РЕЦЕНЗИИ на альбом "Домой!"


  "Коммерчески успешно принародно подыхать
  О
камни разбивать фотогеничное лицо
  Просить по-человечески, заглядывать в глаза
  Добрым прохожим
  О, продана смерть моя, продана"

Странно, что строки эти написаны и спеты много лет тому назад. Сейчас они могли бы быть циничным рецептом для начинающих продюсеров. Неудобная мысль лезет в голову: а если бы ... И как бы сейчас... Сравнивали бы. Пугачева, Земфира, Чичерина, "женский" рокопоп. Клипы... Невозможно! "Домой"! Недавно вышла видеокассета, где собраны выступления Янки. Череповец, 1990. "Харизмы" - в сегодняшнем понимании - нет. Есть другое. Сосредоточенность. Спокойствие. Знание. А на пластинке - еще и безумная энергетика. И вещи, которые могли бы стать - как бы это сказать - "хитами". Не стали. И не нужно.

  2000-05-06, Григорий ШЕСТАКОВ ( ЗВУКИУ )


Короткое примечание промежду прочим: русско-немецкие словари - дерьмо и для перевода названий групп и пластинок совершенно не подходят! Поверьте мне: я сижу тут и обуреваем сомнениями... Когда-нибудь, наконец, придет время, русские проснутся и как минимум будут прилагать переводы на английский, как это, например, происходит по умолчанию с польскими пластинками. Но мне, возможно, поможет то, что сейчас два компакт-диска Янки заедут под лазерный луч.

Первый - Домой!.* Переводится примерно как "nach hause" и представляет собой совместную работу с ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ Егора Летова, который также определяет музыкальный стиль этого компакт-диска и который поет дуэтом с Янкой. Шумная, но очень чувственная и меланхоличная музыка лишний раз подчеркивает хрупко поданные тексты Янки. Название абсолютно подходящее: если вы вспомните состояние тоски по дому, то это как раз настроение этого CD. И если существует "русская душа", то именно здесь она обращается к вам. Янкин голос излучает такое спокойствие, мягкость и одновременно силу, что у меня мурашки постоянно пробегают по спине. Без размышлений я поставил бы ее на ту же ступеньку, где находятся Нико и Mарианна Фейтфул - при том, что все три имеют самостоятельный и необычный стиль. Извините, имели - потому что Янка (р. 1966) покончила с собой летом 1991 г. Оценочная шкала - маскимальные 6 баллов.

  Карстен Воллмер
"Ox" (Эссен, Германия) №37/1999
Перевод Олега "Берта" Тарасова

* второй - Красногвардейская (см. рецензию)



О настоящей рок-легенде и просто хорошем человеке, каким, без сомнения и была Яна Дягилева, писать можно очень много. Внешне она походила на Дженис Джоплин, балладными распевами – на Джоан Баэз, фольклорными интонациями – на Боба Дилана. И в то же время Я. Дягилева была непохожа ни на кого. К сожалению, в отличие от других действительно гениальных людей, ее не признавали ни при жизни, ни после смерти. Ее песни, всегда грустные и злободневные, чем-то сродни старым русским национальным напевам. Яна пела про нас всех, простых людей, и про наши проблемы. Она не умела врать, льстить и подстраиваться под богатую аудиторию. Она не умела делать деньги на сцене, поэтому и осталась неизвестной.

Яна была очень хорошей подругой Егора Летова (ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА), много песен они исполняли вместе, в частности, композицию «Деклассированным Элементам» с альбома "Домой!". Вообще, в творчестве этих двух людей много общего, вот только песни Яны более грустные. В своих стихах певица сама себе вынесла приговор: «В тихий омут буйной головой». Она и покончила с жизнью, бросившись с моста*…

В альбом "Домой!", записанный в 1989 году, вошли лучшие из ранних работ Я. Дягилевой.

