Янка Дягилева

Юлия Елисеева

Юля Елисеева (Питер-Польша)

О ней известно немного. В 1994 году Юля Елисеева позвонила Екатерине Борисовой, работавшей в то время на питерском радио «Катюша», и предложила свои песни для радиопрограммы Екатерины. Так как выступить «живьем» на радио не было возможности по техническим причинам, специально для этого Юлия записала в 1995 году сольную акустическую 25-минутную кассету. В дальнейшем эта запись стала известна, как альбом «Сидя на чемоданах», выпущенный самодеятельной студией JSR-records (Питер). Училась на филфаке, вскоре после записи альбома уехала на стажировку в Польшу (отсюда и название альбома). Вернувшись на родину, от занятий музыкой полностью отошла. О других записях и песнях ничего не известно. Есть упоминания о квартирниках, но их также не найдено. Далее - список песен альбома, а также тексты и аккорды некоторых из них. Расшифровку песен и аккорды прислала наша читательница Юлия Подблуднова из Новосибирска, ее комментарии к аккордам – курсивом.

1. Чужбина

2. Игра

3. Ослепительный рай

А ты возьмёшь меня за плечи, повернёшь меня лицом к сте/не (Dm) Am
И просто /скажешь, что покажешь, что покажешь ослепительный /рай, (Am)E Am
А я у/вижу только серого камня отколовшийся /край (Am)Dm Am
И просто /вспомню, как выглядел мир в грязном ок/не. (Dm)E Am

И я увижу, как сквозь древнюю кладку прорастает трава,
Как полированные камешки на солнце блестят янтарём,
Как в вышине одиноко темнеет решётка окна
И как медленно время по камням течёт.

И мне в ладони из трещин посыпется мелкий песок
И шелковистая пыль занесёт на дороге мой след.
И лишь закатный луч котёнком трётся у ног
Того, что было когда-то, а теперь уже нет.

А ты возьмёшь меня за плечи, повернёшь меня спиной к стене,
Пообещаешь, что увижу долгожданный ослепительый рай.
А я увижу твоё отраженье в разбитом стекле.
Последний взгляд на холодное Солнце. Стреляй.

Здесь бой идёт только "вниз", т.е. от 6 струны к первой, и ещё там весьма навороченный ритм, котрый не знаю, как записать. Кто слышал, сообразит:)

4. Под ноги дорожка

5. Рожденным ползать

Мы пойдём c то/бой туда, где / серый дождь сти/рает лица, (Am)Dm E Am 
И холодный ве/тер будет / нам вязать на / ржавых спицах / (Am)Dm E Am 
Платья из кра/пивы и тер/новые вен/ки, роняя Dm G C Dm 
Капли /крови на песок. E Am 

И сырой вок/зал нам кинет в /спину жёлты/ми огнями. (Am)Dm E Am 
Пассажиры /спят, закрывшись с /головами /простынями. (Am)Dm E Am 
Тёмное стек/ло, осколки /дня, шальные /звёзды Dm G C Dm 
Заце/пились в прово/дах. (Dm) E Am 

Через час вос/ход, и Солнце /выйдет и в гла/за заглянет, (Am)Dm E Am 
Новый день при/дёт и по сво/им местам лег/ко расставит (Am)Dm E Am 
Наши ожи/дания и /слабые на/дежды Dm G C Dm 
В тёмный /грязный /угол под кровать. (Dm) E Am 

И наука /ждать - в зашитых /венах кровь с а/дреналином, (Am)DmEAm 
И в десятый /раз опять вер/нуться к жизни /блудным сыном (Am)DmEAm 
Ночь снимает /траур,будет /праздник, будем /бить посуду,/рвать DmGCDmE 
Разноцветный серпан/тин. (E) Am 

Мы пойдём с то/бой туда, где /серый дождь сти/рает стены, (Am)Dm E Am 
И в рубахи /жгучие нас /ветры добры/е оденут, (Am)Dm E Am 
Но из плеч не /вырастут се/ребряные /крылья - Dm G C Dm 
Нам с то/бой, рождённым ползать, не взле/теть. (Dm) E Am

Здесь вместо G можно играть G7, если кому так покажется лучше. Аккорд в скобках - означает слабую долю.

6. Без названия-1

7. Новый год

8. Еще один денек

9. Без названия-2

10.Навсегда

(первый куплет в распевке, остальные как есть)

Пальцы тос/ко-оо/о-о-/ой Am Dm E Am 
Тронет хо/лодная /сине/ва Am Dm E Am 
В губы ру/ко-оо/о-о/ой Am Dm E Am 
Хлещет вы/сокая тра/ва. Am Dm E Am 

Как стоишь - стой, 
Пока не споткнулся о порог. 
Выход простой, 
Только искать никто не помог. 

Брёвна в глазах, 
А оказалось - мелкий песок. 
Кто-то сказал, 
Что впереди горит огонёк. 

Бедный слепой 
Брови спалил и веки обжёг. 
Радостный бой с собой, 
Слава, победа - всё хорошо. 

Бей наугад - 
Так обязательно попадёшь. 
Думаешь, град - 
Обломись, это просто дождь. 

Сдвинь табурет покорённых вершин, 
Бели потолок. 
Дай мне рычаг - я поверну мир 
На другой бок. 

Спи, не вставай и смотри сны, 
А мне пора 
Снег разгребать - и по лужам весны 
Пускать катера. 

Бить об асфальт и убирать 
Кубики льда, 
След заметать - и не подозревать, 
Что - навсегда. 

(2) Пальцы росой 
День обожжёт и спалит дотла. 
Каждому свой 
Снег на дорожку судьба намела. 

Миноискатель полезен лишь 
При наличии мин, 
А душу рвать может и 
Ласковый шёпот шин. 

Так не тяни, режь, зашивай брешь, 
С кровью вода. 
Свет выключать - и точно знать, 
Что - навсегда.

Можно на каждом четверостишии повышать на полтона, но, по-моему, это уже навороты, во всяком случае, у Юли этого нет. Можно с цифры 2 играть в доминанте (Em) или лучше в субдоминанте (Dm), а можно и без этого.

Сентябрьские тезисы или рецензия на альбом Юльчи Елисеевой «Сидя На Чемоданах»

Тезисы, как известно, бывают разные, например, апрельские. Что это такое - знает всякий, а кто не знает - тому, значить, и НЕ НАДО, потому как, согласно другому тезису " имеющий уши - да увидит". Это я так, картошки - дров поджарить... Так что нехай будут сентябрьские тезисы, хотя он (сентябрь) неумолимо кончается, и вот-вот наступит самый настоящий крутой Октябрь, или, как пишут в Rock Guide про U-2 - Octoberon. Великие Октябри...

О чем это я? Ах да, рецензия... В СЭС (не санэпидстанция, а советский энциклопедический) "рецензия - критический разбор и оценка нового художественного или научного произведения". И всё. Но! Чем я хуже наших корифеев (корефанов? коринфянов?) рог-журналистики, для коих любая рецензия, отчет, интервью, репортаж суть лишь повод для многостраничного, мыслеподревурастекотельного самовыражения? (Вообще-то хуже, но - хуйня!) Оные титаны пера, в лучшем случае, щедро делятся с читателем своими ассоциациями, аллюзиями-коллизиями, прозрениями etc, посетившими их при прослушивании альбома А группы В, а в противном (ну ОЧЕНЬ противном!), эти словоблудствования, ни хрена не привязанные к объекту описания, займут весь объем произведения, а по теме - в самом конце две строчки мелким шрифтом: "А альбом? Ну что альбом... Альбом как альбом!" Игра есть игра, футбол есть футбол, эксперимент есть эксперимент...

Так вот. "Я научу вас петь и играть" - я покажу вам, как НЕ НАДО (ибо как НАДО - не умею), попытавшись отрецензировать (обрецензировать?) альбом мало кому (возможно, ПОКА) известной Юльчи (в миру Юлия Елисеева, но наше право, бэйби...)

Любая песня хороша, 
Когда в ней слышен голос сердца. 

А. Надсон

Если вы идете в любую землю, и бродите по стране, и если они принимают вас, ешьте то, что они поставят перед вами, и исцеляйте больных среди них.

Евангелие от Фомы

Первая реакция - девица канает под Янку.

Действительно, местами очень похоже, но... Двигаю тезис: не приходила ли почтеннейшим шельмователям посвдоянок в их мудрые черепа мысль, что то, как делала Янка - не есть нечто сугубо ее личное, одной Ей присущее - но наиболее естественная форма для максимально-аутентичного выражения человекой (нашей, отечественной) самоя себя? Форма торпеды - плагиат тела дельфина, или иначе просто нельзя? А то ведь можно, к примеру, отыскать-таки первую банду, выкрутившую ручки до упора, пославшую нахуй всякие соло и прочие красивости, а найдя - объявить всех прочих панков жалкими эпигонами и бесталанными подражателями. Но! Начинка-то у всех все равно своя. И у Юльчи...

Когда слушал, воображение, которое, "проворнее живописца", услужливо подсовывало банально-стандартный образ: старый дом, полутемная комната с высоким потолком, окно открыто, сидят те, кого я для себя привычно-условно зову неформалами, и слушают этакую длинноволосую Странницу... Обломись, бледное лицо, короткая стрижка. Приличный цивильный прикид. Универ. Филфак. Вот-вот стажировка в Польше (откуда, собственно, и название). Песни пишет недавно. Того ли ты ждал?

И еще. Когда впервые увидел - в голове всплыло что-то напыщенное, вроде Ледяной Королевы. А потом вслушался в "Еще один денек": "Меня причислят к лику Снежных Королев". Смешно?

10 песен, 23 минуты, записано дома, без выпендрежу и понтов. И сыровато и шероховато, и альбомом-то назовешь с большой натяжкой. Но назовешь...

"Чужбина". Этакая детская романтика, когда, вроде, и ехать-то всего ночь, а ощущение - как будто в тридесятое царство. Все просто и привычно, и наивно даже, только вот желание непременно что-то выговорить, рассказать о чем-то очень-очень важном - "на моей чужбине каждый день начинается с нуля/ на моей чужбине застыла улыбка февраля" - все новые и новые строчки не дают остановиться...

"Игра". Вообще-то сейчас, когда, кажется, даже самый воздух пропитан войной, подобная песня не кажется странной, но... Мы давно разучились использовать слова в их изначальном значении, и война Юльчи - это её война с самими собоями, бой с зеркалами с боем зеркал - это тоже не новость, проходили уже это (а может - мимо этого?) - "мы играем в птиц, принимая за небо грязный асфальт" - но все равно, все равно остается горький осадок - почему всё не так... как надо?

"Ослепительный Рай". Не самая, на мой мужской взгляд, песня. Некоторый перебор по части трагизма, драматизация ерунды в духе Юли Стереховой, с сугубо литературной прописью деталей, которые вроде как ни при чем (хотя для Юльчи, наверное, всё по другому). "А ты возьмешь меня за плечи, повернешь меня лицом к стене, пообещаешь, что покажешь - что покажешь Ослепительный Рай..." (Это что, как "Москву показывают"?)

"Под ноги дорожка" - нервная, милая песня о том, "как я провел(а) лето в деревне у бабушки", любимые нонче посконо-домотканности в сочетании с домашними заготовками - о нашем, о девичьем..."Вопрос - ответ: всегда будет "нет".

"Рожденным ползать". Каждому своё, у каждого свое. Время собирать... Не путайте с "Деклассированным элементам" - это про другое, это про других. Дзеновское приятие всего таким, какое оно есть (именно приятие, а не слепая покорность). "И наука ждать - в зашитых венах кровь с адреналином, и в десятый роз опять вернуться к жизни блудным сыном - ночь снимает траур, будет Праздник, будем бить посуду..."

"Без названия I" "Мне кто-то сказал, что вокруг пустота, а звезды на небе - цветная слюда" - это уже война с окружающим миром, не дающим вырваться из себя самого, не принимающим самое тебя, а "иди по дороге из желтых камней - получишь венок из еловых ветвей" - отличный перевёртыш, почти (а может, и не "почти") классика... Вот только излишнее давление голосом разрушает болезненную ауру высокой белой депрессии...

"Новый год" - очень светлая, личная песня. "Здесь ничего не бывает слишком - так как почти ничего нельзя" и "камешком к звездам - на дно колодца" - это "печаль моя светло", только... безумно хочется маленького лукавого "вот" в конце.

"Еще один денек" - наверное, самая "Янкина" песня - нервная, рваная и такая наша - "святое заблуждение - прекрасный мир сейчас и здесь - локтями об углы, ползком на ощупь вон, в кромешной темноте"... Откуда, откуда это в нас во всех? Откуда эта злая обреченность, видение Апокалипсиса даже в обыкновенном дурацком сером дне, ощущение временности всего - надрывным свистом предохранительного клапана - "хотелось голову в песок, а вышло, что об камень лбом".

"Без названия II". Пожалуй - лучшая песня альбома. За нее одну к Юльче следовало бы относиться, как минимум, с уважением. "Режь от любого края - радость не моя, а чужая". "Что одинок - поди докажи". Хожу и напеваю (и не я один).

"Навсегда". "А мне - пора/ снег разгребать и по лужам весны пускать катера/ бить об асфальт и убирать кубики льда/ след заметать и не подозревать, что навсегда...". И писать ничего не буду, незачем (А что чуть через силу вы-пе-ва-ет - так я уж лучше сам петь буду, чем оперных див, для которых петь - работа, слушать).

Может, кому покажется, что "всё про то же"? Доколе, мол? Не скучно ли, лепо ли перелопачивать одно-и-то-же, одно-и-то-же, одно-и... Но! Тогда не скучно ли вам, о, братия и сестры, делать детей одним единственным способом? И может ли вообще человек создать что-либо выходящее за узкие рамки его отношений с самим собой, Богом и всем остальным миром? А?

Короче - как том у Минги? - "если у вас есть сердце - вы должны чувствовать блюз" - если вы любите песни (именно песни) - вы найдете у Юльчи что-нибудь и для себя. И никто не уйдет обиженным.

Amen.

Я-Ха, 26.09.95, ОСКОЛКИ (СПб) №2/96

Юльча. «Сидя на чемоданах», 1995, 10tks/24mins. Предоставлена Е. Борисовой

Петербурженку Юльчу (Юлию Елисееву) услышала Катя Борисова году в 1994-м, когда работала на радио «Катюша». Сначала была самопальная кассета с несколькими песнями, затем - «живое» выступление Юльчи на «Катюше» и, наконец, акустический мини-альбом под симптоматичным названием «Сидя На Чемоданах»: Юльча уехала учиться в Польшу... С тех пор о ней ничего не известно.

Впрочем, можно выдвинуть и другие версии названия альбома, объясняя его и продолжительностью звучания (23 мин. 58 сек.), и преобладанием настроения подавленности, и характером исполнения (песни спеты под расстроенную гитару), и прескверным качеством фонограмм (очевидно, они писались на какой-нибудь задрипанный кассетник III класса)...

Тексты выглядят куда более интересными, чем музыка. Из десяти песен мне по-настоящему понравились только две - «Под Ноги - Дорожка» и «Новый Год». Все остальное, увы, укладывается в рамки характеристики «посредственность».

Юльче не хватает творческой индивидуальности, что выражается в явном стремлении подражать Янке Дягилевой. Кому что. Лично я предпочитаю слушать оригинал...

Г. Шостак. «Музыкальная газета» (Минск) № 6(171), февраль 2000 г.

Юльча

О ней практически ничего не известно, кроме того, что училась на филфаке, после уехала в Польшу, оставив альбом, вошедшим в историю, как «Сидя на чемоданах».

Поклонники Дягилевой хорошо знают её творчество, называя её последователем Янки. Но эти сравнения никчёмны и бесполезны. Всё-таки у Юльчи чувствуется в песнях философское осмысление, совершенно не похожий на плач Дягилевой. Это не крик в пустоту, не ор, непонятно кому обращённый – это довольно милые лиричные песни с красивыми сравнениями и удивительными образами:

И прямо к ногам подбегает море
И камешки лижет вода.

Несложный бой и обычные аккорды хорошо сочетаются со словами песен, лёгкий голос отлично гармонирует её творчество.

В этих 25-ти минутах затронуты многие темы бытия, в том числе и любви. Любви безответной и разрушенной:

А ты возьмёшь меня за плечи, повернёшь меня лицом к стене
И просто скажешь, что покажешь, что покажешь ослепительный рай,
А я увижу только серого камня отколовшийся край
И просто вспомню, как выглядел мир в грязном окне.

От разрушенной любви к перевёрнутому миру полшага… От этой шизофрении и вечной депрессии очень сложно убежать, но Юльча пробует. У неё своя дорога, усеянная каплями крови на песке. Борьба за выживание – игра.

Слабому – Бог,
Сильному – весь мир.

Сперва «сырой вокзал кинет нам в спину жёлтыми огнями», но в конце концов итог пройденного пути заключается в том, что «рождённому ползать – не взлететь».

Перевёрнутый мир, переходящий в войну затронут в песне «Игра». Тут всё не так, словно потолок стал полом. Война ведётся на «игрушечном поле боя», прятки ведутся с самим собой на чердаке, весной лепят снеговиков… Надуманная Юльчей интересная фантазия вполне сравнима с бытовыми буднями обычных людей – это война, в которой участвует каждый. Никого «ослепительного рая» не существует.

Личного комментария заслуживает песня «Новый Год». Если бы у меня попросили назвать песню любого автора, которую, по моему мнению, должен был написать я, то такой бы песней, естественно, оказалась Юлина под названием «Новый Год».

Теперь бы найти Юлю Елисееву и вытащить её из житейских дебрей на сцену…

Информация об авторе рецензии утеряна

Из комментариев Алексея Маркова:

Елисееву слышал, но не произвело. Ненастроенная гитара, пение мимо нот - это меня всегда смущало.

http://abm1968.livejournal.com/27257.html

Если у вас есть более подробная информация, тексты, аккорды или качественные mp3 этих или других песен, а также фото музыкантов - пишите на контактный адрес или в гостевую книгу. У нас имеются аудиозаписи, оцифрованные с кассет, но качество получилось не идеальным. Оцифровка с первой копии, на качественной аппаратуре, но кассета местами затертая и с дефектами.

Интернет-поисковики выдают еще ряд треков Юлии Елисеевой. Но это либо более ранние и некачественные версии оцифровки того же альбома, либо песни других исполнителей, ошибочно приписанные Юле. 7 треков, происхождение которых достоверно установить не удалось, представлены в нашем "облачном" хранилище (см. заглавную страницу, далее раздел "Другая музыка"). Будем благодарны за информацию по поводу этих песен.