РЕЦЕНЗИИ на альбом "Стыд и Срам" (электричество, 1992)


Из статьи: "ПАНКИ ИДУТ РОМБОМ

     Песни После* - под таким названием в «Колоколе» продается сорокапятиминутный сборник Янкиных песен в электрической обработке Егора Летова. Последние же три песни этого сборника, «Евангелие», «Моя Свобода» и «Глина Подскажет» принадлежат перу и гитаре самого Егора. **

  К. Хаеровский, Ю. Припанкович <Глагол>, «Глагол», Москва 1993г.

* До выхода на "Золотой Долине" в 1993 году данный альбом часто распространялся под названием "Песни после", иногда с различными дописками. Иногда так же именовался сборник из 4-х акустических песен Янки, взятых за основу альбома "Стыд и Срам".

** Фрагмент альбома ЕГОРА И ОПИЗДЕНЕВШИХ Сто Лет Одиночества, в то время ходивший в дописках к другим альбомам.


Янка. Стыд И Срам

Один из самых интригующих и привлекательных компактов среди тех, которые попадали в мои руки за последнее время. Ни названия группы, ни названий альбома и песен я не могу перевести, и единственное, что могу сообщить - Янка - один из побочных проектов неугомонного Егора Летова из ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ (см. интервью в этом же номере). В альбом вошли записи, сделанные в период с 1988 по 1991 год, и это такая музыка, какой я никогда в жизни не слышал. Притягивает все - низкий, глухой голос певицы, чуждо звучащий язык, околдовывающая музыка. В то время, когда на Западе выдрючиваются, пытаясь синтезировать Lo-Fi-звучание, симулировать культово-грязный гаражный звук, музыканты из Сибири записывают свои альбомы в условиях, при которых ничего, кроме Lo-Fi, им попросту недоступно. Возможно, именно в этом их шарм. Семь песен Янки своим перегруженно-жужжащим звуком чем-то напоминают SONIC YOUTH, а также вызывают ассоциации с проектом Лу Барло SEBADOH. Чего здесь практически нет, - так это барабанов, но это почти незаметно, потому что саунд, создаваемый гудением перегруженного баса, заводящимися гитарами, выведенной на передний план акустической гитарой и чистым женским голосом, - и так достаточно плотен. Можно было бы вспомнить об авторах-исполнителях, но я не буду этого делать, а просто посоветую вам раздобыть этот компакт и послушать его самостоятельно. Это совершенно гениальная музыка и, в отличие от безликих, стандартных альбомов, непрерывно выходящих по обе стороны Атлантики, абсолютно самобытная.

  Иоахим Хиллер, "Ох" (Эссен, Германия), 25, апрель 1996
  Перевод О. Тарасова


ПОКАТИЛОСЬ ЛИЦО. ЯНКА. Стыд И Срам (ГрОб Records & Золотая Долина)

     Вторая пластинка Янки поражает тяжелой плотностью саунда и какой-то монументальностью пропорции. После воздушных, легко рвущихся, акустических штрихов Не Положено (1991), здесь - отвесная стена звука, четыре длинные электрические композиции (последняя - с четырехминутной кодой) «перефузованная» Летовская гитара и сумасшедше завывающий электроорган стремительно, кубарем катящийся куда-то голос. Не спасает даже «Столетний Дождь» - с кашляющим громом, шелестящей водой - она всего лишь струится по плотно пригнанным блестящим кирпичам. Есть в этой стенке одно-единственное окошко - прозрачная «Нюркина Песня», позволяющая заглянуть в теплое нутро, в «бабскую правду», согласно которой, как уверял классик, дважды два стеариновая свечка. У Янки дважды два - «огородное горе луковое», то самое, с которым очень страшно засыпать.

Если выше ноги от земли поднимать, как просит Янка в первой же песне то, наверное, можно полететь. Только - можно не всем. Сама-то она, ясно летала и над полем, где ягода, и над морем, где погода, над недостроенною башенкой, незасеянною пашенкой, выше резинового солнышка. А там, откуда она взлетела - то есть, у нас, грешных - может, что-то и было, да гнильем поросло верно ведь подметила девка - «утонуло мыло в грязи»…

Янкин текст настолько силен, что как бы растворяет цитаты. «Поплыли туманы над рекой», «То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит» - кажутся ее собственными, живыми, органичными строчками. А может быть, она просто - «беленькая косточка» от кости той исконной, наивной патриархальной мудрости, что и не предполагает завистливого авторства. Действительно, кто это придумал: «покатилось лицо по камням, по следам», «зима и лето одного цвета», «не сохнет сено в моей рыжей башке»? Кажется, что всегда стояли вместе этакие пасмурные, жалобные, хлесткие, как осенний ливень, и столь же анонимные слова. Как всегда была и всегда будет Янка - на стыд нам и на срам.

Это так, потому что в отличие от многих из нас, расплывчатых и пока неопределенных, Янка - уже настоящая. Очень хочется верить, что как бытовые дрязги, так и разную политическую шелуху сметет своим хвостом с подоконника серый котейка с обложки - герой замечательной картины Николая Ивановича Буданова. А пластинка эта - останется.

А Курбановскии «FUZZ» , Санкт-Петербург, №18/95 г.


 

Из статьи: «Лучшие альбомы тысячелетия»:

ЕГОР И ОПИЗДЕНЕВШИЕ Прыг-Скок («BSA»)

Архетипично здесь абсолютно все: это евразийское нутро России. Это то, за что борются чукчи, кавказцы и казахи. Здесь ключ к известным московским терактам и к ментальности газеты «Завтра». Здесь все нерусское. Это – рекламный клип КПРФ. Это – самый удачный проект Егора Летова и один из лучших альбомов русского рока. Летов – «водяной» и силен именно в условиях биполя. В качестве «огня» здесь выступил Роман Неумоев. И – понеслось…

Янка 3 CD («BSA»)

Совершенно очевидно, что выпущенные по отдельности эти три альбома (Стыд И Срам, Домой! и Ангедония) надо рассматривать как один проект. Здесь Летов опять выступил как выдающийся продюсер. И снова – творческий летовский биполь, где роль «огня» взяла на себя Янка Дягилева. Все это очень свежо и одновременно трагично. Вся музыка как бы полыхает, горит, обжигая слушателя, что для тинэйджера сродни освящению во взрослые. То, что делал и делает Летов со своими друзьями, не сделает ни семья, ни школа, ни церковь. Есть тут что-то от Андреева, Достоевского: «душонку детскую растоптать…», «ручонками-ручонками…», «а кишочки-то красненькие, а глазенки-то голубенькие…». Рекомендуется всем тем, для кого ни мамка, ни папка уже не авторитетлые вы все, уйду я от вас…

С. Жариков, «Загубленное детство» (Москва) № 2, ноябрь 1999

сравнения.

Стыд и срам (электр)

 

Альбом можно оценивать по-разному, смотря с чем его соотнести. По сравнению с «Ангедонией» и «Домой» - несомненно, шаг вперёд. Электричество добавлено без фанатизма, гитары не забивают голос Янки, а очень даже удачно его оттеняют. В песнях не из последнего альбома - вообще ничего лишнего. Это можно слушать, и это хочется слушать, в отличие от предыдущих летовских извращений. Но, с другой стороны, существует акустический «Стыд и срам», откуда взята половина материала для «Стыда и срама» электрического. Разница - не в пользу последнего. Летов зачем-то увеличил темп записи (или так случайно вышло?), а также перестарался с фильтрами на низких частотах. В результате голос Янки звучит как-то более раздражённо и менее выразительно. Хотя, конечно, «эту песню не задушишь, не убьёшь» - всё равно с первой же ноты берёт за душу и не отпускает. Но без оригинальной, акустической записи невозможно прочувствовать, что Янка переживала, что хотела сказать... И совсем уж неуместен длинный и нудный проигрыш в конце альбома. Но это уже мелочи.

Forion, 2003
http://polkorolev.hostwm.ru/

 


ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД