Домой!
Братья и сестры 2002 года Еще один дебют Светланы Крючковой
Однако
сейчас все изменилось. Не только в БДТ, но и в других труппах. Такое впечатление,
что театры живут своей, загадочной жизнью, а артисты — своей. Кто-то
объясняет это кризисом отечественного репертуарного театра, кто-то — уходом
великих режиссеров. Но зрителям нет дела до причин, они имеют дело со
следствием. Надо ли сомневаться, что в конце концов
они и на край света (не то что на край города) отправятся, чтобы увидеть
спектакли и фильмы своих любимцев. Светлана Крючкова, насколько мне известно, числится артисткой БДТ. Несколько сезонов назад она вроде бы отпросилась в академический отпуск, сославшись на съемки и заманчивые проекты на стороне. Надо признать, что задолго до этого временного развода с театром возникла некая трещина в отношениях между сценой БДТ и актрисой. Которая из сторон виновата, трудно сказать, но факт остается фактом: большой театр и большая артистка перестали понимать друг друга. Не спасали даже роли, вроде бы соразмерные масштабу Крючковой. Ни Раневская в «Вишневом саде», ни мамаша Кураж не стали ее удачами. Другая бы стерпела, ушла во внутреннюю оппозицию, как это случается в любом коллективе. Но Светлана Крючкова предпочла другой путь. Снималась в кино, играла королев и простолюдинок в антрепризных постановках, гастролировала по стране. И, как теперь выясняется, думала о будущем петербургской сцены. Набрала актерский курс, стала педагогом. Сейчас на Малой сцене Дворца культуры «Выборгский» ее выпускники начинают свой творческий путь пьесой Людмилы Разумовской «Домой!..», а их профессор дебютирует в качестве постановщика спектакля. Наверное, ребята могли бы, нарядившись в исторические костюмы, играть сцены из рыцарских или купеческих времен. В классике молодняк выглядит неопытным, но очаровательным. Публика умиляется, пьеса «вывозит»... Но и здесь подход Крючковой-педагога отличается нестандартностью. Кажется, что, выбирая пьесу для двадцатилетних мальчиков и девочек, актриса вспомнила свои первые шаги. Публика, во всяком случае, не могла не соотнести героев Разумовской с Любой из «Фантазий Фарятьева» — первым громким успехом актрисы, появившейся в Питере после окончания Школы-студии МХАТ. Такой же рыжей нескладехой, более всего страдающей от нелюбви, выходила на Малую сцену БДТ ее первая героиня. Это чувство, испытываемое человеком, вступающим во взрослую жизнь и, как правило, к ней не готовым, Крючкова сейчас заново переживает вместе со своими учениками. Написанная несколько лет назад и почти не имеющая сценической истории пьеса ставится главным образом на Западе. Не оттого, что смакуют нашу «чернуху», а потому, что с проблемами, в ней затронутыми, там познакомились раньше, чем мы. Сейчас, мы, увы, сравнялись в своих несчастьях. И в репертуарном выборе дебютантов читается известный вызов. Нынешняя публика хочет развлекаться, заставить ее думать и страдать нелегко. Но ученикам Светланы Крючковой удается заразить аудиторию своими раздумьями и переживаниями. Особенно если в зале подростки. Они «на ура» принимают каждый поворот сюжета, чувствуют каждый оттенок в отношениях персонажей. Мне довелось смотреть спектакль «Домой!..» на «трудной публике». Это были бабушки и дедушки бездомных, осиротевших, изверившихся героев. В зале повисла тишина, которая, наверное, сводила с ума юных артистов. Однако в антракте никто не ушел. И слышны были такие реплики: «Какой ужас! Но ведь это же правда!». Ребята убедили даже зрителей, более склонных к слащавым «сериальным» сюжетам, которые чуть-чуть щекочут нервы, не касаясь сути. Ученики Светланы Крючковой отнеслись к своей первой взрослой работе как к важной части собственной биографии. Не только со сцены слышны их голоса. В программке, похожей на семейный альбом, — документальные свидетельства их работы над ролями: стихи, письма, написанные от имени персонажей. В свое время студенты курса Льва Додина, репетируя спектакль «Братья и сестры», совершали паломничество в Верколу, на родину героев романа Федора Абрамова. Для того чтобы увидеть прототипов «братьев и сестер», описанных Людмилой Разумовской, далеко ходить не надо. В Питере их можно встретить на каждом шагу. В метро, в сквериках, на дискотеках, в электричках, в подземных переходах, поющих под гитару или завороженно слушающих песни... Эти герои — рядом. Тем ценней нравственные открытия, совершенные молодыми артистами. Пока академические сцены стыдливо отворачиваются от реальных проблем, день сегодняшний и сегодняшнюю драматургию осваивают дебютанты. И нет в этом ничего удивительного: все новые театры так начинались. Быть может, повезет и авторам спектакля «Домой!..» А там, глядишь, достойные роли найдутся и для их педагога. Елена Алексеева. С-Пб Ведомости, 5
марта 2002 года, вторник Тюменский
государственный театр драмы и комедии
Программа спектакля Действующие лица и исполнители: Жанна - арт. Игонина Ольга. Майк - арт. Иноземцев Алексей, Лаптев Андрей. Рваный - арт. Черкашев Андрей. Хуля - арт. Журавлев Дмитрий. Танька Рыжая - арт. Коротченко Наталья, Телегина Татьяна. Фома - арт. Ефимов Дмитрий. Близнец - арт. Киселев Евгений. Ванька - монах - арт. Кудрин Александр. Светлый ангел - арт. Зеленина Юлия. Темный ангел - арт. Понятовская Галина.
Такая культурная жизнь. Сестра моя, брат мой, где наш
дом? Владимир Рогачев*** Минувший вторник... промозглая долгая осень... непобедимая тюменская грязь... черный зев малой сцены театра драмы и комедии... рваная, клочковатая премьера. Рваная, бесстыдно обнаженная жизнь преданного, проданного, загнанного в подвалы больших городов молодого поколения. Той его части, которую благополучные дяди от науки зовут дивиантными индивидами с отклоняющимся поведением в группе риска. Персонажи дерзкой, на пределе крика о большой беде текущего бытия, постановки главного режиссера театра - без изысков, плавных стыковок, в лоб, наотмашь - Алексея Ларичева - напомнили мне молодого Маяковского. Его вопль - "Нате!". "Калинов мост" - есть такая рок-группа. Калинов мост - последняя битва русского средневековья против внешних врагов и грязи в душах людских. Ее зов к Христу, к новому спасению, с издевкой над лицемерными играми в наше духовное возрождение и милосердие, берет в кольцо действие. Персонажи спектакля - детдомовские, интернатские дети брошенные родителями. На дне жизни пытающиеся выжить - зло, страшно, инстинктивно. Реквием по загубленным душам - прозрачные и полные мольбы к невидимому, но вездесущему богу песни на духовные стихи. Их подарил Ларичеву известный нам коллега из Питера Игорь Ларин. А поет их в спектакле Венька-монах (артист Александр Кудрин). Единственный, кого будут пытать как "красного комиссара" и сподвижника Христа одновременно. Пытать за то, что он - не новый русский, не сынок нувориша, не правый и не левый. Он - единственный, кто переживет муки дна и не запятнает своей чистоты. Он - единственный, кто знает дорогу к храму, к нравственно надежной жизни. Будучи простым обходчиком на стальных путях. Венька тоже из обездоленных, только в своих скитаниях он встретился со старцами. Но они не взяли его в монастырь. Определили послушание - иди в мир, к обездоленным сверстникам, помоги им. Балансируя между натурализмом, жестоким реализмом и документальным началом, Ларичев с актерами - выпускниками своего мастер-класса (все - студенты института искусств и культуры) - показывает социальное зло текущего как тот страшный предел, который вполне возможен для всей страны. Вырвался наверх Рваный (артист Андрей Черкашов), делает деньги, но по законам дня, презирая честные правила игры. Погибает вместе со своим бритоголовым оруженосцем и палачом Хулей (Дмитрий Журавлев). Гибнет и Танька Рыжая (Татьяна Телегина), решившая родить в аду ребенка и спастись. Но скорая помощь - не для беспаспортных и подвальных граждан РФ... Гибнут юная жрица секса Жанна (Ольга Ионина) и верный своей любви к ней Майк (Алексей Иноземцев), вроде бы ухвативший птицу счастья в шоу-бизнесе. Но страшная болезнь - спутница их закулисья - убивает заблудших. Беда так безмерна, что в финале бессильно рыдает Темный ангел (Галина Понятовская), а Светлый ангел (Юлия Зеленина) путает добро и зло, сопровождая отлетающие души. Сгинул в джунглях северной столицы Близнец (Евгений Киселев), успевший назвать юного Монаха отцом. Остаются послушник и Фома, друг Близнеца, после стольких смертей поверивший Монаху. И пошли они по Руси, и на их пути встречаются добрые люди. Накормят, напоят. И где-нибудь, повидав мир, испытав самое страшное, они станут христианами - работниками на земле. Крестьянами-христианами. Ибо есть личная вина в гиблой доле их друзей - путь к свету они искали неправедным образом. Не даю оценок исполнителям (заслуженная артистка РФ Анта Колиниченко поставила им от "хорошо с плюсом" до "пятерки", согласен). Хорошо бы перенести спектакль по неровной пьесе Людмилы Разумовской "Домой!" на большую сцену. Неровной потому, что цитаты из горьковской "На дне", айтматовской "Плахи" и других произведений часто накрепко пришиты к современному жгучему биению больных молодежных проблем. Такие постановки нужны сегодня. Дело театра - доработать спектакль. Ведь он зовет не к новому страшному и кровавому переделу. Это мы проходили. Он зовет - повернись к духовному свету и сможешь обрести человеческий путь. Из интервью с Арменом Джигарханяном: - Театральный сезон в театре Армена Джигарханяна открылся премьерой спектакля "Закрой глазки - расскажу тебе сказки". Что это за спектакль? - Мне кажется, в нем заявлена очень важная проблема. Может быть, самая серьезная сейчас для нашей страны. Проблема наших детей, которые нами брошены. Эта пьеса попала ко мне без титульного листа, поэтому я не знал ни автора, ни названия. Позднее выяснилось, что это Людмила Разумовская и что пьеса называется "Домой". Мы поменяли название, и получилось: "Закрой глазки - расскажу тебе сказки" - первое название показалось невыразительным, а кроме того, у нас идет другая пьеса - "Возвращение домой". (Для интересующихся: театр А. Джигарханяна
– это здание бывшего кинотеатра «Прогресс» в Москве, Ломоносовский проспект,
1 остановка от м. «Университет» по направлению от МГУ) – прим. http://yanka.lenin.ru) Режиссерские
чаяния Крючковой
Народная артистка России, актриса БДТ им.Товстоногова Светлана Крючкова вскоре предстанет в новом качестве - в амплуа режиссера-постановщика спектакля "Домой" по пьесе Людмилы Разумовской. Пьеса посвящена памяти певицы Янки Дягилевой, в 30 лет покончившей с собой. Пьеса страшная, социально острая. Пьеса о детях, живущих в Питере на чердаках, в подвалах, - почти все они погибают. Спектакль Крючкова делает со студентами своего курса (она - профессор Гуманитарного университета профсоюзов). Помогают им студенты социологического факультета, которые опекают обитателей приюта "Маленькая мама", где живут несовершеннолетние мамы со своими детьми. Пьеса реально перекликается с жизнью - одной из героинь 15 лет, и она умирает при родах... - Светлана Николаевна, вы снимаетесь в кино, у вас много театральных ролей. Вы учите молодежь и читаете русскую поэзию на вечерах, проводите творческие встречи. Что подвигло вас на режиссерский дебют? - У нас давно не было остросоциальных спектаклей. Причем, к слову социальный я отношусь в позитивном его значении: это то, в чем мы живем, в чем существуем и от чего мы напрасно отмахиваемся. Пьесу "Домой" ставили за границей, но я считаю, это наша жизнь, более того, это питерская история. Питер обладает особой аурой, особой атмосферой - климатической и психологической. Мы, живущие в этом городе, можем об этом сказать так сильно, так пронзительно, как никто. Даже декорации мы делаем в форме некой дороги, которая принимает форму креста. Дети уходят из этой жизни по этой дороге, а в финале она поднимается, и мы видим наш питерский разводной мост, слышим шум дождя, стук колес нашего трамвая. Я вся погружена в эту работу, и мне хочется, чтобы спектакль "прозвучал". Но вот деньги на такие пьесы в Петербурге дают неохотно, легче финансируют какую-то пошлятину, где насилуют и убивают. Политика городских властей по отношению к актерам, к творцам, к сожалению, способствует тому, что отсюда уезжают. Я слышала, что в Москву зовут Спивака. Если он уедет, это будет катастрофа. Но помочь его театру никто не собирается! Денег на студенческий спектакль у нас нет, но нам выделят ткань и другие материалы для декораций, хореограф Николай Реутов бескорыстно поставит несколько пластических номеров. Наталья Колесник, директор Театра "Дом", где я участвую в антрепризах, оказывает поддержку в аренде помещений для репетиций, в подготовке рекламного обеспечения. Старший сын Дмитрий, студент 5-го курса факультета звукорежиссуры Гуманитарного университета профсоюзов музыкально оформил два моих антрепризных спектакля, помогает и в этой работе. Владимир Дмитриев*** Народная артистка России, актриса БДТ им. Г.А.Товстоногова Светлана Крючкова предстала в новом качестве - в амплуа режиссера-постановщика спектакля "Домой" по пьесе Людмилы Разумовской. Пьеса посвящена памяти культовой рок-певицы Янки Дягилевой, которая в 30 лет покончила с собой и которая по трагизму, по энергетическому заряду сродни Марине Цветаевой. Пьеса очень страшная, социально острая. Пьеса о детях, живущих в Питере на чердаках, в подвалах, - и в итоге почти все они погибают. Спектакль Крючкова делает со студентами своего 4-го курса (она - профессор и мастер курса Гуманитарного университета профсоюзов), и ребята с удовольствием работают над этой пьесой. Им помогают студенты социологического факультета, которые опекают обитателей приюта "Маленькая мама", где живут несовершеннолетние мамы со своими детьми. Так вот, пьеса настолько сильно перекликается с жизнью, что уже появилась идея объединить этот спектакль и акцию "Маленькая мама", потому что одной из героинь пьесы - 15 лет, и она умирает при родах... -- Светлана Николаевна, вы продолжаете активно сниматься в кино и на телевидении, у вас множество театральных ролей. Вы учите молодежь и читаете русскую поэзию на поэтических вечерах, проводите творческие встречи. И вот новая ваша задумка, новая идея претворяется в жизнь. Что подвигло вас на режиссерский дебют? -- У нас давно не было остросоциальных спектаклей. Причем, к слову социальный я отношусь в позитивном его значении - это то в чем мы живем, в чем существуем и от чего мы напрасно отмахиваемся. Пьесу "Домой" ставили за границей, поставил ее и у нас какой-то болгарин в театре А.Джигарханяна. Но я считаю, что эту пьесу должен ставить русский человек. Это наша жизнь, более того, это - питерская история. Питер обладает особой аурой, особой атмосферой климатической и психологической. Мы, живущие в этом городе, можем об этом сказать так сильно, так пронзительно, как никто. Даже декорации мы делаем в форме некоей дороги, которая принимает форму креста. Дети уходят из этой жизни по этой дороге, а в финале она подымается, и мы видим наш питерский разводной мост, слышим шум нашего дождя, стук колес нашего трамвая. Я вся погружена в эту работу, и мне очень хочется, чтобы спектакль "прозвучал". Но вот деньги на такие пьесы в Петербурге дают очень неохотно, быстрее дадут на какую-то пошлятину, где насилуют, убивают. И еще (очень прошу это напечатать) я бы очень хотела посоветовать нашим питерским журналистам отучится от одной дурной привычки -- они громогласно ругают все, что делается в Питере. Если я буду говорить, что мой ребенок дебил, то он, ни у естественно, кого не вызовет интереса. И нельзя все сводить до уровня скандалов. А москвичи все свое очень хвалят, у них уровень PR очень высок, и в этом у них можно поучиться! Светлана
Крючкова: вместе – хороший спектакль!
- Почему Вы решили ставить спектакль по пьесе Л. Разумовской "Домой"? - Товстоногов всегда говорил: "Ставить нужно то, мимо чего не можешь равнодушно пройти". Когда Людмила Николаевна Разумовская пришла на премьеру спектакля по своей пьесе "Ваша сестра и пленница", я обратилась к ней: "Людмила Николаевна, может быть, у Вас есть какая-нибудь пьеса для молодых?". Через день Разумовская принесла эту пьесу, я прочитала её и заболела ею: вижу её, слышу. У меня, как у булгаковского героя из "Театрального романа", перед глазами вдруг начали двигаться какие-то человечки, я вдруг стала их видеть и слышать. Пьеса "Домой" посвящена памяти Янки Дягилевой. Я прослушала все песни Янки, которые мне удалось найти. Она ушла из жизни, когда ей еще не было 30-ти лет, и мне кажется, что по трагическому заряду она чем-то сродни Марине Цветаевой. Поэтому я взяла пьесу "Домой". Мне трудно представить театр, в котором могли бы ее поставить, зато пьеса идеально подходит моим студентам, потому что действующие лица ее дети от 9 до 18 лет. У меня в спектакле есть две потрясающие девочки, которые играют мальчиков девяти и одиннадцати лет. - А как Ваши студенты относятся к этой постановке, и кто ещё участвовал в работе по созданию спектакля? - Мои студенты - высокопрофессиональные люди. Очень много талантливых ребят, они не похожи друг на друга, каждый из них индивидуален, каждый - личность. Этот спектакль им близок. Это совсем не то, когда, например, они играют "Дядю Ваню". Пьеса "Домой" - питерская. Для нас очень важен образ Петербурга, в спектакле он просматривается даже визуально. Декорацию расписывал выпускник лицея при Мухинском училище Стас Вирин. Мы попросили у него создать Петербург Достоевского - центр Петербурга, дождливый, размытый, увиденный глазами молодёжи. Я дала ему карт-бланш: он творил, как хотел. И когда мы повесили декорацию, то увидели, что она превосходна. И музыка... Я сказала своему сыну, что нужна музыка для спектакля - даже не музыка, а, скорее, настроение, выраженное мелодией. И они со Стасом в один голос сказали: Aphex Twin. Так творчество этого человека тоже появилось в нашем спектакле. Я очень люблю молодёжь - у них совершенно другой взгляд на этот мир, он мне более интересен, чем взгляд людей, которые душой постарели, которым хочется тихо сидеть на печке, получать свои деньги и никуда не двигаться. - Этот спектакль для молодых? - Не могу сказать, для кого этот спектакль. Скорее, он для всех возрастов. Для меня основная тема спектакля - то, что ребёнок в этом мире без поддержки взрослых беззащитен, что ребёнка надо поддерживать. Каждый ребёнок по-своему талантлив, по-своему чист, но он в силу обстоятельств оказывается в огромном городе одиноким. И тогда он может только погибнуть. Хотя мы не вытаскиваем чернуху, но просто получается так, что общество виновато в том, что плодит социально-униженных, брошенных и никому не нужных детей. Поэтому я считаю, что наш спектакль остросоциальный. Беседу вели В.КАРПОВ и
В.ПАВЛОВ, Газета "Новый Петербургъ", №45 (511), 1.11.2001 г. Молодежный
театр «Домой»
В буквальном смысле с протянутой рукой встречали артисты самодеятельного театра Дворца культуры и техники ОАО "НЛМК" зрителей, пришедших на премьеру спектакля "Домой!" по пьесе известного драматурга Людмилы Разумовской. ВХОДНУЮ плату предлагалось пожертвовать "на детдом", и это стало прологом к сценам из жизни современных беспризорников, поставленным режиссером театра Игорем Коробовым. В постановке, поднимающей проблемы преступности, проституции и «бомжевания» среди малолетних, заняты как взрослые артисты, так и старшеклассники липецких школ. В качестве музыкального сопровождения к спектаклю звучат песни рок-барда Яны Дягилевой, в детстве хлебнувшей горя беспризорничества (без комментариев – оставим эту глупость на совести журналистов КП-Воронеж – прим. http://yanka.lenin.ru) и несколько лет назад покончившей с собой, памяти которой и посвящена пьеса. Комсомольская
Правда - Воронеж В режиссуре Крючковой
24 ноября в ДК им. Газа народная артистка
России Светлана Крючкова представляет спектакль «Домой!..» памяти Янки
Дягилевой. Это история о существовании ребят, по разным причинам оказавшихся
на улице. Как пишут критики, «происходящее на сцене, как осколки битого
стекла, врывается в темный зал, раня всех зрителей независимо от возраста». В
спектакле звучат песни и стихи Янки Дягилевой. Светлана Крючкова не только поставила
спектакль, она играет роли Светлого и Темного ангела. В спектакле заняты И.
Матусевич, Ю. Овченков, Е. Славский и другие. «АиФ-Петербург»
№47/2002 Ученики СветланыВ концертно-досуговом центре «Московский»
(Московский пр., 152) 25 апреля – спектакль «Домой!..». Он поставлен народной
артисткой России Светланой Крючковой, она же играет одну из главных ролей.
«Домой!..» – это история о ребятах, оказавшихся на улице, в спектакле звучат
песни безвременно ушедшей из жизни Янки Дягилевой, по одноименной песне
которой названы пьеса и спектакль. В спектакле заняты воспитанники Светланы
крючковой в Гуманитарном университете, которые составили театр-студию. «АиФ-Петербург»
№17/2003 Из заметки: «Многогранная» Крючкова»
Конец января и самое начало февраля пройдет под знаком нашей именитой
театральной богини Светланы Крючковой. Старт будет дан 24 и 25 января в Дк имени Газа спектаклем «Домой!».
Каждый раз этот спектакль, где Светлана Николаевна выступает в роли Светлого
и Темного Ангела, а также режиссера-постановщика, привлекает внимание
заядлого театрала. Вкратце напомним, о чем здесь речь: «История о жизни,
вернее, существовании ребят, по разным причинам оказавшихся на улицах
«гостеприимного» Питера»... Спектакль посвящается памяти Янки Дягилевой. В
постановке звучат стихи и песни этого талантливого человека. «Петровский
курьер» (СПб) №2, 20.01.2003 Четвертая стена К сожалению, День семьи в череде многочисленных майских праздников для
многих петербуржцев прошел незамеченным, но только
не для народной артистки России Светланы
Крючковой. Именно к этому празднику был приурочен показ дипломного спектакля
выпускников ее курса. Зал, полный зрителей до шестнадцати и старше, погружается
в темноту и проникновенный, трагически-надломленный голос Янки Дягилевой
разрывает разом наступившую тишину: «Ожидало поле ягоды, ожидало
море погоды. Засыпала с человечеством,
просыпалась с одиночеством...» За два с половиной часа, в течение которых длится спектакль, всего восемь
юных актеров проживают на сцене целую жизнь, наполненную необходимостью
выживать в этом мире взрослых, повернувшихся к ним спиной в заботах о
собственном благополучии и не желающих включить в своей душе свет любви к
ближнему. Договариваясь со Светланой Крючковой о
встрече, я совершенно не представляла, в каком «растерзанном» состоянии будет
находиться мое «Я» после той шокотерапии, которой явился для меня этот
спектакль. Когда схлынул, казалось бы, нескончаемый поток зрительской благодарности и мы со Светланой Николаевной остались одни,
ей достаточно было одного взгляда на меня, чтобы понять, что вместо вопросов
от меня легко можно дождаться глубокого обморока. К моему счастью, усталость
и хронический дефицит времени не отразились на природном даре человеческой
чуткости этой удивительной актрисы. В порыве благодарного снисхождения
сильной женщины она перенесла нашу встречу на следующий день. Еле слышно пролепетав слова благодарности, я буквально выпала из кулуаров
театра под живительные лучи вечернего солнышка. Назавтра, приведя свои растрепанные чувства в порядок, в назначенный
час я переступила порог дома народной артистки. Как бы ни готовила я себя к предстоящему
визиту, памятуя о том, что талантливый человек талантлив во всем, меня ждало
очередное потрясение. У Крючковой удивительный дом —
весь в цветах и милейших вещицах. В ответ на мои восхищенные взгляды по
сторонам Светлана Николаевна пояснила: «Да, я бережно храню все, что мне
дарят, и помню историю появления у меня любого из предметов, которые вы здесь
видите». ЧЕТВЕРТАЯ СТЕНА — Теперь мне стал понятен выбор именно пьесы «Домой!..» для дипломного
спектакля Ваших студентов. — Да, спектакль родился в этом доме. Он весь был отрепетирован в моей комнате
на двух квадратных метрах свободного пола. — Светлана Николаевна, поясните, пожалуйста, нашим читателям, кто такая
Янка Дягилева, имя которой стоит в посвящении пьесы? — Это культовая рок-певица, творчество которой
послужило толчком для Людмилы Разумовской к написанию пьесы «Домой!..» Как
ученица школы-студии МХАТа я ко всему подхожу серьезно. Поэтому, услышав
фамилию Дягилевой, я планомерно стала искать материалы о ней. Я рыскала в
поисках дисков, подключила к этому всех вокруг. Дети несли мне кассеты со
всех концов, нашли даже видеозапись с концерта Янки. Когда
я ее услышала, она меня потрясла. У нее колоссальный трагический
заряд. Я это всегда чувствую. Для меня она сродни Цветаевой по этой
трагичности, хотя масштаб дарования другой, конечно. И когда я услышала ее
стихотворение «Ожидало поле ягоды...», исполненное совершенно не актерским голосом,
я поняла, с чего должен начинаться наш спектакль. Те немногие люди, которые
смотрели нас в прогонах и слышали абсолютно некачественные записи (студийной
у Дягилевой не было), говорили, что я сама должна читать стихи и петь песни.
У меня же не было ни малейшего сомнения. Я знала, что должен звучать голос
только Янки. — На самом деле ее песни буквально рвут душу. — Да, это так. У Дягилевой есть страшные песни, такие страшные... Я ее слушала
два года, не переставая. Мой старший сын Митя занимался музыкальным
оформлением спектакля. Он вытянул на компьютере максимально чистое звучание
ее голоса. Кстати, одна из центральных песен Янки называется «Домой...» У
каждого есть мечта и музыка мечты. В нашем спектакле — это "Лестница в
небо". — Знакомство с творчеством Дягилевой укрепило Вашу уверенность в
правильности выбора пьесы для Ваших студентов. — Пьеса поразила меня в самое сердце. Сразу же! Мне не надо было ничего
объяснять, хотя у Разумовской специфическая драматургия. Она несколько литературная.
Некоторым режиссерам трудно найти то, что называется действием. Тут секрет в
чем-то другом... Мне он понятен. Это невозможно выразить словами. Для меня
действие лежит на поверхности. Поразительно, что Разумовская приходила на
премьеру своих пьес, в которых я играла, смотрела, и все. Сейчас она приходит
на каждый наш спектакль и плачет. Говорит: «Я все знаю, но все равно...» Это
очень важно — такая ее реакция. Значит, мы «поймали» автора. — Важно еще и тем, что подростковых спектаклей сейчас нет. — Это, действительно, так. «Домой!..» на всю страну, может быть, один такой
спектакль. От подросткового возраста взрослые стараются отдалиться,
перетерпеть его. Им нравятся дети маленькие, до возрастного перелома, или уже
после, особенно мальчики. В подростковый же период с детьми очень трудно и
никто не желает на их проблемах сосредотачиваться. Для меня дети — моя
единственная слабость. Я их люблю, я их жалею, мне кажется, что я их понимаю. — Главное, что Вы стремитесь их понять! — Да. Многое в них можно исправить, направить и очень многое в этом
зависит от нас, от взрослых. Поэтому мне в пьесе все ясно и интересно. — Мне очень понравился мальчик, играющий Веньку-монаха. Он так вытягивает
роль, что производит впечатление искренне верующего человека. Роль второго
плана в его исполнении рядовым зрителем воспринимается как одна из главных. — Мальчик замечательный! Его не видел никто, кроме меня. Когда я давала
Кириллу Косову эту роль, мои оба педагога скривились и сказали: «Да, вы что! Он
никогда не сыграет...» У меня же не возникало в нем сомнения ни на минутку. — Ваш Кирилл так органичен в актерском самовыражении, что у моего четырнадцатилетнего сына в одной из сцен
спектакля возникло невольное сравнение Веньки с Серафимом Саровским. — Это очень важно. Вот это нам и надо. Чтобы именно подобные мысли и
рождались у зрителя. Подростки боятся раскрыться и нередко за нервными
смешками прячут неловкость от увиденной на сцене правды. Главное, что над ней
они задумываются. — В Вашем спектакле все хотят Домой... —Туда, где хорошо. Для меня важно само понятие Дом. Я по гороскопу рак.
Символ рака — это колыбель, мать и дитя. Раку нужен дом, а я рак без панциря,
поэтому моя задача в этой жизни «отрастить» раковину. (...) Беседовала Татьяна
Дергачева *** Одним из самых ярких театральных событий этого года было знакомство со спектаклем
«Домой». Проходило оно в три этапа. 4 ноября 2001 года мы
были на премьере этого спектакля в ДК «Выборгский». 17 ноября актеры и
режиссер спектакля С. Н. Крючкова стали гостями нашей школы (фрагмент
интервью мы решили поместить в нашей газете), а 9 декабря мы еще раз ходили
на этот спектакль, который был представлен уже на большой сцене. Интервью с актерами (студентами
старших курсов Университета Профсоюзов) и режиссером спектакля, мастером
курса Светланой Николаевной Крючковой: (...) Вопрос к С. Н. Крючковой: Как пришла идея использовать песни Янки
Дягилевой, с помощью которых создается особая атмосфера спектакля? Ответ: Эта идея принадлежала автору пьесы - Людмиле
Николаевне Разумовской. У неё есть дочка, которая слушает песни Янки
Дягилевой. Как Л. Н. Разумовскую, так и меня поразил глубокий трагизм этих
песен, поэтому мы решили, что они как нельзя лучше отразят атмосферу
спектакля. Вопрос Жанне (актриса Ирина
Матусевич): Возможно ли,
по-Вашему, оправдать самоубийство? Ответ: От одного человека я услышала, что он
сначала осудил мою героиню, а потом подумал о том, был ли у неё другой выход?
Она же потеряла всё, жизнь ее сложилась так, что иного выхода у нее не было. Вопрос к С. Н. Крючковой: Вам не кажется, что молодое поколение
после просмотра спектакля может решить, что единственный путь избавления от
всех проблем - самоубийство? Ответ: Каждый ищет ответ на свой вопрос и находит
то, что ищет, как в магазине. Тут зритель выбирает сам свой путь. Я не
считаю, что мы указываем зрителю на самоубийство. (...) Материал
подготовили Анна Спирина и Оля
Любченко, 9 "а" класс «Боль и одиночество ощущаю по сей день...» "Домой!.." - так называется дипломный спектакль, поставленный
Народной артисткой России СВЕТЛАНОЙ
КРЮЧКОВОЙ со студентами Гуманитарного Университета Профсоюзов. Недавно спектакль был показан в Культурном
центре ГУВД Санкт-Петербурга специально для сотрудников ГИБДД. Пьеса Людмилы
Разумовской посвящена памяти Янки Дягилевой. Герои - уличные дети и песни Янки. Место действия - их временный
дом, чердак. Здесь они живут, любят друг друга, спорят, мечтают, пьют водку,
ведут разговоры о жизни и о Боге. Сюда за ними приходят добрые и злые Ангелы.
В конце концов, уходят все. Но не домой... После спектакля с постановщиком
спектакля встретилась наш корреспондент Лариса ПЕТРОВА Далее в беседе идет речь о проблемах детей,
неустроенности молодежи и т.д. – прим. http://yanka.lenin.ru) Светлана Крючкова: «Кому ты служишь - Богу или дьяволу?» Два года назад в Петербурге состоялась премьера спектакля
"Домой!.." по одноименной пьесе Людмилы Разумовской. Он о ребятах,
волею судьбы оказавшихся на дне жизни, в подвалах Петербурга. Поставила
спектакль народная артистка России Светлана Крючкова с молодыми артистами
своего курса. История, обжигающая жестокой правдой жизни, сегодня, как,
впрочем, и с первого дня показа спектакля, волнует, рвет на части чуткие
сердца зрителей. Об этом и состоялась наша беседа с художественным
руководителем театра-студии С.Н.Крючковой. - Светлана Николаевна, что заставило Вас обратиться к теме брошенных,
одиноких, бездомных детей? - Все очень просто. Пьесу мне принесла Разумовская Людмила Николаевна. Прочитала
ее - и очень понравилась, просто в нее влюбилась. Конечно, не сравниваю свою жизнь
с жизнью этих детей, хотя я сама очень долго была без дома. Очень долго. Дом
и крыша над головой у меня появились в тридцать лет. И я очень хорошо знаю, что
такое, когда нечего есть, и никто тебя не пожалеет... Просто чувствую. Это моя
большая боль - дети в нашем обществе. Дети и старики, никому не нужные... - Пьеса посвящена памяти Янки Дягилевой - рок-певицы, известной
питерскому андеграунду, которая в 90-е годы трагически погибла. По-моему
слова из рефрена песни «Выше ноги от земли» и «Обманули дурачка» могли бы
стать хорошим названием для такого спектакля. - Может быть. Но самое главное - домой! Потому что домой - это туда,
где хорошо, где тебя любят и ждут. Дом - вот что важнее всего. (...) Беседовала Ирина Королева «Домой!..» Памяти Янки Дягилевой «На сцене надо ставить то,
мимо чег не можешь пройти равнодушно». Г.А. Товстаногов. Спектакль поставлен народной артисткой
России Светланой Крючковой с участием выпускников кафедры актерского
мастерства и режиссуры (зав. кафедрой - народный артист России, профессор
СП6ГУП 3. Я. Корогодский) по одноименной пьесе Людмилы Разумовской «Домой!..» История о жизни, вернее, существовании ребят, по разным причинам
оказавшихся на улицах «гостеприимного» Питера. Происходящее на сцене, как
осколок битого стекла, врывается в темный зал, раня всех. Трудно сдержать
слезы, когда видишь, как 15-летняя девочка, не знающая, от кого забеременела,
умирает от родов в холодном подвале. А «скорая» не приедет, потому что... у
нее нет паспорта. И предполагаемым отцам проще ее сжечь прямо здесь, чем
обнаружить себя. История о том, как вдруг меняются люди, когда смерть или ее
непосредственная близость сдирает с кожей маски, которые мы так усердно на
себя надеваем. И вот циничный вор и убийца вдруг превращается в плачущего
мальчика, а его ничтожный халдей становится хозяином. О милой девушке,
которая мечтала о домике на море, где она будет жить со своим любимым, а
стала проституткой. Об Ангеле, который приглашает нас в мир грез и громко
захлопывает дверь за спиной вошедшего. О монахе,
который волею случая оказался в этой среде и не выдержал даже малой части
того, что стало для этих детей привычной жизнью. Прекрасно исполненные роли, декорации, свет, музыкальное сопровождение
- все это вместе дает зрителю возможность немножечко понять, как чувствует
себя человек без мамы и папы, без крыши над головой, без опоры в жизни. В
наше непростое время, когда молодежи так легко сбиться с пути, этот редкий по
мощности звучания спектакль заставляет даже молодых людей с неразвитой душой задуматься
о выборе жизненного пути, о чистоте взаимоотношений, о дружбе, любви и
милосердии. Особенно рекомендуется учащимся 10-11-х классов, воспитанникам
интернатов и детских домов, студентами вузов, педагогам, социальным
работникам, представителям политических (в том числе молодежных) движений и
просто родителям. В спектакле звучат песни безвременно ушедшей из жизни и так любимой
молодежью Янки Дягилевой, по одноименной песне которой и названы пьеса и
спектакль. Владимир
Станиславский Среда Петрограда
№1 (16), 09.01.02 "..." Полузабытая-полунеизвестная девочка пропела-прокричала в лицо России
(Россия, как всегда, не услышала) свои песни-плачи по еще одному потерянному
поколению и захлебнулась в свои двадцать два в самом начале девяностых в
водах Оки или Волги, когда «воды дошли до души ее». Пьеса «Домой», написанная тогда же, как
отзыв, отклик, диалог и, возможно, ответ, пролежала почти десятилетие никому
ненужная в русском театре, потому что одна часть общества (включая
«творческую интеллигенцию») стала «ковать железо» в виде твердой
ненациональной валюты, и драмы и трагедии простых людей перестали ее
интересовать, а другая часть (подавляюще большая, то есть, народ) - стала
кое-как выживать и кое-как вымирать. И в этом безудержном стяжании одних взрослых и выживании-вымирании
других, как-то «естественно», сама собой выпала та его (общества) (нежнейшая)
часть, которую когда-то сентиментально и высокопарно называли «цветами жизни»
и «нашим светлым будущим». Проблема детей есть на самом деле проблема отцов.
Л. Разумовская |