РЕЦЕНЗИИ на альбом "Ангедония" |
|
Один из
последних альбомов трагически погибшей новосибирской рок-певицы Янки
Дягилевой, записанный в 1989 году под сильным влиянием и при непосредственном
участии Егора Летова на его студии ГрОб-records. Суицидально-депрессивный
альбом, максимально соответствующий своему названию. "...ангедония -
диагноз отсутствия радости..." Как ни
парадоксально, полезен для прослушивания в состоянии глубокой депрессии: в
наступившей затем тишине понимаешь, что все твои беды - ничтожны по сравнению
с тем, что чувствовала Она. С ними - можно жить. С ангедонией - нет...
Ангедония Ангедония - диагноз, поставленный Янкой этому, увы, столь несовершенному миру. Нет, не боролась она, подобно Егору с Ромычем, на невидимом рок-н-ролльном фронте. Все ее творчество - крик о помощи еще не заболевшим полным отсутствием радости. Вероятно, это один из ее самых мрачных альбомов. В первых песнях ("По Трамвайным Рельсам", "От Большого Ума") еще есть проблеск надежды, желание вырваться из бредового мира серых фуражек и кабинетов, где с портрета улыбается железный Феликс , хотя попытки уйти от всего этого могут оказаться неудачными. Жесткий саунд по-летовски надрывной гитары сменяется ритмичным боем акустики ("Медведь Выходит"), лаконичным рассказом о том, как борются за право на жизнь загнанные в угол. На смену этому приходит тотальная истерика ("Декорации"), а она замещается состоянием внутренней опустошенности ("Мы По Колено", "Берегись"). После навеянной летовским сарказмом "Гори, Гори Ясно" "Рижская" выглядит, как депрессивно-обреченная. Две последние песни стоят особняком. "Чужой Дом" как бы подготавливает нас к восприятию картины мира, разворачивающейся в заключительной композиции ("Ангедония"). Собственно говоря, песней ее уже никак не назовешь, это, скорее, масштабное noise-полотно, представляющее господство ангедонии. Становится ясно, что все предыдущие песни альбома были лишь прелюдией. Здесь и взгляд на окружающее через призму собственного "я" ("Убили меня, значит, надо выдумывать месть"), и емкий образ Родины ("Православная пыль, ориентиры на свет - соляные столбы ), и саркастически безнадежные ужасающие картинки - ("Сатанеющий третьеклассник во взрослой пилотке со звездочкой повесил щенка, - подрастает надежный солдат"). В целом выстраивается, как бы постепенно собирается, подобно мозаике, огромное изображение вселенского Апокалипсиса, в котором растворяются все "Я" и "Мы", выплеснувшие свою истерику в первых песнях. Вокальная партия основана на интонациях русского народного плача-причета, которые своеобразной путеводной нитью проходят не только через альбом, но и через творчество Янки. Только если в песне "От Большого Ума" все распевы звучат мягко и придают свойственную русским песням лиричность и задушевность, то в "Ангедонии" они, подобно набату, предвещают чуть ли не конец света, а сама Янка предстает перед нами уже не просто страдающей русской девушкой, но женщиной-символом, эдакой юродивой провидицей. Впечатление от альбома остается
странное: борьба за свои идеалы, за свой мир, истерика одинокого человека, не
согласного на примирение с действительностью, вдруг начинают казаться чем-то
совсем неважным и незаметным, когда на первый план выходит всепоглощающий
ужас перед фантомом, название которому - Ангедония.
Ангедония 1990 * Один из последних альбомов
"сибирского подснежника". Чрезвычайно депрессивная музыка. Саунд
напоминает незабвенный ГрОб: грязный фузз, монотонный бас и гитарка сбоку.
Временами атональные запилы для оживляжа. Все это выгодно оттеняет янкин
голос. Много чисто русских образов: озера медведи, дома. Но совковость
забивает все. Прямо-таки посткакой-то психоделизм. Беззащитность в детских
считалках. Пронзительность сродни башлачевской. Невольно вспоминаешь
Мамонова: когда крутом тьма, появляется свет. Но цена этому свету слишком
велика… Доступно на кассетах…
ЯНКА : Unhedony
Paradoxically, it's good to listen to in a
state of utter depression: in the quiet that follows, you understand that all
your sorrows are nothing compared to what she felt. You can live with your
problems, but not with anti-hedonism. 23.04.2000, Анна
Арутюнян ( ЗВУКИ.РУ ) Ангедония Моё
скромное мнение: задумка отличная, но за её реализацию не стоило и браться
при тогдашнем уровне игры и технической оснащённости "Октябрей" и
ГО. Голос Янки должен был прорываться сквозь скрежет гитар и
равномерно-прямолинейную ритм-секцию, стать яркой вспышкой на сером
индустриальном фоне, явственно показать пропасть между тем, что есть, и тем, как всё должно быть... Вместо этого
на первый план выходит именно вот этот депрессивно-нечеловеческий звук, и
янкин голос теряется в символической толще "мира сего". Вышло
именно то, чего так боялся Летов: именно пассивная констатация мировой несправедливости.
Ужас и
чувство собственной ненужности — одним словом, ангедония... Хотя есть и
две несомненно удачные вещи — "По трамвайным рельсам" и
"Гори-гори ясно", — но завершают альбом "Чужой дом" —
красота, закатанная в асфальт, — и "Ангедония" — приглушенный, придавленный,
безнадёжный крик: "Как бы взять так и вспомнить, что нужно прощенья
просить?" Много ли найдётся таких, кто после прослушивания альбома
действительно услышит вопль Янки, да возьмёт и вспомнит, а не отчается
окончательно перед лицом мировой ангедонии, или не отвергнет инстинктивно
весь альбом, не пытаясь расслышать?.. Похоже, действительно нужно пребывать в
глубокой депрессии, когда хуже уже быть не может, чтобы дошло и помогло. Или
— достаточно хорошо знать Янку по другим альбомам. Вот. |
|
|