Янка Дягилева

Фото Олега Зотова, Ленинград, 1989 (из архива Александра Митина)

Часть фото сделана в сквере на углу Стремянной и Дмитровского переулка. Дмитровский сквер, или, как его в народе называют «Эльфовский садик», раньше был местом встречи питерского андеграунда периода застоя. Назван он был так по названию кафе на углу «Эльф» (на сегодняшний день кафе «Кения»). Сквер и сейчас располагается у дома №11 по Стремянной улице, но сейчас почти утратил свое культовое значение. А раньше здесь собирались представители подпольной элиты – музыканты, художники, поэты и писатели – вся творческая молодежь. В общении здесь зарождалось новое искусство, философия, эстетика свободы, нонконформизм. Садик был известен в среде неформалов со всего союза. Многие, приезжая в Ленинград, стремились попасть в этот сквер, чтобы услышать новые стихи, музыку, почувствовать себя свободным. Расцвет Эльфовского садика пришелся на 70-80-е года прошлого столетия, тогда он был культовым местом наряду с такими, как «Треугольник», «Ротонда» и кафе «Сайгон» и многими другими. Сейчас в скверике не очень оживленно, но раньше здесь бывали и Цой, и Гребенщиков, Башлачев и многие другие.

Из письма Андрея Колкунова на сайт:

Этой осенью я был в Петербурге. Побывал там во многих интересных местах. Благодаря вашему сайту, я увидел фотографии Янки в этом городе в 1980-х годах, когда город еще назывался Ленинградом. Я рассмотрел несколько фотографий Яны на Стремянной улице недалеко от Эльфовского садика. Фото сделаны в 1989 году. Автор фото - некто Олег Зотов. Снимки сделаны на Стремянной улице, где в 1980-е годы фотографировалась Янка Дягилева. Приехав в Петербург, я отправился на Стремянную улицу. Она идет параллельно Невскому проспекту и соединяет улицу Марата и Владимирский проспект. Эльфовский садик находится как раз напротив тыльной части отеля "Коринтия" (лицевая часть отеля выходит на Невский проспект). Садик благоустроен, в нем сделана детская площадка, установлены скамейки, фонари. Кафе в доме №11 теперь называется "Бейрут". Я стал рассматривать дома, пытаясь найти те здания, на фоне которых сфотографирована Янка.

На сайте есть снимок, где Яна стоит между двух трамвайных путей. За ней справа - поворот на какую-то улицу. Я установил, что это - Поварской переулок. Вдали - улица Марата. Слева - здание с двумя парадными и подворотней между ними. Я легко нашел это здание. А вот здание, что на снимке справа от Яны, найти не мог! Судя по другим снимкам, это дом №15. На его месте я обнаружил совсем другое здание. Я не верил своим глазам! Ведь то здание, что я видел теперь, было в стиле "модерн", и, стало быть, построено либо в конце XIX, либо в начале ХХ века! Я вертелся, смотря во все стороны! Ерунда какая-то! Судя по снимку, я ошибиться не мог!

Ко мне подошла пожилая дама и спросила, что я ищу. Я спросил о доме №15. Дама рассказала, что этот дом обветшал и частично обрушился (слава Богу, что не было жертв!). Дом снесли, а на его месте выстроили новое здание в стиле "модерн" - специально под старину, чтобы не портить архитектурный ансамбль улицы. Я поблагодарил женщину и, подойдя к этому новому дому, установил с точностью до нескольких метров место, где стояла Янка. Трамвайной линии на улице Стремянной больше нет, но я мысленно прикинул расстояние от тротуара до бывшего междупутья. Место, где стояла Янка, я сфотографировал.

Есть на вашем сайте и снимки, где Яна вместе со своей подругой Кирой Исай сидит на пристани. Вдали - многопролетный мост. Река эта - явно не Нева. Либо Фонтанка, либо Мойка. Пройдя вдоль Мойки и канала Грибоедова, я понял, что фотография сделана не у этих водоемов - мосты на них только однопролетные. Стало быть - Фонтанка. Я осмотрел мосты на Фонтанке и понял, что Яна и Кира сидели на пристани у Аничкова моста, у дворца Белосельских-Белозерских (судя по изгибу реки). Побывал я и на улице Рубинштейна, где видел дом, в котором когда-то был Ленинградский рок-клуб. Теперь в этом помещении театр. На улице Рубинштейна много кафе и ресторанов, и, стало быть, эта улица популярна среди молодежи. Вот на этой-то улице, недалеко от здания, где был рок-клуб, я увидел двух девушек. Девушки сидели, разговаривали, одна из них курила. Я поздоровался и спросил:

- Девушки, вы помните рок-клуб?
- Помним!
- А знаете ли вы Янку Дягилеву?
- Конечно знаем!
- Откуда? Ведь вы молодые, а Яна погибла еще в 1991 году!
- Тем не менее, мы ее хорошо знаем! Мы росли на ее песнях! На дисках слушали!
- Вот спасибо, девушки, порадовали меня, старика!

(Мне, правда, всего-то 45 лет...)

А перед этим был я в сквере у Зимнего дворца. Увидел там компанию парней и девушек. Они пели песни под аккомпанемент гитары. Я услышал знакомую бардовскую песню со словами "улыбаться будем дворникам". Я подошел к этим людям и разговорился с ними. Они тепло приняли меня. Затем подошел пожилой мужчина, попросил разрешения взять гитару и сыграть. Он замечательно играл и пел. Мне кажется, это были песни времен бардов-"шестидесятников". Человеку было приятно - ведь он был явно из того поколения! Я спросил у этой молодежной компании: "Знаете ли вы Янку Дягилеву?"
"Знаем!" - ответили они.
Я был потрясен добротой и отзывчивостью людей в Петербурге!
Изучая Стремянную улицу, я в одном из домов увидел библиотеку. Я зашел туда в надежде найти сборник стихов Янки Дягилевой. В библиотеке книг интересных - море! У меня аж глаза разбежались!
Я долго листал "Главы из блокадной книги", затем - сборник стихов Городницкого. Наконец спросил о стихах Янки Дягилевой. Девушка-библиотекарь посмотрела по компьютеру - такой книги в этой библиотеке не было. Затем девушка позвонила в библиотеку имени М.Ю.Лермонтова на Литейном проспекте. Оттуда ответили, что у них есть многотомная книга "Поэты русского рока", где собраны стихи Янки. Я поблагодарил работниц библиотеки на Стремянной улице. Какие это внимательные и отзывчивые люди! Это отличительная особенность жителей Петербурга!

Такая же теплая атмосфера ждала меня и в библиотеке имени М.Ю.Лермонтова. Помещается она в красивом здании по адресу Литейный проспект, 19. Войдя в здание, я был потрясен его красотой! Я поднялся по красивой лестнице на второй этаж, прошел по анфиладе комнат в зал, где мне вручили книгу "Поэты русского рока". На обложке был список поэтов. В этом списке я увидел дорогое мне имя: "Янка Дягилева"! Я спросил библиотекарей о здании, в котором размещена библиотека. Они ответили, что это дворец Мусиных-Пушкиных! В этой библиотеке (как и во многих библиотеках Петербурга) регулярно проводятся интереснейшие мероприятия - читаются лекции, проходят театрализованные выступления. Вот куда привела меня Яночка! Если бы не она, я едва ли оказался бы в петербургских библиотеках!

Несколько вечеров я читал стихи Янки. Но их было так много, что все прочитать не удалось! Надеюсь еще побывать в Питере и дочитать поэзию Янки!

Кстати, когда я шел по Литейному проспекту в эту библиотеку, я увидел указатель в интересный музей - Фонтанный дом Анны Ахматовой! Я слыхал об этом музее, хотел там побывать, но я не знал, что вход в него с Литейного проспекта. Музей размещается во флигеле Шереметевского дворца. Сам дворец выходит фасадом на набережную Фонтанки, а вход в его двор - с Литейного проспекта. На втором этаже дворцового флигеля находится бывшая квартира Пуниных, где жила Анна Ахматова. Вот таким образом Янка Дягилева привела меня в квартиру Пуниных, к Анне Ахматовой! Побывав в этом музее, я был необыкновенно счастлив! Как и в библиотеках, там создана уютная домашняя обстановка! Казалось, что хозяева до сих пор живы, что вот сейчас в комнату войдет сама Анна Ахматова в сопровождении многочисленных членов семьи Пуниных! Из Фонтанного дома Анны Ахматовой я побежал по Литейному проспекту в библиотеку имени М.Ю.Лермонтова - читать стихи Янки. Я мысленно произнес фразу: "Побывал у АНИ, а теперь бегу к ЯНЕ!" Вот подумайте - АНЯ и ЯНА... Зеркальное отражение! И обе - русские поэтессы!

Вот так, благодаря Яне Дягилевой, я открыл незнакомые уголки Петербурга, познакомился с интересными людьми! Повторяю - Яна похожа на звезду, которая погасла, но свет которой до сих пор идет к нам! О таких людях написан стих, на основе которого построена песня (слушал на диске). Не знаю, кто автор - то ли Тальковский, то ли Вегин:

Уходя, оставлю свет
В комнатушке обветшалой,
Невзирая на запрет
Правил противопожарных.

У любви гарантий нет -
Это очень скверно, братцы,
Уходя, оставьте свет
В тех, с кем выпадет расстаться!

Жаль, что неизбежна смерть,
Но возможна сатисфакция:
Уходя оставить свет -
Это больше, чем остаться.

Сказано верно! Янка Дягилева оставила нам, живым, свой свет! А потому она осталась с нами! Везде, где бы я ни был, я ощущаю присутствие Янки! Она везде со мной, она везде помогает мне!