Юлия Стерехова
Стоит отметить, что по наблюдениям различных слушателей и критиков, в последних своих работах Ю. Стерехова отошла от подражания Янке, зато все сильнее заметно интонационное сходство с О. Арефьевой.
Помимо исполнения собственных песен играла в группе ЛАЙДА после того, как группа перебралась в Воскресенск. В последние годы из группы ушла по семейным обстоятельствам, но эпизодически участвовала в концертах ЛАЙДЫ (подыгрывала на гитаре). О ее собственных проектах также ничего не известно. О ЛАЙДЕ и Стереховой много на laida.by.ru
Юля Стерехова (Московская обл, г. Воскресенск.) с сыном Василием, лето 2002. Фото А. Маркова
Недавно стало известно и о распаде группы ЛАЙДА. Цитата из письма:
«Толик Харитонов (САДЪ, WOLAND) недавно ездил в Москву и много общался с Оксаной. Она сейчас активно участвует в предвыборных кампаниях (занялась политикой), организует PR каким-то депутатам... С деньгами у неё стало намного лучше, но на занятия музыкой нет времени совсем... Настя теперь - профессиональный кинокритик, работает в русской редакции французского журнала «Жалюз», рецензирует фильмы. За одну рецензию получает от $70 до $100. Очень довольна. Вова Панов (бывший гитарист ЛАЙДЫ) поступил в консу, теперь играет только классику. Бывшая контрабасистка Екатерина Орлова теперь играет у Рады...
Вот и вся ЛАЙДА...»
На фото – Оксана Григоренко, 2001 г., фестиваль «Сильный потолок».
В дискографии Юли Стереховой известны следующие записи:
«Аку-рок-ДВА» (1994, Москва) - фестивальный сборник, выпущенный на кассете А. Марковым (самиздат). Включает в себя 2 песни Юлии:
Мы танцевали на моем лице
Приди сюда, когда меня не будет, И ты поймешь, как я смогла Возьми, что хочешь, мне уже не нужно Мне уже не больно, не как вчера Посиди один, как я у окошка Закрой глаза, и может, вспомнишь Как мы танцевали на моем лице Мы танцевали на моем лице В пьяном угаре мешали с планом Вот это был праздник Залезь во все дыры, выверни карманы Сломай гитару и порви стихи Я часто от скуки здесь умирала Твой глупый бред меня лишь позабавит Это повод для сплетен порядочным стервам, Неуместная жалость рваным нервам Мы танцевали на моем лице Мы танцевали на моем лице В пьяном угаре мешали с планом Вот это был праздник В темной комнате шаря руками по стенам, Искать выход и не находить По лестнице вниз, вцепившись в перила, Добраться до дома и не позвонить Ты не поверишь, как бывает больно Оттого, что вчера не повторить Ведь мы танцевали на моем лице Мы танцевали на моем лице В пьяном угаре мешали с планом Вот это был праздник Тебе не понять, как его жалкий вид И растерянный взгляд мне укором стал И глядя в пустоту ненавидящим глазом, Пощечиной тишина обернулась И стены, словно живые убийцы, Топили крики, рвали в клочья И мне казалось, что в мире нет света, А солнце в бредовом сне приснилось Ты не поверишь, что значит одна, И не узнаешь, как сходят с ума Ведь мы танцевали на моем лице Мы танцевали на моем лице В пьяном угаре мешали с планом Вот это был праздник Ты пойми, ведь я била, а оно любило И своею верностью меня бесило И живыми глазами потом косило И по свету следом за мной ходило А утром осталось дурное похмелье И глупое чувство, что все поправимо Но мы танцевали на моем лице Мы танцевали на моем лице В пьяном угаре мешали с планом Вот это был праздник Мы не скоро устали, мы так смеялись, А когда очнулись, ничего не осталось, Ни добра, ни зла, ни смысла жизни Каблуки, как ни странно, все уравняли Просто было депрессивное время года, Просто вышло ужасное время суток Ты развлекался, мне было так больно Ты ушел, а я наедине осталась С моим бедным лицом С моим мертвым лицом
Я стояла в дерьме, закрывая лицо…
Я стояла в дерьме, закрывая лицо Ты так больно хлестал меня плетью из слов А потом я бежала, не помня куда, И его повстречала не помню когда А он мне говорил - я еще молода И случается в жизни побольше беда И так сладко он пел, что хотелось блевать Он меня пожалел, а потом начал рвать Я кричала - добей, иль хотя бы уйди Он тащил за собой и советом травил И я стала ползти, чтоб никто не нашел Так мне жизнь возвратил милосердный козел
«Юлька Стерх», 1995, записано АВМ в Воскресенске
Состав: АВМ - гитарки, басы, Джон - бонги, Марго - скрипка, Женька - дудка. Список песен:
1. Как к напрасным словам
Как к напрасным словам как к непрошенным гостям Непредвиденный шаг непридуманный смех (снег?) Ни вперёд ни назад наизнанку напролом Посмотрела в глаза и увидела себя В незнакомых домах на чужом языке В жёлтых линиях сна торопилась к весне Променяла без труда четыре стены На четыре стороны и пошла по камням По битому стеклу по выжженной траве Не прогнали бы вон не признали б своей От любви да не забыть не прощаться не простить Отыскала наконец да с собою не взяла И никто не узнал что несла в рукавах Что таила внутри как вставала по утрам Как прошла по воде удивляя небеса Позабыв обо всём растворилась в дожде По иссохшим губам по плечам и рукам Смыл потери и страх обратил слова в прах След обид на щеке звук шагов за порог Всё исчезло к утру всё узнала наперёд
2. Семь ветров (Пусть они)
В моём тёплом крае зима на дворе Поспешат мои птицы к тебе на заре Пусть они напомнят тебе Пусть они расскажут тебе обо мне В моём светлом доме — ночь на порог Поспешит моё ясное солнце к тебе Пусть оно напомнит тебе Пусть оно напомнит тебе обо мне Если будешь в смертельной тоске Семь ветров своих верных пошлю я к тебе Пусть они охраняют тебя Пусть они напомнят тебе обо мне В горький час не молчи ты — кричи Я услышу поверь и надежду пошлю я к тебе Пусть она успокоит тебя Пусть она напомнит тебе обо мне И когда станет здесь темно Отпущу я счастье своё далеко Пусть оно поспешит к тебе Пусть оно напомнит тебе Пусть оно расскажет тебе обо мне
3. Что такое любовь
Когда багряный закат завершит конец дня(?) я не буду жалеть о нём Я запомню лицо я узнаю тебя но ты будешь дальше другим(?) Ведь ты знаешь слова ты можешь так а можешь наоборот Даже можешь забыть можешь заболеть а можешь умереть В самый неподходящий момент Но ты никогда не узнаешь И я никогда не поверю Ты никогда не запомнишь И ты никогда не поймёшь Что такое любовь Гранитный занавес не понимая(?) рука погружённая в стыд(?) И я буду видеть твоё присутствие в танцах на грани весны Я не верю тебе я не знаю здесь и не знаю наоборот Я могу забыть могу заболеть и могу даже умереть В самый неподходящий момент Но ты никогда не узнаешь И я никогда не поверю Ты никогда не запомнишь И ты никогда не поймёшь Что такое любовь
4. Как повелось
Как повелось как сбылось Думалось возвратилась Грохнуло обернулась Сгинуло растворилось Ехала побледнела Вздумалось надоело Тронулось разлилося Вздрогнула отлетело Видела не познала Каялась не успела Пили но было мало Плюнула развязала Штопала расходилось Верила обманулось Резала не срасталось Кажется не проснулась Встретилась и рассталась Кликала не дозвалась Может быть всё приснилось Вспомнилось и простилось
5. Не был бы белым
Не был бы белым не было б заметно Тёмные пятна, тёмные пятна Не был бы лёгким не разметало бы По небу за гору до горизонта Не было б больно не пили бы горькой Не знали бы страха не звали с собою Холодно босому. Северным ветром Верь рваному(?) сердцу оно не обманет А было бы весело как на прощание Поступью вспомнили что не успели И не заметили тень на пороге Играя у края смертей и бессмертий Не был бы белым Не был бы лёгким Не было бы больно
6. Утонет шепот в голосах
Утонет шёпот в голосах. Не умещается В карманах продолжительность ночей Немые сцены предвещали белым простыням покой И поутру приснилось детство Не в силах исправить течение времени Я собираю лица и встречи Я вижу всех я верю их теплу В наших движеньях царит безысходность Наши слова — отходная молитва Печален наш приют Где-то за краем смерти печаль И где-то за болью разлуки любовь (?) Там реки впадают в моря Как приговор(?) секундные стрелки. Я вижу отраженье Своего лица в осеннем мокром синем небе Уставший день упал на плечи. Проникнет холод внутрь И чёрный ангел машет мне крылами Протяжным смехом разлилось. Я оставляю отпечатки мёртвых губ На пожелтевших мёртвых листьях И твой костёр гореть невинным (?) Твой грохот поездов уносит прочь мои ошибки И признания в любви Погасит свет слепой инструктор Не выдержал проект нагрузки Сломалась жизнь Заплакал тот, кто знал. До нитки Промок на пустыре блокнот — ушли друзья и телефоны Осталась боль воспоминаний. Лишённый смысла взгляд Уловит ощущенья бесконечности. Прибой. Автобус шёл, звенели стёкла Кондуктор раздавал билеты И дома будут ждать звонка
7. Единожды солгав
Единожды солгав не сможешь оправдаться Единожды купив не сможешь откупиться Если кто и достоин тепла это будешь не ты От ума до беды от спасенья до гнева Уходить уходи все открытые двери Я забыла твой взгляд ровно десять минут назад Я возвращаюсь к тому кто ждёт меня За закрытыми дверьми На обрушенных мостах Ночь на перекрёстке безлюдном Совета просить у молчащего камня Не впервой разменивать жизнь И с безупречной точностью Направо к одиночеству Но если кто и достоин тепла это буду не я И в пределах невозможности Оставаться в рамках разумности Сомневаясь в собственной нужности Человеком без имени-прошлого С необъяснимою лёгкостью Возвращаться к тем кто ждёт тебя За закрытыми дверьми На обрушенных мостах За закрытыми дверьми На затерянных мирах
8. Ветра
9. Знаешь…
10. Шумели травы
Шумели травы шелка стелили Да и степь без края глаза росой Да каркал ворон собаки выли По бездорожью босой ногой Длинной дорогой по головам нескошенным Потрескались губы стон затерялся Сказалась привычка хранить молчанье Многолетней учёбы у зим и лет Бесконечны очереди за лекарством От бессонниц и одиночества Пойду за тобой без страха и почестей Да только ты пожалей меня Не сойти б с ума не порвать бы струны Не остаться б в травах и дождаться б дня Высушить слёзы под рассветным солнцем И прошлому небу отдать себя Шумели травы шелка стелили Да степь без края глаза росой Да каркал ворон собаки выли По бездорожью босой ногой Безжалостный ворон мне напророчил И призраки гнались за следом вслед В холодном бреду теплоту истратив Безумную застал рассвет В холодной горячке в страшном бреду Билась о землю хваталась за камни Сокровенное выливала наружу Земля впитала да ветер подслушал Да заплакал дождь замочило одежды Замело глаза речным песком Брела усталая не видя дороги Проклятой степью да босиком А ты не плачь — помоги уйти От бессониц и одиночества Пойду за тобой без страха и почестей Да только ты пожалей меня Пожалей меня
11. Весенний бег
Весенний бег покрыл земной уход Затерян след ушла пора прощать И новый день не даст тебе тепла Затерян до безумства откровения Здесь был твой дом — в нём предали тебя Дождаться стука не хватило сил Ты нёс огонь — в руках твоих зола Так жди веками позволенье обрести Запрятан ключ а дверь не заперта На праздник боль а в будни запах тел Ушло тепло в былые времена И можно помнить заповедные слова Грехи отцов проклятьем на детей За то что тайну снов не сберегли Прошла бы рядом мудрость старика Да кто здесь вспомнит что он говорил В былое время… Так и жизнь прошла На нашем месте новые влюблённые Но солнце вот уже который год Не помнит как встречая(?) согревать
«Отчет о недоделанной работе» АВМ 98-99, записано в Воскресенске
Сборник, рецензировался Е. Борисовой в «Осколках» (см. рецензию после дискографии и текстов песен). Песни Стереховой:
1. Домой (не кавер Янки!)
Разбивая в кровь ноги с силой стиснув зубы успеть вернуться домой До того как реки обернутся вспять до того как обрушится небо грозой Как смешает время жизнь со смертью Воду с солью солнце с пеплом Родилась у истока самых быстрых рек прокладывала путь по мёртвым лесам Где не хаживал зверь не ступал человек страшным именем назвалась Добралась до меня по тонкому льду Последней весною разлилась бедой Мне теперь не дойти к тебе не вымочив ног Не хлебнув горьких вод Что же милый натворил ты Как же сердце моё ты с собой забрал Да в пути позабыл Без вины наказал Домой Зализывать раны успеть вернуться домой Домой Зализывать раны успеть Вернуться домой Домой
2. Облом
Видеть Капли дождя на руке налегке Выйти Чтобы уже никуда не дойти Вспомнить Через свои руки во сне через покой через покой через силы Проходить стороной у опушки теней Через время И расстояние в ожидании Видеть как долгожданное солнце взойдёт как обычно и для кого(?) Опоздать на последний поезд домой Только Соль на губах только дождь породнит (?) Стало Тело мало порвалось на груди Терпкий дым топором липнет боль На руках глаза выйдет свет просто так (?) Опоздать на последний поезд домой Тихо Щели в полу заскрипят под ногой Долог Путь до двери на ту сторону На последний поезд домой
3. Новая весна
Ветер стихнет золой поутру Долгим бегом к весне от весны Не простился вышел за дверь Лёгким шагом к новой любви В обход от коварных глаз Горсть земли на удачу в карман Забери меня добрый друг В свой поход по лезвиям рук На прогулку по лестнице в небо Расскажи как встречают спиной Как идти на последний бой Как выжить в последнем бою Будет новая весна Будет много воды море слёз Будет миг как последний раз Как печальный последний вздох Как прекрасен последний прыжок В объятия вечной любви На распятьи далёких холмов Чёрные пляски теней Ворохом листьев в костёр Корень(?) подарит мне боль Белый дым унесёт меня Где я не была никогда Ветер стихнет золой поутру Будет новая весна Будет песня длиннее чем жизнь
Запись 1995 года, из архива А. Маркова
1. Как к напрасным словам
2. Домой
3. Не был бы белым
4. Облом
5. Утонет шепот
6. Новая весна
7. Единожды солгав
8. Как повелось
9. Пять условий полёта
Пять условий полёта одинокой птицы Да четыре держателя ветра по краю Было странно видеть себя не здесь Обвести вокруг пальца обвязать вокруг сердца Да порвалася нить лишь раскинула руки Было странно видеть себя не такой Ты только крылья мне не обломай Отпусти меня дальше чем сможешь увидеть Я вернусь к утру Но уже совсем другой Сном из прошлой жизни меж землёй и ветром Да жестоким паденьем окрасилось небо Камнем вниз злая судьба становиться собой И ни саван ни сон не укроет от глаз Не пришлась ко двору нагостилась за час Верный сказ о жизни и смерти имя моё И с лёгким сердцем в заоблачный край А ты там не был так и здесь не встречай Я вернусь к утру Но уже совсем другой Я вернусь
10. Пусть они
11. Что такое любовь
Неизвестная запись, из архива А. Маркова
1. Жили-были
Жили-были начало от хлеба да соли Некоторым неважно за тридевять некому До края не вышло для смеха не жалко для памяти мало Лиха беда начало то что было то пройдено Коротко ли долго дорога кончается И слепо по свету у краешка встретимся Все были неправы что навеки расстанемся На пересеченьи в сплетении времени Ни небом ни ветром ни быстрым течением Ни диким зверьём ни белыми крыльями Ни млечным путём ни вешними ливнями Ни деревом-травой ни воздухом облаком Ни светом-лучом ни звуком ни песнею Ни песнею
2. Пусть они
3. Шумели травы
4. Утонет шепот
5. Не был бы белым
6. Пять условий полета
7. Как повелось
8. Разгулялась весна
Разгулялась весна незвано-негаданно То-то так было мне весело к вечеру Не понадобится рубаха белая новая Не прочесть имена что навек стали золотом Как всю ночь заметало — к утру вовсе замело Кто под вечер ушёл — не вернуть не найти следов Отрезала по моде косу с русым волосом Что ж теперь горевать и скалиться попусту Тише слышь не гневи не буди лиха тихого В тишине до краёв не по делу но допьяна Это только казалось что сделано накрепко А как шуткой всерьёз так отрезано по сердцу Кто вошёл нынче — взял не лицом не походкою Всё сошлось поутру разглядела не прогнала А про сон умолчу — толкование грустное Не гадай по весне — не наплачешься осенью!
9. Весенний бег
10. Проводы любви
А ты не вспомнишь меня ну и что ж Я давно не верю в разговоры всё ложь А к вечеру так захотелося жить Не дотянуть до утра А ты не узнаешь меня через год Кто плывёт по теченью не нужен им брод Если нету морей так нет кораблей Откуда ж столько дождей В моём городе речка через речку мосток Да та же канава по канаве доска Ты как хочешь это назови Забирай что успел Вот и всё что было и дело с концом Улетай же родимый лети далеко Для кого-то просто лётная погода А ведь это — проводы любви
Фрагмент из рецензии Е. Борисовой:
Юлька Стерехова. «Растет девчонка! Мне в кайф». По мне так скорее голос разрабатывает, тексты особенно не изменились – все те же «янкенизмы» в описании несчастной девичьей судьбы. Плюс – все более усиливающееся интонационное сходство с Арефьевой. А музыка понравилась, особенно гитарная партия в «Домой» - как подозреваю, сам АВМ наваял.
«Осколки», № 13/99
Группа ЛАЙДА. Слева вверху - Лиза Новикова. Внизу справа налево: Оксана Григоренко (вокал), Юлька Стерехова (вокал), Настя Белокурова (тексты)
Фото: Алексей Марков
Юля Стерехова и Оксана Григоренко. Концерт в Зеленограде 28.04.2004 г.
Настя Белокурова и Юля Стерехова. Фото А. Маркова, примерно 2003-2004 г.
Статья, в которой есть немного о Ю. Елисеевой и Ю. Стереховой: «Папоротник дает мед».
Поскольку мы не нашли ни одного интервью с Юлей, но есть интервью с Настей Белокуровой (гр. ЛАЙДА), то представляем его здесь.
Интервью с Настей Беловой*, группа ЛАЙДА
– Настя, ЛАЙДА сейчас считается московской группой, но я знаю, что вы с Оксаной приехали из Николаева. Расскажи, пожалуйста, про ранний период вашего творчества, вообще, как всё начиналось в Николаеве, ну и потом будем говорить о том, как вы переехали в Москву.
НБ: В Николаеве мы вместе учились в десятом классе, это было в 1989-м году, тогда и родилась идея создать группу, – ну, естественно, вследствие прослушивания различных команд. Тогда мы решили просто, – что я буду писать тексты, Оксана – музыку, причем до этого мы особо этим ничем не занимались. Потом мы уехали учиться в Запорожье, где два года проучились, потом была сделана первая запись, потом вернулись в Николаев, и там, на студии в Южноукраинске Николаевской области были записаны два альбома акустических, а попытки записи в электричестве как-то не получались, была работа о группой ГОГЕН, пытались что-то сделать в электричестве – тоже ничего не вышло, потом приехали в Питер, оттуда – в Москву, и как-то так сейчас и существуем в Москве.
– Вот ты сказала, что вы сразу решили, что Оксана будет писать музыку, а ты тексты, – откуда взялось такое разделение?
НБ: Да это просто очень спонтанно произошло, я до этого вообще ничего никогда не писала, это... просто так получилось – и всё. Был такой шутливый разговор, а до сих пор всё и продолжается...
– А Оксана не пыталась писать тексты, а ты не пыталась петь?
НБ: Ну, как… Оксана – нет, Оксана не пыталось писать тексты, а я тогда еще на гитаре не умела играть, – наверное, от этого и пошло, потому что Оксана умела, а я нет... Потом, конечно, я пыталось что-то делать сама, но это не для широкого круга.
– И до сих пор существует такое разделение труда?
НБ: Да, до сих пор — так это и продолжается уже семь лет. Вот в марте будет дата такая.
– Все, кто слушает ваши песни, ваши тексты — твои тексты, – конечно, сравнивают их с КАЛИНОВЫМ МОСТОМ – это неизбежное такое сравнение, от которого страдает, скажем, и Наталья Маркова, и другие исполнители, которые работает в таком русле. Скажи мне, пожалуйста, повлиял ли на тебя КАЛИНОВ МОСТ, и если нет, — то откуда такие тексты?
НБ: Где-то году в 1990-м мне попался Хлебников, я прочитала Хлебникова – на меня это произвело просто огромное впечатление, я почувствовала, что это настолько моё, что я не могу никакого доже аналога привести с кем-то еще. Начались подобные песни, ну, естественно, и тексты. Потом уже нас стали сравнивать с КАЛИНОВЫМ МОСТОМ — это было еще в Николаеве, мы загорелись идеей послушать КАЛИНОВ МОСТ, - тогда еще нас о Янкой сравнивали… Ну, на Янку вообще это, по-моему, совсем не похоже, а потом, когда мы услышали МОСТ, то, естественно, нам он очень понравился, потому что это мне лично очень близко, а насколько Ревякин повлиял – мне трудно судить... Ну, как-то повлиял, углубил, что ли всё это состояние, ощущение Хлебникова. Но я не считав, что Ревякин дал толчок для нашего творчества, потому что это всё началось гораздо раньше, чем мы услышали КАЛИНОВ МОСТ.
– А вот скажи, пожалуйста, – все эти слова хитрые ты сама придумываешь или пользуешься какими-то справочниками, какими-то источниками?
НБ: Да я не знаю. Я не придумываю ничего, абсолютно. Как получается – ток и получается, мне трудно оказать. Я так это всё ощущаю. Если там что-то есть старорусское, то это, наверное, оттого, что я все-таки увлекалось историей и потом, я считаю, любой человек должен чувствовать свои корни, и от этого все идет.
– Я подобный вопрос задавала Наташе Марковой, теперь задам тебе: возможно ли таким языком говорить и высказывать какие-то эмоции в современной жизни, живя в большом городе, – или ты сознательно уходишь от современных проблем таким образом?
НБ: Дело в том, что я думаю на таком языке, но, естественно, мне тяжело так говорить, потому что меня никто не поймет, это понятно, но когда я остаюсь наедине с собой — то я полна больше тем языком, но котором я пишу, чем тем, на котором я говорю. Но, конечно, этим языком сейчас пользоваться нельзя.
– Еще один вопрос, который имеет отношение к Наталье Марковой – когда я слушала ее и когда я слушала ЛАЙДУ, мне пришло в голову, что у Наташи песни такие... лесные, а у вас степные – буйные, беспредельные... Я знаю, что Николаев – это Южная Украина, это, в общем, степь – действительно так, или это только мое ощущение? Я всё-таки в Николаеве была только проездом...
НБ: Да, это так – дело в том, что я с четырех лет отдыхала на Кенгурской косе, в степи, и я просто, видимо, это как-то впитала с глубокого детства. Хотя когда мы ездили на Урал, тайга и горы – это всё было так же классно, как и степи, но именно степной дух в ощущениях остался с детства.
– А название ЛАЙДА – насколько я помню, ты мне объясняла – это лесное озеро, откуда такое несоответствие?
НБ: Нет, лайда – это вовсе не лесное озеро, тут какая-то вышла ошибка, я не помню, как мы это тебе объясняли и когда. Дело в том, что существуют два значения слова «лайда»: первое – это место, которое во время прилива рек затапливается водой, а во время отлива высыхает, т.е. протока, и ручей, либо какая-то узкая маленькая река, впадающая в большой водоём, т.е. либо в море, либо в озеро, либо в большую реку — это чисто сибирское слово, оно употребляется там. Когда мы были на Урале, мы увлеклись всякими сибирским, шаманскими сказаниями, сказками, преданиями — и там это название как раз и появилось, потому что до этого мы назывались по-другому.
– Это просто потому, что слово красивое, или все-таки оно кок-то соответствует вашей музыке, именно значение этого слова?
НБ: Ну, во-первых, слово красивое, во-вторых – что-то в этом есть символичное, потому что я очень люблю реки, я их чувствую — и Оксана тоже – и все, что связано с водой... видимо, как-то это всё имеет смысл. На Урале появилось такое слово — это Оксанка как-то утром проснулась и сказала: «Слушай, а почему бы нам не назваться ЛАЙДОЙ?» Я это дело одобрила, и о тех пор так и получилось...
– А скажи, пожалуйста, в Николаеве вы имели место какое-то в рок-тусовке, или в те времена вы были вообще никому не известны?
НБ: Нет, в Николаеве мы были, есть и остаемся довольно известны, потому что в таком стиле том мало кто работает, и когда мы приехали из Запорожья, мы ходили в рок-клуб – тогда еще существовал в Николаеве рок-клуб – и, естественно, мы там выделялись – во-первых, потому что мы девушки, во-вторых, потому что были такие песни. Поэтому в Николаеве нас знают, не знаю, как сейчас молодые музыканты города Николаева, а так, вообще, знают, конечно.
– А как у вас дела обстоят в Москве с концертами, ну, и с какой-то популярностью?
НБ: Ну, я не знаю, когда зовут на концерты – тогда мы ездим. Ну а так пока какой-то концертной деятельности определенной нет. Как позовут – так мы сразу готовы.
– А сейчас Оксана выступает одна, или ей какие-то музыканты помогают?
НБ: Ну вот помогал Иван Марковский, помогает Юлия Стерехова – она постоянно помогает, помогает Марго на скрипке, но такого постоянного состава у нас сейчас нет – мы этим сейчас занимаемся, потому что одни музыканты приходят, тут же уходят по своим каким-то причинам – может, там что-то не складывается... Вообще состав как бы намечен, но собрать их всех в кучу и посадить в студию – никак не получается. Все напоминает какую-то вольницу, потому что у одних свои проблемы – там семьи, дети, т.е. в данный момент они не могут быть свободны. Но я надеюсь, что это получится в ближайшие несколько месяцев, мы, по крайней мере, очень надеемся на то, что наконец-то мы что-то запишем...
– В начале нашего интервью ты упомянула, что вы неоднократно пытались собирать электрический состав – так вот скажи, а зачем, как тебе кажется, вам нужен электрический состав? Может быть, достаточно все-таки голоса с гитарой?
НБ: В том-то и дело, что уже недостаточно. У нас три акустических альбома, и просто мечта сделать все в электричестве — она идет с 89 года, и как-то в силу этого мы все пытаемся что-то записать. Потому что записывать еще раз акустику нам уже не интересно – ну, может, в определенных кругах – мы же хотим какую-то и музыку создать соответствующую – не просто песни под гитару. Надеемся, что это получится.
– Как вас принимают в Москве слушатели, довольна ли ты этим приемом или, может быть, хотела бы чего-то большего?
НБ: Ну, принимают, в принципе, хорошо. Но, как обычно, слушатели разные бывают, воспринимают все по-разному, например, когда на «Дыбе» начинают хлопать, там, визжать, кричать, топать ногами, – это не очень приятно, а так, в принципе нормально.
– И есть какие-то перспективы концертной деятельности, каких-то поездок по стране, звали ли вас куда-то или вы только в Москве выступаете?
НБ: Звали в Обнинск, пока... пока таких планов больших нет, потому что не с чем ездить, нет музыкантов. Как только будет состав – как-то можно будет вплотную заняться концертной деятельностью, а пока это – в таком варианте – нам просто не интересно. Поэтому это как-то откладывается на неопределенные сроки...
– Но хочется верить, что все будет хорошо, не правда ли?
НБ: Ну конечно, если бы мы не верили – мы бы, наверное, этим уже и не занимались...
Екатерина Борисова. Интервью взято 11.02.1996 для радио «Катюша» (СПб). «Осколки» (СПб) №3/1996
*На тот момент Настя Белокурова представлялась именно так.
Оксана Григоренко и Юлия Стерехова, 1995 год, Москва. Фото Алексея Маркова
Еще несколько выдержек из статей о ЛАЙДЕ:
Из ««В ЧЁРНОМ» и никак иначе!»:
«Бридж»: Что вы слушаете сейчас?
Оксана: Главным образом «сибирский» рок, который включает в себя «ГО», «Калинов мост», Янку Дягилеву. Из питерских групп, кроме «Алисы», ничего. Нравятся также крымская группа «Гоген», «Вопли Видоплясова».
Настя: Это то, что просто греет душу. На нашем творчестве эти группы никак не отражаются. Мы воспринимаем их как коллег — и только.
Группу В ЧЕРНОМ представил Д. Махлягин, август-сентябрь 1993 г. Газета «Бридж» г. Краснотурьинск Свердловской обл.
Из «ЛАЙДА: между андерграундом и высоким искусством»:
- Настя, а ведь ты имеешь опыт вокалистки?
Н.: Была такая николаевская группа АРМИЯ КАЙФА Вадика Булычева. В '93 группа записала альбом «Кровавые тараканы». Тогда все болели Летовым, Янкой. Я участвовала в качестве бэк-вокалистки, подпевала в песне «Ядреная бомба»... Гурьев хотел, чтобы я пела вторым голосом в песне «Пополам с серебром» на альбоме «Весна в Париже»...
- А Юлия Стерехова с вами больше не сотрудничает?
О.: Юля выбыла. По семейным обстоятельствам.
Геннадий Шостак, © Музыкальная газета, 2000
Из ««ЛАЙДА». Русские сезоны в Париже московского андеграунда»:
...Всюэту статью, в общем, можно рассматривать как объяснение в платонической любви от лица ее автора, который со времени смерти Янки привык относиться к русской рок-песне с болезненной осторожностью. Моя любовь к «Лайде» рождалась в муках. Лет пять назад «широко известный в узких кругах» московский андеграундный акустический продюсер Леша Марков затащил меня в гости и заставил свою новую жену Оксану на кухне петь мне песни. Мне показалось: какой-то очередной полузадушенный Ревякин в девичьем обличье. Дескать, и что только ни сделает с вроде бы тонко чувствующим человеком жестокая любовь. Сильное, святое чувство... (...)
Потрясенная «Лайда» бежала в Питер. За этим переездом, к слову, стояла очередная мистика. Еще в момент переезда в Краснотурьинск через Москву (когда девушек и обокрали), они купили там пластинки Янки и «Калинова моста» и пошли с ними гулять по старому Арбату. Там им повстречался человек, который, увидев в их руках сии пласты, подбежал, назвался Андреем Волком (больше его никто никогда не видел) и сказал: «Я знаю, что вам нужно!» И всучил телефон известного питерского акустического андеграундного продюсера по кличке Заяц.
Когда Оксана с Настей прибыли в Питер, Заяц на своей домашней студии (где будущая суперзвезда рок-андеграунда Светлана Чапурина только-только успела записать свой гениальный альбом «Ковыль») фиксирует их новую программу, получающую название - «Непонаслышке». Также Заяц везет «Лайду» в гости к матери всероссийской акустики Кате Борисовой, где девушки знакомятся с лидером подмосковного проекта «Гриб-Ник и Опята» Колей Грибковым и его тогдашней супругой Лизой Новиковой, в дальнейшем известной как звезда варьете столичной «Амазонии», танцующей там под именем Игуана.
Коля с Лизой, потрясенные песнями «Лайды», приглашают ее в Москву, где у Оксаны возникает жизненный и творческий альянс с вышеупомянутым Лешей Марковым. Будучи президентом воскресенского рок-клуба, Леша привлекает в ряды проекта одну из ведущих артисток этого подмосковного города Юльку Стерехову, автора собственных песен и блестящую певицу. На долгое время завораживающее двухголосье, состоящее из плоского казацкого голоса Оксаны и грудного, чуть ли не оперного, вокала Юльки превращается в своего рода марку «Лайды». Третьим членом проекта становится также автор собственного незаурядного репертуара Иван Марковский, который в рамках «Лайды» успешно подвизается как артистичнейший соло-гитарист в русско-психоделической манере. Хороший звукооператор Леша Марков обеспечивает группе качественный саунд. Проект на время обретает свой фирменный звук и стиль.
Сергей Гурьев
Из «В ЧЕРНОМ» «Сполох» © 1993 студия «Водолей», 10tks/35mins, Предоставлена Оксаной Григоренко.
У Оксаны Григоренко и Насти Белокуровой все гармонично: музыкальная и текстовая стороны находятся в неразрывном единстве. Полное отсутствие музыкального образования никоим образом не препятствует проявлению незаурядного композиторского таланта, тончайшему, безупречному владению богатейшим арсеналом средств музыкальной выразительности. Иначе говоря, Оксана и Настя, наверное, сами того не подозревая, смогли опровергнуть представление о русском роке, как о сугубо текстовом направлении, что дает основание поставить их в один ряд с такими харизматическими личностями, как СашБаш и Янка, Кинчев и Шевчук, Ревякин и Чернецкий... «Сполох» - еще одна южноукраинская запись проекта. У этого альбома такая же нелегкая судьба, как и у предыдущего: он был украден - на сей раз из студии. Сохранилась лишь копия ужасающего качества...
Г. Шостак © Музыкальная газета № 27(141), июль 1999
На фото – Оксана Григоренко, 2001 г., фестиваль «Сильный потолок».
Анастасия Белокурова (вверху) и Оксана Григоренко, декабрь 1993, СПб. Фото Дм. Иванишена.
Из «ЛАЙДА». 21.01.1994. Москва. 1994. 12tks/37mins
В последнее время реставрируются, обрабатываются современными техническими средствами и выпускаются на лазерных звуконосителях концертные и квартирные записи грандов русского рока. И искренне хочется надеяться, что пройдет еще некоторое время, и меломаны смогут поставить на свои полки CD ЛАЙДЫ рядом с компактами Цоя и Майка, Баша и Ревякина, Летова и Янки. Песни Оксаны и Насти того стоят.
Г. Шостак, © музыкальная газета , 1999 Чт, 9 Окт, 2008, 01:31 Lifelines
Фрагменты из журнала
Lifenews:
(...) В 1994 на горизонте появилась Оксана Григоренко и проект ЛАЙДА, в котором мне чаще всего приходилось быть звукорежиссером, что и было отмечено в эпохальной (для библиографии ЛАЙДЫ) статье Сергея Гурьева.
(...) В 1995 же состоялась запись Юлии Стереховой с участием уже знакомого нам Джона Евсеенко (теперь диджействует для молодёжи), скрипачки Тани "Марго", флейтиста Жени Березового и моих скромных возможностей. Вот тут есть запись 1997 года "Домой" с моими акустическими гитарками.
9 октября 2008
http://abm1968.livejournal.com/27257.html:
(...) Достать "диски/кассеты" (*) можно у меня иногда. Только у неё ничего не выходило официально, а потому - всё на болванках существует. Кассеты мне переписать затруднительно. Где скачать, кроме упомянутого сайта, не знаю. Говорят, есть где-то...
Можно договориться с кем-то, кто поедет в/из столицы в Питер и с ними, соответственно, передать. Либо - подъехать самостоятельно - тоже вариант.
(...)Непосредственно у Юльки, которая Стерехова, альбомов тоже нет, есть только разрозненные записи, соединённые безо всякого принципа. Подражательницей Янки называть бы не стал, честно говоря. Хотя, со стороны, наверное, виднее...
* - в вопросе шла речь о записях Юлии Стереховой и об остальных исполнительницах, перечисленных на странице yanka.lenin.ru/posled/posled.htm
Алексей В. Марков (АВМ)
ЛАЙДА вКонтакте, там же можно найти и саму Юлию Стерехову.
Если у вас есть более подробная информация, тексты, аккорды или качественные mp3 этих или других песен, а также фото музыкантов - пишите на контактный адрес или в гостевую книгу. У нас имеются аудиозаписи, оцифрованные с кассет, но качество не получилось не очень хорошим. Возможно, кто-то из вас сможет обработать их получше.