Коммерчески успешно принародно подыхать, **

Просить по-человечески, заглядывать в глаза

Добрым прохожим…

Продана смерть моя, продана…

Ее смерть не была продана никому и ни за что. Ее музыка не была похожа ни на кого, разве что можно сравнивать только с такими лучшими западными коллективами альтернативного рока, как THE CRANBERRIES, RADIOHEAD, SORROW и ELBERETH.***
Альбом "Домой!" выпущен в прошлом году на аудиокассетах неизвестной отечественной студией «Звукореки». Если повезет, можно купить и другие альбомы Я. Дягилевой, выпущенные этой же студией, – "Ангедония" и "Стыд И Срам", ничем не уступающие ее первому сборнику.

Столетний дождь…

Резиновый сапог в сыром песке

Глаза стоят на ржавом потолке

И строчишь**** сгоряча веселый бред,

Сцепились, хохоча, колечки бед.

Столетний дождь…

Над пропастью весны собрались сны

И ранние глотки большой тоски

Ногтями по стене скребет апрель

Как будто за стеной растут цветы

Как будто их увидеть с высоты.

Столетний дождь…

Сто лет прожили мы – готов обед

Из мыльных пузырей сырого дня

Из косточек разгаданных стихов

Из памяти с подошвы сапогов*****

Просоленный кристаллами огня

Столетний дождь…

По тихой полосе бредут слова

И рушится измятая листва

Исполнен предпоследний приговор

Все взносы за апрель вознесены

И сны висят над прорубью весны.

Столетний дождь…

«Огонек», 1996

ез комментариев.

** Здесь пропущена строчка «О камни разбивать фотогеничное лицо».
***Особенно если учесть, что все эти группы появились гораздо позже
****У
Янки: «истрачен сгоряча весёлый бред».
*****В тексте, опубликованном в сборнике «Русское поле экспериментов» эта строчка пропущена.

 


Домой!

Янка Дягилева успела всего за несколько лет стать культовой фигурой русского поэтического рока. Ее можно сравнивать со многими – внешне она напоминала Дженис Джоплин, балладными распевами – Джоан Баэз, фольклорными интонациями – Боба Дилана. И в то же время Янка была не похожа ни на кого. В ее песнях, как в зеркале, отразилась радость и боль загадочной русской души.

Альбом Домой! Был записан Янкой Дягилевой в 1989 году и включает лучшие из ее ранних работ. Издается впервые.

Вкладка к MC  «Звукореки», 1995 г.


Домой!

Тексты и мелодика абсолютно всех песен настолько сильны, что каждая из них могла бы претендовать на то, чтобы стать хитом. Разумеется, хитом не в том смысле, что звучит из каждой машины, каждого окна и распевается на всех углах абсолютно всеми, а, скорее хитом - визитной карточкой. Собственно говоря, так, наверное, и происходит: с первых нот, с первых аккордов янкины песни всегда узнаваемы. Альбом оставляет после себя совершенно иное впечатление, нежели Ангедония. Там последние две вещи почти начисто стирают все эмоции, возникшие от первых песен. Здесь другое. Запоминается каждая из композиций, зацепившая чем-то своим: либо цепью ассоциаций ("На черный день усталый танец пьяных глаз, дырявых рук, второй упал, четвертый сел, восьмого вынесли* на круг..."), или ревущим саундом ("Продано"). А есть песни, которые просто пугают. Невозможно, например, представить себе, что песню "Полкоролевства", которая дарит нам столько тепла, любви и какой-то беззащитности, и идущую следом "Я Стервенею" написал один и тот же человек. Такой потрясающий контраст между мягкой лиричностью первой композиции и агрессией второй приводит в состояние шока.

В альбоме нет резкого перехода между собственно песнями и более монументальными композициями. Разнообразие аранжировок и саунда при достаточно ограниченном количестве инструментов и разных студийных эффектов - все это не позволяет выделить что-то отдельно и воспринимать как центр, как кульминацию альбома. Скорее, внимание слушателя переключается здесь от одной стороны жизни к другой, от песни к песне, и, все же, самый яркий след в памяти оставляют "Крестом И Нулем", "Продано" и "Домой!", в которых, кажется, боль буквально перехлестывает через край, и поются они практически на пределе...

Нет, не протестует Янка против особого резона, где "...все с молотка" и где волей-неволей приходится "коммерчески успешно, принародно подыхать". Протест здесь, скорее, внутренний, неприятие всего окружающего кошмара своей душой, от чего, как это ни ужасно, ничего в этом мире не изменится. Как реакция появляется или сарказм ("Я Неуклонно Стервенею"), или уход в себя, временное успокоение ("Полкоролевства"). Такое впечатление, что весь альбом - выражение боли в различной ее степени.

Настя Бартенева, FUZZ, 28/1995

*у Янки: восьмого вывели на круг


ЯНКА : Home!

It's strange that the lines of one of the songs were written and sung so many years ago. Today they could serve as a cynical recipe for starting producers. And that's when it becomes awkward to picture it if it were applied today- if only they would compare it once in a while. Recently a videocassette was released with a collection of Yanka's performances from 1990. There is no longer any more "Charisma" in today's sense of the word, but there is something else- something more concentrated than today- calmness. Knowledge, and her unbelievable energy. The songs that could have become "hits" didn't become them. But then again, they probably didn't need to.

  7.05.2000, Анна Арутюнян ( ЗВУКИ РУ )


 

Домой!

Альбом записан тогда же и теми же людьми, что и "Ангедония", и обладает всеми достоинствами и недостатками этой записи. И моё личное впечатление от обоих альбомов практически одинаковое. Разве что в крапления акустических записей в альбоме "Домой!" звучат удачнее, чем в "Ангедонии"...

Forion, 2003
http://polkorolev.hostwm.ru/

 


 

Ангедония (1989)

Домой! (1989)

 

Первые «нормальные» электрические альбомы. Оба записаны вместе с четырьмя ОБОРОНОВСКИМИ, поэтому на них лежит как бы некое звуковое подобие. Я задействован в качестве продюсера, аранжировщика, звукотехника и, в ряде случаев, в качестве музыканта (бас, гитары, шумы). Раздражающую меня этакую весьма скорбную, пассивную и жалкую констатацию мировой несправедливости, так заметно присутствующую в Янкином материале и исполнении, я решил компенсировать собственной агрессией, что в той или иной степени, как мне кажется, и удалось. Возможно, в результате возникло не совсем ей свойственное (а, может, и совсем несвойственное), зато получилось нечто общее, грозное и печальное, что в моем понимании – выше, глубже, дальше и несказанно чудесней изначального замысла. Я крайне доволен тем, что все-таки родилось путем сложения наших, может быть, и противоположных, векторов. И я еще раз повторюсь: все громче и чаще раздающиеся в последнее время многомассовые нарекания в мои тщедушный адрес, – что, мол, я изгадил янкины песни, чересчур ужесточив и испачкав «аккомпанемент» и общее звучание, – я думаю, правомерны и сугубо справедливы. Да, я внес в ее песни несвойственную ей жестокость. Но посмотрите, – что же все-таки из этого вышло, – какой залихватский, вопиющий и нежданно-негаданный результат!

В заключении хочу сообщить, что в эти альбомы вошли вкрапления из Янкиного тюменского бутлега Деклассированным Элементам, что, на мой взгляд, их только усилило и украсило.

 

Е. Летов. «Контр’Культ’Ура» №3/1991

 


«Ангедонияомой!» - 1989, (Гроб Records)

Продюсер и звукоинженер - Егор Летов.

Нижеследующие экзорциссы представляют собой попытку рецензии на эти два альбома. И, поскольку оная попытка многим может показаться не совсем правомочной, позволю себе небольшое введение, в смысле - обоснование.

Что представляет собой любая рецензия (а шире - всякое умствование) на рок-альбом или любой другой продукт этой сферы духовного производства? Прежде всего - сведение многозначного (т.е в данном случае - альбома, кстати, наверняка, его можно назвать в данном контексте и художественным образом, сокращенно ХУ ) к однозначному (т.е сследовательскому тексту).

ХУ в рок-музыке многозначен вследствие уже самой своей структуры и апосеологически, поскольку являет собой единство смысла субъективного (что вкладывает в него сам создатель), и объективного (как понимают его слушатели) и онтологически, поскольку это продукт синкретического искусства, где смысл возникает на пересечении музыки, текста, визуального ряда и т. д , существуя в системе «знак-символ». То есть рок-н-ролльный ХУ.0 в принципе не может быть сведен к какому-то одному смыслу. Тем не менее существует и развивается рок-журналистика, реализующая себя в системе «знак-понятие со строго ограниченным объемом» Означает ли все вышесказанное, что она не имеет права на существование? Разумеется, нет. В виду той простои причины, что оная рок-журналистика (да и рок-эстетика, если таковая появится) и не должны претендовать на полное объяснение ХУ, обнаруживая и реализуя в тексте лишь один из возможных аспектов его, точно так же как никакое ограниченное число слушателей не является достоверным критерием ценности произведения, и точно так же как сам автор не является единственным источником своего творения.

Т. е., возвращаясь к конкретике, в мою задачу может входить лишь интерпретация (одна из многих возможных) этих альбомов, но никак не полное их объяснение. Эта задача (полного объяснения) может быть решена, да и то не абсолютно, лишь на пересечении нескольких работ, одна из которых представляется сейчас вашему вниманию (если, конечно, она заслуживает этого).

Итак, перед нами два альбома "Ангедония" (видимо, психологический термин означающий отсутствие желания жить) и "Домой", принадлежащие одной исполнительнице и спродюсированные, записанные и сметанные одновременно одним и тем же человеком. Уже эти, чисто внешние, причины дают нам право назвать их «двойником», т. е. единым альбомом из двух частей, даже если сами авторы их так не мыслили, все равно, на уровне подкорки перекличка присутствует. Но, разумеется, одного внешнего не достаточно. Поговорим о внутреннем единстве (если оно присутствует), т. е. о концепции.

Отметим сразу крайнюю неразработанность этого понятия в отечественной рок-журналистике. А точнее - отсутствие более или менее законченных попыток его определения. Ввиду этого позволю себе дать свое собственное, заранее с благодарностью принимая все критические замечания. Итак, концепция - это, с одной стороны, некая проблема, которая в той или иной степени решается в номерах данного альбома, а с другой - ответ на нее (проблему), который проявляется при восприятии всего альбома, т. е. не сводим к какому-то одному его элементу. Под элементами здесь я понимаю не только песни, но и название, и обложку, и эпиграфы. Концепция является не только сознательной, но и (может даже в большей степени) бессознательной установкой автора, ввиду своей (как и всего альбома) многозначности.

Таким образом, если сказано, что эти два альбома представляют собой две части единого целого, нужно доказать, что в них решается какая-то единая проблема. И этому условию "Ангедония"/"Домой" - удовлетворяют вполне. Здесь делается попытка определить положение в «обществе развитого социализма» «деклассированных элементов», т.е. людей, принципиально с ним не совпадающих и рефлексирующих по этому поводу (хотя это, кажется, одна из характеристик несовпадения - «винтик» о своем месте в механизме задумываться не должен). Две части демонстрируют два способа осознания этой проблемы («извне» - мир, в котором я нахожусь, и «изнутри» - я в этом мире.

Разберемся поподробнее. "Ангедония" открывается простым и ясным положением
«Нас убьют за то, что мы гуляли по трамвайным рельсам»
Далее идея развивается что есть в таком мире человеческие качества, чувства («От Большого Ума», «Берегись», «Рижская»), даются великолепные зарисовки («Медведь Выходит», «Декорации», «Гори, Гори Ясно») и, наконец, вывод - «Ангедония», alles genuk, нельзя жить в этом кошмаре.

Стоит отметить отличный mix. Если в начале 60-х Спектор строил «стену звука», то сейчас Летов сооружает что-то вроде «лавы звука» Ударные, которые вносят структурность, убраны назад. Впереди - бас и скрежещущая, воющая, шуршащая гитара. Торжество энтропии. Когда включаешь на полную громкость, ЭТО начинает ползти на тебя, подавляя и засасывая. Саунд отлично дополняет концепцию алогичный, липкий, ползущий, засасывающий мир.

Та же атмосфера на второй стороне. Хоть жить и противно, и не нужно, жизнь продолжается помимо твоей воли. "Домой" демонстрирует нам эту жизнь в сингулярном плане. Вначале общий фон «На Черный День», затем детально, через «мы» («Деклассированным Элементам», «Продано») и через «я» («Полкоролевства», «Я Стервенею», «Рижская»). И каким же оказывается место такого рода личности (и личностей) в такого рода мире? Да разумеется - одиночество. Тотальное, галлюцинирующее, чреватое суицидом одиночество. Выхода нет. Строчка в последней песне «Домой» своей иррациональностью подчеркивает безысходность. Куда, домой? Здесь наша Родина, сынок.

Вполне понятный вопрос и не менее понятный ответ, к которому я полностью присоединяюсь. Концепция присутствует и ясно реализована.

Качество записи, по сравнению с предыдущими работами Летова, заметно возросло, что объясняется, видимо, АУКЦЫОНовскои порто-студией. Все, что нужно, слышно. И фрагменты «индустриального хэппенинга» вполне в кайф.

Касаясь инструменталистов. Похоже, что древний принцип «Дворец строится из тех же кирпичей, что и хижина», продолжает действовать, и время для ГрОба летит незаметно. Но это так, брюзжание. На своей территории (панк-рок) они вполне неуязвимы.

Своеобразны соло Джефа. Что-то среднее между колокольным звоном и балалайкой. Как жаль, что люди с такой головой лишены возможности адекватно воплощать свои замыслы в жизнь (это относится и к Летову).

Барабаны, как уже было сказано, отведены назад, поэтому рассмотреть их внимательно не представляется возможным. Там же, где они слышны (тюменские записи), все так элементарно, что сказать опять-таки нечего.

Но в целом, все - в кайф. Это - панк, и стилистика соблюдена полностью.
Теперь выводы. Что же в конце концов из этого следует. Что за альбом мы получили? Здесь автор опять возвращается к выспренности. Это - отличная панк-лирика. Раньше у нас был один рациональный Летов, логично доказывающий, что жизнь - говно. Теперь появилась эмоциональная Янка, говорящая то же самое, но на более чувственном уровне. У медали сибирского рока появилась вторая сторона.

Нужно отметить еще одно достоинство Янки. У нее чисто женские стихи. Немногие наши рокерши (ко всему тому, что большинство из них носят этот титул явно незаслуженно), могут похвастаться этим «Ты увидишь небо, я увижу землю на твоих подошвах» может сказать только «она», никак не «он». А «Рижская»? Дай ей Бог дальнейших успехов.

И. Ван

От издателя (А Разумов):  *

Необходимо отметить, что рецензия на Ангедониюомой была написана задолго до трагического события в мае 1991. Автор передал рецензию непосредственно самой Янке и получил от нее одобрение и подтверждение о совпадении точки зрения И. Вана с собственным восприятием альбома. Так что что никак не заметки по поводу.

Томск, 1990 г.

* Данный текст А. Разумов прислал в машинописи Е. Борисовой несколько лет назад без всяких указаний на источник и авторство.

 


ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД