Очерк о поездке в Питер на панихиду по Янке

У каждого своя дорога в Питер. Тут я вам Америки не открою. Вот и Илюшка должен же был когда-то получить боевое крещение (поездки в школьном возрасте с классом и экскурсиями, понятно, не в счет). Естественно, мы поехали на электричках (о том, что в народе это называется "на собаках", я узнала только в этой поездке). Вот так - 8-го мая в девять утра с Ленинградского вокзала. В девять - это поздно. Выезжать надо либо очень рано, часов в шесть, и тогда есть все шансы добраться до Питера к ночи того же дня; либо же вечером после пяти, и тогда ночевать будете в Твери, но там хоть есть, где побродить и что посмотреть. Пересадок мы умудрились сделать больше, чем следует. Зато Илюша освоил, как смываться от контролеров, в Москве-то его такие проблемы не волнуют. Исходя из предыдущего опыта и реально оценивая ситуацию, я мрачно предчувствовала, что на ночь мы застрянем, естественно, в Окуловке, а Окуловка, скажу я вам, - место гиблое. Единственная местная достопримечательность - музей Миклухо-Маклая (его угораздило родиться в тех местах), и когда мы с друзьями застряли в Окуловке в самую первую нашу поездку в Питер (нам предстояло ждать электричку на Малую Вишеру с десяти утра до пяти вечера, а до трассы из Окуловки далековато), этот музей мы исходили вдоль и поперек, и нам, ясное дело, были там очень рады. А Илюше и музея-то не посчастливилось увидеть, потому что в десять вечера, когда мы приехали из Бологого, он уже, увы, не работал. Окуловка, подтверждая свою репутацию самой глухой пересадочной станции маршрута "Москва-Питер", на этот раз преподнесла еще один сюрприз. Здание вокзала (было раньше там некое его подобие) разрушили, и вместо вокзала теперь некий вагончик - этакий бронепоезд на запасном пути (помню, какая-то бабулька все пыталась выяснить, "куда этот вагон едет". Никуда, бабуль, он уже отъездился.) В переоборудованном вагончике было на удивление тепло: всю площадь пола там занимали спящие цыгане, и добраться до окошка кассы, даже если б нам того хотелось, было просто нереально). Еще в Бологом мы познакомились с веселым мальчиком Лешей (наиболее частые слова в его лексиконе - это "дискотека", "диджей", "клуб"). Так он "на собаках" вообще из Питера в Волгодонск съездил и обратно. Дискотечный или нет, но он оказался очень милым, и вызвался вывести нас "на трассу, которая из Окуловки ведет на основную трассу", ну, ту самую, по которой Костя туда-сюда мотается, если вы помните. Да только вот беда, вечером восьмого мая никто из Окуловки на большую трассу не рвался, а если б и рвался, то все равно б не остановил, уж больно нефорски выглядел Илюшка. Зато вокруг нас три круга нарезала окуловская патрульная машина, всякий раз завороженно притормаживая. А местная молодежь тем временем по полной отрывалась на дискотеке, которая у бывалого питерского Леши вызвала лишь естественное презрение. Вернулись мы на станцию, а там на путях так и осталась стоять электричка, на которой мы из Бологого приехали, и которая в пять утра собиралась, вроде, на Вишеру. В ней и заночевали. Попробовали спать - ан нет, уж больно холодно. Сидим, мерзнем, злимся. Я-то уже давно знаю, что все эти хреновые моменты преходящи, что потом зато будет, что вспомнить; к превратностям дороги я уже привыкла и отношусь философски, а Илюша-то нет. (Ничего, привыкай, Илюш, в следующий раз у нас будет трасса (для разнообразия)). А Леша (вот гад!) спит себе спокойно. Тут с фонариком сквозь электричку идет пара ментов: "Документы!" Посмотрели они наши с Илюшей документы (а Леша их вообще с собой не возит), и задали вопрос, который меня, мягко говоря, озадачил: где и когда мы с Ильей познакомились. Создавалось впечатление, что окуловские места знакомств себя исчерпали, а ребятам позарез нужны новые точки. Я подумала, что ответить "В Интернете через гостевую" - это озадачить сержантов по меньшей мере на ночь…Им почему-то очень хотелось верить, что познакомились мы здесь, в Окуловке… В Питер мы опаздывали. Ведь мы ехали туда на службу по Янке, которую 9 мая в двенадцать служил иеромонах Григорий (hgr.narod.ru). А в двенадцать мы были еще в метро. Но нас ждали. Нам обрадовались. Так что yes, мы успели! Церковь совсем новая, прямо в процессе стройки (стоит отметить, что они относятся не к московской патриархии, а к российской православной церкви). Может быть, на службе мы выглядели несколько инородно…Но каждый помнит и поминает, как может. После службы у отца Григория были кое-какие дела, и мы ждали его и Ольгу, сидя на траве под деревом во дворе церкви. Рабочие-строители подошли к отцу Григорию и сказали: "Там во дворе какие-то панки сидят. Выгнать их, что ли?", на что он ответил: "Все в порядке, это наши панки". А потом мы поехали к Ольге общаться. И это, скажу я вам, было просто здорово! Потому как отец Григорий и Ольга - люди очень интересные. И коммуникабельные. Мы говорили об Умке и Баше, о Гессе и поэтах серебряного века, о волновой и корпускулярной теориях, да что там, практически обо всем… О Янке, конечно, причем по-хорошему тепло, без излишней патетики и глухого трагизма в голосе. Мы вспоминали бесподобно неугомонную Машу, и Воблу, и вообще всех тех, кто хотел бы быть с нами, да не удалось. А потом случайно в разговоре выяснилось, что отец Григорий, также, как и мы, любит бродить по кладбищам. И отправились мы с ним на Смоленское. Но перед этим он показал нам спуск на Фонтанке, по его мнению, именно тот, на котором сидят Янка с бутылкой и предположительно Федяйка на небезызвестной фотке (см, например, на сайте yanka.lenin.ru). И по Смоленскому душевно побродили. Вышли на речку Смоленку…Вечером салют видели питерский, 9 мая ведь…А потом лишь голова на подушку упала, я даже снов не видела. 10-го мы побрели на Финляндский. Ну, маршрут пешком от Московского вокзала до Финляндского через все центральные красоты известен. По пути Илюшка в Грин Форесте приобрел очередную версию очередного концерта ГО. Вообще, здорово, что для Илюшки душевные места интереснее и важнее, чем всякие достопримечательности. Поэтому его не тянуло оббежать для галочки все музеи, как некоторых прежних моих спутников. Жаль только, что на пляже Заячьего острова мы не успели посидеть, мне там очень нравится. Пашка, Санька, мы вас все время вспоминали, жаль, что вас с нами не было! А еще Илья так походя упомянул эффект Доплера и теорему Котельникова, чем несказанно меня порадовал. Клиническая картина лучше, чем я думала. ))) Проходили мы и мимо примечательного такого памятничка "морякам и создателям Балтийского флота", воплощением которых почему-то оказалась Ассоль. М-м-м, нестандартное решение. В связи с этим я, помнится, сгоряча пообещала Илюшке вечером рассказать Алые паруса, да еще и на английском. А на Финляндском-то понаставили турникетов, прямо как в Москве! Нехорошие слова в связи с этим просятся на язык. Но, пройдя через турникеты, первое, что мы сделали, так это нашли тот самый заветный забор. Лучше ведь поздно, чем never. Думаю, вы сразу поняли, зачем мы плелись на Финляндский. Конечно же, мы ехали к СашБашу в Ковалево. А в Ковалево…Колокольчики на березе все так же звенят. И там все так же по-родному светло и хорошо. И все так же все время кто-то бывает, видно, что люди только что ушли, и все так же мне не удается их застать. И уходить не хочется. А дорога до станции вызывает ассоциации с ВПП. И магазина в деревне по-прежнему нет.))) Вернувшись на Финляндский, мы, естественно, воспользовались забором. А потом кормили воробьев на площади. Глядя на Илюшку, я вспоминала свой первый Питер. Я и мои друзья тогда тоже стремились все время куда-то присесть отдохнуть. На самом деле отдыхать-то будем по приезде домой. Ноги шибко болят? Так на то он и Питер. Назад мы ехали на поезде, как цивилы, потому что устали. Мне как-то чудом удалось отвертеться от Алых парусов. Вместо этого Илюшка рассказывал мне всякие истории о том, как он бывал в моргах. Ну, это к ночи, понимаете… А мне все равно ничего не снилось!!! И даже Окуловке я не помахала, хоть и хотела. Потому как проспала я ее. А в Москве в пять утра шел дождь… И последнее - это понятие плеча. Конечно, в силу соотношения моего и Илюшкиного роста мне на его плече в электричках спать было гораздо удобнее, чем ему на моем. Но, думаю, вы понимаете, что я немного не об этом. Понятие плеча - это то, без чего в Питер и вообще куда бы то ни было ездить не стоит. А дорог впереди еще много.